Учет возрастных возможностей учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет возрастных возможностей учащихся



Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы. Особенно трудно даются им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают свои силы.

Младшие подростки часто не в состоянии гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить в работу необходимые изменения. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не упуская из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, многие пяти- и шестиклассники медленно читают, не всегда понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Как видите, все это следствие недостаточно сформированных общеучебных и проектных навыков.

Дети этого возраста не слишком рефлексивны, т.е. не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя. При этом не следует, однако, забывать, что проект – это прежде всего самостоятельная работа, в которой автор может высказывать собственную точку зрения, которая, возможно, не совпадет с позицией учителя.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Здесь потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Академического опыта у учащихся 7–8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта.

Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности – это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Незначительные трудности вызывают анализ и самооценка, так как рефлексивные способности в этом возрасте еще находятся в стадии формирования. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем примере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими и сложными проектами.

Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за плечами значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может не принимать в ней участия: его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и т.д.

Таблица 1

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом с учетом возрастных возможностей ребенка

Этапы работы над проектом Степень участия педагога  
5–6е классы 7–8е классы 9–10е классы  
Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультаций, советов, обсуждений по запросу учащегося  
Целеполагание  
Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях – обучающая помощь  
Планирование  
Реализация плана  
Рефлексия  
Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя  
Презентация  

Оценивание проектов и обсуждение результатов

Наиболее эффективной системой оценивания в проектной деятельности является критериальное оценивание, которое, как правило, позволяет объективно разрешить все споры (если они возникают) относительно полученных отметок.

Результаты критериального оценивания проекта показывают учащемуся не только общий итог – отметку, но и те баллы, которые он получил по каждому критерию. Высокий балл свидетельствует о том, что удалось сделать хорошо, а низкий указывает на имеющиеся проблемы. Это богатый материал для обсуждения сильных и слабых сторон проектной работы. Анализируя полученные баллы, имеет смысл еще раз вернуться к ходу работы и обдумать, как следовало ее вести, чтобы результат был более высоким, и как в дальнейшем избежать допущенных ошибок. Использование критериального оценивания помогает учащемуся лучше понять, в чем ему удалось преуспеть и что еще предстоит усовершенствовать. Если в ходе работы над проектом автор периодически обращался к критериям оценивания, он имел возможность с высокой долей вероятности прогнозировать свою итоговую отметку. Поэтому при таком оценивании практически не возникает разногласий по поводу отметок, полученных по итогам защиты проекта.

Оценивание проектов

Анализируя результаты критериального оценивания проектных работ, вы тоже сможете ясно увидеть эффективность своей работы. Достаточно посмотреть, по каким критериям большинство ваших учеников получили максимальные баллы, – и вы поймете, в чем смогли добиться успеха как педагог. Если же по одному и тому же критерию большинство ваших подопечных получили низкие баллы – значит, здесь вам нужна методическая помощь. Поговорите со своими коллегами, чьи ученики получили высокие баллы по этому же критерию, обратитесь за помощью к организатору проектной деятельности, руководителю методического объединения. В любом случае вы сможете ясно увидеть свои слабые стороны и получить конкретную помощь.

Можно разработать собственную шкалу перевода набранных баллов по всем критериям в итоговую отметку, если в этом есть необходимость.

Приложение

Критерии оценивания проектов для 56-х классов

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения (максимум 3 балла)
Цель не сформулирована  
Цель определена, но план ее достижения отсутствует  
Цель определена, дан краткий план ее достижения  
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения  
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)
Тема проекта не раскрыта  
Тема проекта раскрыта фрагментарно  
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы  
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы  
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)
Использована неподходящая информация  
Большая часть представленной информации не относится к теме работы  
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников  
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников  
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора  
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода  
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества  
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта  
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)
Письменная часть проекта отсутствует  
В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении  
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру  
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами  
Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)
Презентация не проведена  
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию  
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента  
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент  
Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)
Проектный продукт отсутствует  
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)  
Продукт не полностью соответствует требованиям качества  
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)