Третья степень – это аль-ихсан, и Он является одним столпом. А это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь его, но даже если ты не видишь его, То поистине, Он видит тебя. (46) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третья степень – это аль-ихсан, и Он является одним столпом. А это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь его, но даже если ты не видишь его, То поистине, Он видит тебя. (46)



(46)Аль-Ихсан в арабском языке – это совершенство чего-либо и его завершение. Оно произошло от слова аль-хусн, что означает красота, противоположность безобразию. Ихсан подразделяется на несколько частей:

1) Аль-Ихсан между рабом и его Господом, что и подразумевается тут.

 

2) Ихсан между рабом и людьми.

 

3) Ихсан в работе, то есть мастерство в этом. Когда человек делает какое-либо дело или выполняет какую-либо работу, он должен делать это мастерски и доводить это до конца.

 

Первый вид – это Ихсан между рабом и его Господом. Этот вид Ихсана разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его спросил Джибриль, мир ему, в присутствии сподвижников, как это ещё придёт, и он сказал: «Ихсан – это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, то поистине, Он видит тебя». Ихсан между рабом и его Господом – это совершенство в выполнении того, чем его обязал Аллах. А это, чтобы он выполнил это дело правильно, посвящая его только Лику Аллаха Всевышнего. Дела Ихсана между рабом и его Господом – это такие дела, в которых присутствуют: направление поклонения только к одному Аллаху; следование за посланником Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. И разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, что у Ихсана две степени, одна из них выше другой.

 

Первая степень Ихсана: чтобы человек поклонялся Аллаху так, как будто он видит Его. И чтобы у него была твёрдая убеждённость и вера в Аллаха, как будто он видит Аллаха воочию. И чтобы у него не было колебаний или каких-либо сомнений, напротив, как будто Аллах перед ним, и он видит Его Всевышнего воочию. Тот из людей, кто достиг такой степени, достиг предела Ихсана. Он поклоняется Аллаху, как будто он видит Его, по причине полноты убеждённости и искренности, как будто он видит Аллаха воочию. Невозможно увидеть Аллаха Всевышнего в этой жизни, это возможно только в последней жизни. Однако, человек видит Его своим сердцем и это продолжается до тех пор, пока ему не начинает казаться, что он видит Его своими глазами. И поэтому Аллах вознаградит обладателей Ихсана тем, что они увидят Его Всевышнего в последней жизни. За то, что они поклонялись Аллаху таким образом, как будто они видят Его, Он вознаградит их тем, что даст им возможность увидеть Его своими глазами в обители блаженства.

 

Сказал Всевышний: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка» 1. Добавка – это возможность взглянуть на Лик Аллаха. Причина того, что они творили добро в этой жизни и Аллах даровал им Наилучшее, а это Рай и добавил к этому возможность увидеть Его, это то, что они поклонялись Аллаху таким образом, как будто


 
 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

они видят Его воочию. Они поклонялись Ему с любовью, тоскуя по встрече с Ним, а также наслаждаясь подчинением Ему, успокаиваясь при этом и стремясь к подчинению. Это и есть путь творящих добро.

 

Вторая степень Ихсана. Если человек не достиг этой великой степени1, то он должен поклоняться Аллаху, боясь того, что Он видит Его, знает его положение и знает то, что у него в душе. Поэтому не подобает человеку ослушаться Аллаха и нарушать Его приказы, в то время, как Он видит его и знает о нём. Это не плохая степень, но она меньше чем первая. И пока человек будет помнить, что Аллах видит его, он будет улучшать своё поклонение и совершенствовать его, потому что он знает, что Аллах видит его. Аллах Всевышний превыше всяких примеров, но, если бы человек находился перед кем-либо из творений, у которого высокое положение и он приказал бы ему совершить что-либо, то этот человек выполнил бы это дело прямо перед ним, в то время как тот смотрит на него. Разве допустимо, чтобы от этого человека исходило какое-либо нарушение в этом деле?

 

Заключение. Воистину, у Ихсана две степени:

 

Первая степень: степень видения сердцем, а это, чтобы человек поклонялся Аллаху так, как будто он видит Его. Это по причине силы убеждения и Веры, как будто он видит Аллаха воочию.

 

Вторая степень: она меньше чем первая, а это, чтобы человек поклонялся Аллаху, зная, что Он видит его и знает о нём. Так пусть же человек не ослушается Аллаха и не нарушает Его приказы.

 

Это сфера Ихсана, и она является наивысшей сферой религии. Тот, кто достиг её, достиг наивысшей сферы религии. Перед ней же находится сфера Имана, а перед сферой Имана находится сфера Ислама.

 

У религии несколько сфер:

 

Первая сфера – Ислам. Она очень обширна, что даже лицемеры входят в неё, на них говорят, что они мусульмане. И с ними обращаются как с мусульманами, потому что они подчинились Аллаху внешне, тем самым войдя в сферу Ислама. Также в неё входит человек со слабым Иманом, Иман которого только на вес горчичного зёрнышка.

 

Вторая сфера: она уже, чем первая и более ограничена – это Иман. В неё не входит лицемер, лицемерие которого проявляется в убеждениях. Он не войдёт в неё никогда. В неё входят только обладатели Имана, а они подразделяются на две части: те, у кого совершенный Иман; и те, у кого неполноценный Иман. Поэтому в неё входит как верующий грешник, так и верующий праведник.

 

Третья сфера: она уже, чем вторая. Сфера Ихсана такая, как нам это разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и в неё входят только обладатели совершенного Имана.


Доказательства Ихсана.

Доказательство на это слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро»1, а также Его слова: «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий»2, а также: «Какое бы дело ты ни совершал, что бы ты ни читал из Курана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это – в ясном Писании»3. (47)

(47) Доказательство первой степени Ихсана это слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро». Этот аят указал на то, что Аллах с творящими добро4. А это те, кто поклоняется Аллаху так, как будто они видят Его и с ними Аллах. Аллах с ними Своей поддержкой и своей помощью.

 

Слова Всевышнего: «Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц» - это доказательство второй степени Ихсана. Также это доказательство на слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «То воистину, Он видит тебя». Слово уповай, то есть вручи свои дела «Могущественному, Милосердному», а это Аллах, Свят Он. «Когда ты выстаиваешь», то есть выстаиваешь поклонения и молитвы. «И двигаешься среди поклоняющихся», Он видит тебя, когда ты находишься в поясном и земном поклонах. Он видит тебя во всех положениях поклонения. Когда ты стоишь, находишься в поясном поклоне и в земном, Он видит тебя.

 

Слова Всевышнего: «Воистину, Он – Слышащий, Знающий», слышащий твои слова, знающий о твоих словах, Свят Он Всевышний. И слова Всевышнего: «Какое бы дело ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала», являются доказательством второй степени Ихсана. Слова Всевышнего: «Какое бы дело ты ни совершал», являются обращением к Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует. Любое дело из твоих дел, из дел поклонения или других дел. Все твои дела и движения, какое бы дело из дел ты не совершал.

 

Слова Всевышнего: «Что бы ты ни читал из Курана», то есть, что бы ты ни читал, это от Аллаха, так как Куран от Всевышнего Аллаха. Слова Всевышнего: «Что бы вы ни совершали» - это обращение ко всей Умме, к Посланнику и к остальным. То есть что бы вы ни совершали из благих и дурных дел. «Мы наблюдаем за вами с самого начала», то есть Мы видим вас и наблюдаем за вами. Это доказательство на слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «То поистине, Он видит тебя», за что бы вы ни брались и что бы вы не делали. В этом доказательство на вторую степень Ихсана и на то, что Всевышний Аллах является Свидетелем о каждом творении совершающим что-либо. Он видит его и знает о

 

 

 
 

1 Пчёлы 128.

2 Поэты 217-220.

3 Юнус 61.


 
 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

нём, и ничего не скрыто от Него. «Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах» 1.

 

А что касается Ихсана, который бывает между рабом и творениями, то его смысл – это совершение благодеяний по отношению к ним и удержание от причинения им вреда. То есть это кормление голодного, одевание раздетого, помощь нуждающемуся, заступничество за того, кто в этом нуждается. Человек должен совершать благое, все виды благого. Он должен проявлять гостеприимство по отношению к гостю и хорошо относиться к соседям. Не должно исходить от человека ничего, кроме хорошего, по отношению к его соседу, также он должен удерживать себя от причинения ему вреда. От человека не должны исходить плохие действия по отношению к соседям или к кому-либо другому. Среди людей есть такие люди, от которых исходит только вред и такие, от которых исходят вред и благо, но есть и такие, от которых исходит только благо. Эти последние имеют самую высокую степень.

 

Совершение добра по отношению к людям и удержание себя от причинения им вреда – это и есть Ихсан между рабом и людьми. Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» 2, даже к животным нужно относиться хорошо. Нужно подготавливать для них то, в чём они нуждаются, а также устранять от них всяческие неприятности и нужно быть мягкими с ними. Это Ихсан по отношению к животным. И даже то животное, которое режут, нужно резать хорошим образом и не мучить его. И те люди, которые попадают под аль-кысос или те, кто должен подвергнуться наказанию, то наказание по отношению к ним осуществляется с мягкостью, при его исполнении не должно быть мучений, беспощадности или забавы. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, касательно аль-кысос или чего-либо другого, за что полагается наказание:

«Воистину, Аллах вменил вам добродетель во всём. Поэтому, если вы убиваете, то делайте это наилучшим образом. А если режете животное, то режьте его наилучшим образом» 3. «Если вы режете», то есть режете животных для еды, то делайте это наилучшим образом, и пусть кто-либо из вас наточит нож, чтобы животное не мучилось. Будьте добродетельными даже к животным. И ведь простил Аллах прелюбодейке из сынов Исраиля по причине того, что она напоила собаку, которая высунула язык от жажды. Она напоила её, а та поблагодарила Аллаха за это, и Аллах простил прелюбодейке её грехи4, а это был великий грех. Это грех прелюбодеяния. Аллах простил ей по причине того, что она совершила благодеяние для этого жаждущего животного. Что же говорить о том, если человек совершит благодеяние для голодного мусульманина или для кого-либо другого, даже если он будет неверным. Если человек сделает это, то Аллах будет доволен этим благодеянием. Сказал Всевышний: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» 5.

 

Третий вид Ихсана – это мастерство в выполнении работы, работы, которую совершает человек. Является обязательным выполнять её хорошо и не для того, чтобы потом сказали: «Воистину, такой-то хорошо сделал то-то». И ведь пришло в хадисе:

 

 

 
 

1 Семейство ‘Имрана 5.

2 Бакара 195.

3 Муслим 1955 со слов Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах.

4 Смотри аль-Бухари 3467, Муслим 2245 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.


передаётся от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В то время, когда мы сидели возле пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, появился мужчина в ослепительно белой одежде и с сильно чёрными волосами»1. (48)

«На нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его. Он сел напротив пророка, мир ему и благословения Аллаха, прислонил свои колени к его коленям, положил свои руки ему на бёдра и сказал: «О, Мухаммад, поведай мне об Исламе»». (49)

«Воистину, Аллах любит, когда кто-либо из вас совершает дело, чтобы он совершал его хорошо»2.

 

(48) Уже предшествовали слова об Исламе, Имане, Ихсане и о столпах каждого из них. И шейх, да помилует его Аллах, упомянул доказательство на всё это из Курана. Это всё предшествовало и завершилось. Затем шейх, да помилует его Аллах, упомянул доказательства на это из Сунны посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. И он привёл хадис Джибриля, мир ему. В нём говорится о том, что Джибриль пришёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, когда тот находился среди своих сподвижников. Джибриль пришёл в облике человека, сел рядом с пророком, мир ему и благословения Аллаха, и спросил его об Исламе, Имане и Ихсане. Затем он спросил его о Часе, затем о его признаках. Этот хадис называется «Хадисом Джибриля» или «Хадисом ‘Умара». Этот хадис пришёл через множество путей от группы сподвижников, и он является достоверным хадисом. Шейх, да помилует его Аллах, привёл версию ‘Умара бин аль-Хаттаба3, и, не смотря на разницу выражений этого хадиса в других версиях, смысл их одинаков.

 

Сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «В то время, когда мы сидели возле пророка, да благословит его Аллах и да приветствует». Было обыкновением среди сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они собирались в мечети возле пророка, мир ему и благословения Аллаха, чтобы получать от него знания. Они слушали его ответы на поступающие вопросы. И в то время, когда они занимались своим привычным занятием, вдруг, к ним через дверь зашёл мужчина. Мужчина в ослепительно белых одеждах и с сильно чёрными волосами, то есть Джибриль, мир ему, принял облик этого мужчины, а не пришёл в своём настоящем облике. Потому что они не смогли бы смотреть на него, если бы он пришёл в настоящем облике.

 

(49) Слова ‘Умара, да будет доволен им Аллах: «На нём не было следов путешествия, и никто из нас не знал его», то есть из присутствующих. Это из удивительных дел! То, что он не является путником, о которых говорится: «Он не является горожанином, так как его никто не знает», и он также не является жителем города, потому что его никто не знает. Сподвижники пребывали в недоумении относительно него, так как он не был путником и не был жителем города. Если бы он был путником, то на нём и на его одежде остались бы следы путешествия, так как на путниках обычно видны следы путешествия. Никто из присутствующих не знал его, поэтому он не был жителем города.

 
 

1 Муслим «аль-Иман» 8, ат-Тирмизи «аль-Иман» 2610, ан-Насаи «аль-Иман и его положения» 4990, Абу Дауд «ас-Сунна» 4695, Ибн Маджа «аль-Мукоддима» 63, Ахмад 1/52.

2 Аль-Байхаки в разделе «Ответвления Имана» 4/334 (5313) (5314) со слов ‘Аиши, да будет доволен ей Аллах.

3 Муслим 8.


чтобы ты засвидетельствовал «Что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха», мир ему и благословения Аллаха. И чтобы ты совершал молитву, выплачивал закят, постился в месяц Рамадан и совершил хадж к дому, если у тебя будет на это возможность». На что мужчина сказал: «Ты правдив», и мы удивились этому. Сначала он задаёт вопросы, а потом подтверждает их правильность. (50)

Так откуда же взялся этот человек?! Это и удивило сподвижников. Слова ‘Умара: «И он сел, напортив пророка, да благословит его Аллах и да приветствует», то есть перед ним, как садится ученик перед учителем. «И прислонил свои колени к коленям пророка, мир ему и благословения Аллаха», то есть сел очень близко к нему. «Положил свои руки ему на бёдра», то есть на бёдра пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. «И сказал: «О, Мухаммад»», то есть обратился к нему по его имени, а не сказал: «О, посланник Аллаха». Возможно, он сделал это, мир ему, для того, чтобы сподвижники подумали, что он из числа бедуинов. Потому что бедуины обычно обращались к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по имени. Так как природой и обыкновением бедуинов было невежество и несдержанность, по причине которых они его не знали.

 

Джибриль сказал: «О, Мухаммад, поведай мне об Исламе», то есть растолкуй мне смысл Ислама.

 

(50) Слова автора «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Ислам – это, чтобы ты засвидетельствовал «что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха», совершал молитву, выплачивал закят, постился в месяц Рамадан и совершал хадж к Дому, если у тебя будет на то возможность». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, перечислил ему столпы Ислама, которые обязательно должны присутствовать. И, если они будут присутствовать, и будут исполнены, то будет исполнен Ислам. А то, что сверх них из других дел, то это дополнения к ним. И посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, ограничился тем, что разъяснил столпы Ислама. Потому что, чем короче будет ответ, тем он будет легче для спрашивающего и обучающегося. И ему будет легче запомнить его и сконцентрироваться на нём. Тогда как, если ответ будет длинным, то он станет запутанным для слушающих и может быть многие из них полностью не усвоят его. Это доказательство на то, что спрашиваемый должен стараться быть кратким, по мере возможности и ограничиваться на важном. А если спрашиваемый не будет поступать таким образом, и будет удлинять ответ, то ведь Ислам намного обширней, и он не сможет полностью охватить его. Это были столпы Ислама, на которых он основывается.

 

«На что мужчина сказал: «Ты правдив»» - это вторая удивительная вещь. Сказал ‘Умар: «И мы удивились этому. Сначала задаёт вопросы, а потом подтверждает их правильность». Это указало на то, что он является знающим и что это не было вопросом невежды. Но он спросил, будучи знающим, доказательством чему служит то, что он сказал:

«Ты правдив».

 

И так как, всё это указало на то, что он является знающим, то почему же он спрашивал?


Благословит его Аллах и да приветствует, ответил: Это, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в последний день, а также, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и плохого». На что мужчина сказал: «Ты правдив». (51)

Мужчина сказал: «Поведай мне об Ихсане» - на что пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, то поистине, Он видит тебя». Мужчина сказал: «Поведай мне о Часе», на что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Спрашиваемый о них, знает не больше спрашивающего». (52)

(51)Мужчина сказал: «Поведай мне об Имане» - на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Это, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в последний день, а также, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и плохого». Пророк, мир ему и благословения Аллаха, после того как перечислил столпы Ислама, перечислил ему шесть столпов Имана. И если слова Ислам и Иман придут вместе1, то смысл слова Ислам – это внешние дела, а смысл слова Иман – это внутренние дела, то есть дела сердца. И то, на чём он основывается – это подтверждение, знание и твёрдая убеждённость. И обязательно должны присутствовать у человека Ислам и Иман. Ислам – это внешние дела, а Иман – это внутренние дела. Это вытекает из слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ислам – это то, что явно, а Иман – это то, что в сердце» 2. Если эти два слова пришли вместе, то для каждого из них становится свой смысл, а если же пришло только одно из них, то их значения входят друг в друга. Если был упомянут один только Иман, то Ислам входит в него. А если был упомянут один только Ислам, то Иман входит в него. Потому что не будет достоверным Ислам без Имана, так же, как не будет достоверным Иман без Ислама.

Обязательно должны присутствовать оба, они являются неразлучными. Поэтому сказали учёные: «Воистину, Ислам и Иман из таких названий, которые когда объединяются, разделяются, а когда разделяются, объединяются». То есть входят друг в друга, так как они неразлучны и не отделяются друг от друга.

 

Джибриль, мир ему, спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о внешних и внутренних делах, и он разъяснил ему столпы их обоих.

 

(52) Мужчина сказал: «Поведай мне об Ихсане» - на что пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Это, чтобы ты поклонялся Аллаху так…». Уже предшествовало, что Мухсин это тот, кто поклоняется Аллаху с присутствием и полной убеждённостью, как будто он видит Аллаха. Или поклоняется Ему, осознавая и зная, что Аллах видит его, и он улучшает свои дела, так как Аллах видит его. Мухсин поклоняется Аллаху, либо с ощущением видения Аллаха в своём сердце и это более полноценно, либо же он поклоняется с ощущением контроля. Он знает, что Аллах видит его, в каком бы месте он не находился или, какое бы дело он не совершал. Это и есть Ихсан.

 

 
 

1 То есть в одном контексте (от переводчика).

2 Ахмад 19/374 (12381) со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.


«Рабыня родит свою госпожу. (53)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.058 с.)