Тема 3 сословно-представительная монархия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 сословно-представительная монархия



В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI-XVII В.)

 

Задания на знание дат

 

1. Опричнина была учреждена Иваном IV в:


1. 1565 г.;

2. 1560 г.;

3. 1572 г.;

4. 1584 г.


 

2. В 1583 году состоялось событие:

1. окончание Ливонской войны;

2. присоединение Астраханского ханства к России;

3. созыв первого Земского Собора;

4. «стояние на реке Угре».

 

3. Самозваный «царь Дмитрий» взошел на русский престол в:

1.


1613 г.;

2. 1606 г.;

3. 1598 г.;

4. 1605 г.


 

4. Укажите годы правления первого царя из династии Романовых:


1. 1598-1605 гг.;


2. 1605-1606 гг.;

 

3. 1613-1645 гг.;

4. 1606-1612 гг.


 

5. В 1649 году в России в царствование Алексея Михайловича Романова были приняты основы законодательства России:


1. Соборное уложение;

2. Судебник;

3. «Русская Правда»;

4. Стоглав.


 

6. Начало церковной реформы патриарха Никона относится к:

1. 1652 г.;


2. 1613 г.;

 

3. 1598 г.;

4. 1700 г.


 

7. В 1670-1671 гг. в России произошла крестьянская война под предводительством:

1. Емельяна Пугачева;


2. Ивана Болотникова;

 

3. Степана Разина;

4. Кондратия Булавина.


 

8. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:

1. 1648 г., 1662 г.;


2. 1606 г., 1607 г.;

 

3. 1670 г., 1671 г.;

4. 1617 г., 1618 г.


 

9. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:

1. XVI в.;


2. XVII в.;

 

3. XVIII в.;

4. XV в.?


 

10. В каком году на русском престоле оказалось сразу два брата-царя:

1. 1676 г.;


2. 1682 г.;

 

3. 1689 г.;

4. 1645 г.?


 

Задания на знание фактов.

 

1. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование:

1. Ивана Грозного;


2. Ивана III;

 

3. Петра I;

4. Алексея Михайловича.


 

2. Царевич Дмитрий был убит в:

1. Москве;


2. Рязани;

 

3. Коломне;

4. Угличе.


 

3. О ком эти строки А.С. Пушкина:

«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты.

Зять палача и сам в душе палач…»

1. Борис Годунов;


2. Лжедмитрий I;

 

3. Василий Шуйский;

4. Михаил Романов?


 

4. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником:

1. Михаила Романова;


2. Ивана Калиты;

 

3. Василия Темного;

4. Ивана Грозного.


 

5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»:

1. Лжедмитрия II;


2. Василия Шуйского;

 

3. Ивана Болотникова;

4. Ивана Заруцкого?


 

6. Первым царем, избранным Земским собором, был:

1. Борис Годунов;


2. Лжедмитрий I;

 

3. Василий Шуйский;

4. Михаил Романов.


 

7. В царствование царя Алексея Михайловича:

1. произошел церковный раскол;

2. было учреждено патриаршество;

3. Русь приняла православие;

4. был учрежден Синод.

 

8. Главным идеологом противников реформ патриарха Никона был:

1. Нил Сорский;


2. Протопоп Аввакум;

 

3. боярыня Морозова;

4. Феодосий Косой.


 

Задания на знание понятий.

 

1. Памятник русской литературы XVI в., представляющий собой свод житейских правил и наставлении – своеобразную энциклопедию русского патриархального домашнего быта.


1. «Домострой»;

2. «Апостол»;

3. «Поучение детям»;

4. «Задонщина».


 

2. В XVI-XVII вв. натуральный налог с народов Севера и Сибири, взимаемый в пользу государства в основном пушниной, назывался:


1. подушная подать;

2. тягло;

3. ясак;

4. ярмо.


 

3. Неофициальное правительство Русского государства в конце 40-х – 50-е гг. XVI в., в которое входили А. Ф. Адашев, Сильвестр, князь А. М. Курбский, митрополит Макарий и др.:


1. Центральная Рада;

2. Боярская Дума;

 

3. Переяславская Рада;

4. Избранная Рада?

 


4. Органы центрального управления в России в XVI – начале XVIII вв. назывались:


1. приказами;

2. отделами;

3. указами;

4. управами.


 

5. Земский собор – это:


1. собрание представителей сословий;

2. церковный собор на Руси;

3. вечевой сход;

4. совещание бояр и духовенства.


 

6. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы:


1. посад;

2. Государев двор;

3. земщина;

4. опричнина.


 

7. Как назывался высший орган государственного управления в России XV-XVII вв.:


1. Боярская дума;

2. Сенат;

3. Государственный совет;

4. Верховный тайный совет.


 

8. В каком из документов провозглашались отмена «урочных» лет и бессрочный стек беглых крестьян:


1. Соборном уложении 1649 г.;

2. Судебнике 1497 г.;

3. Судебнике 1550 г.;

4. указах об урочных летах.


 

9. Понятие «Церковный раскол» возникло в царствование:


1. Федора Алексеевича;

2. Алексея Михайловича;

3. Михаила Федоровича;

4. Бориса Годунова.


 

Задания на установление причинно-следственных связей

1. Последствия взятия Иваном IV Казани и Астрахани (укажите лишнее):

1. расширение торговых связей России;

2. укрепление обороноспособности страны;

3. улучшение отношений с Крымским ханством;

4. поместные раздачи земель.

 

2. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в:

1. создании нового органа власти – Земского собора;

2. обещании царя подданным соблюдать законность;

3. введении нового принципа наследования престола;

4. учреждении в России патриаршества.

 

3. Согласно условиям Столбовского мира со Швецией, заключенного в 1617 г., Россия:


1. лишилась выхода в Балтийское море;

2. потеряла Левобережную Украину;

3. получила выход в Балтийское море;

4. потеряла Смоленские земли.


 

4. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к:


1. появлению «полков нового строя»;

2. введению рекрутчины;

3. введению всеобщей воинской обязанности;

4. появлению стрелецких полков.


 

5. Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было:

1. установление бессрочного сыска беглых крестьян;

2. продление сроков поиска крестьян до 15 лет;

3. упразднение правила «с Дона выдачи нет»;

4. разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

 

Задания на установление соответствия

 

1. Установите соответствие между событиями Смутного времени и датами:

СОБЫТИЯ ДАТЫ
1. голодные годы и бунты; А) 1610-1612 гг.;
2. поход Лжедмитрия I в Россию; Б) 1604 г.;
3. Семибоярщина;; В) 1601-1603 гг.
4. восстание И. Болотникова. Г) 1606-1607 гг.;
  Д) 1600-1612 гг.

2. Установите соответствие между характеристиками исторических деятелей и их именами:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕНА
1. «боярский царь»; А) Кузьма Минин;
2. «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»; Б) Василий Шуйский;
3. «Тушинский вор»; В) Лжедмитрий I;
4. «не способнейший, а удобнейший». Г) Лжедмитрий II;
  Д) Михаил Романов.

3. Установите соответствие между событиями и именами русских царей, в годы царствования которых они произошли:

СОБЫТИЯ ДАТЫ
1. начало книгопечатания в России; А) Алексей Михайлович;
2. поход Лжедмитрия I в Россию; Б) Иван IV;
3. присоединение Украины; В) Борис Годунов;
4. Смоленская война. Г) Василий Шуйский;
  Д) Михаил Федорович.

4 Установите соответствие между событиями и датами:

СОБЫТИЯ ДАТЫ
1. принятие Соборного Уложения; А) 1666-1667 гг.;
2. Медный бунт; Б) 1649 г.;
3. начало церковного раскола; В) 1662 г.;
4. избрание на царство Михаила Романова. Д) 1606-1607 гг.;
  Г) 1613 г.

Задание с развернутым ответом

Назовите основные предпосылки «бунташного века» в России.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

ТЕМА 4 МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ (XVIII ВЕК)

 

Задания на знание дат и хронологии

 

1. Когда в России было введено новое летосчисление:

1. 1 января 1700 г.;


2. 1 сентября 1709 г.;

 

3. 1 января 1725 г.;

4. 1 сентября 1721 г.


 

2. Крым вошел в состав России в:


1. XVIII в.;

2. XVII в.;

 

3. XVI в.;

4. XIX в.

 


3. Расположите в хронологической последовательности события XVIII в.:


A) основание Санкт-Петербурга;

Б) учреждение Академии наук;

B) введение нового летосчисления;

Г) создание Сената.


 

4. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики России в XVIII в.:


A) присоединение Крыма;

Б) заключение Ништадтского мира;

B) Прутский поход;

Г) третий раздел Речи Посполитой.


 

5. Полтавская битва произошла в:


1. 1700 г.;

2. 1721 г.;

3. 1709 г.;

4. 1703 г.


 

6. Расположите в хронологической последовательности следующие события:


A) принятие Петром I титула императора;

Б) учреждение Табели о рангах;

B) создание Сената;

Г) начало Северной войны.


 

7. Укажите, в какой хронологической последовательности правили в России преемники Петра I:


A) Петр II;

Б) Екатерина I;

B) Елизавета Петровна;

Г) Анна Иоанновна.


 

8. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVIII в.:


A) основание Московского университета;

Б) окончание Северной войны;

B) основание Санкт-Петербурга;

Г) основание Академии наук.


 

9. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева приходится на:


1. 1773-1775 гг.;

2. 1796-1801 гг.;

3. 1756-1763 гг.;

4. 1768-1774 гг.


 

Задания на знание фактов.

1. Первым императором на российском троне был:


1. Алексей Михайлович;

2. Петр I;

 

3. Павел I;

4. Александр I.

 


2. Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»:


1. сражение при Лесной;

2. взятие Нарвы;

3. взятие Нотебурга;

4. битву при Ниеншанце.


 

3. Камчатские экспедиции в первой половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:


1. В. Беринг;

2. С. Дежнев;

3. С. Хабаров;

4. В. Атласов.


 

4. А. Меншиков, Ф. Апраксин, Я. Брюс, Ф. Лефорт известны в истории как:

1. «птенцы гнезда Петрова»;

2. вельможи эпохи Екатерины II;

3. организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.;

4. деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.

 

5. Василий Никитич Татищев –

1. скульптор, член Академии художеств;

2. поэт, сформулировавший принципы русского стихосложения;

3. путешественник, открывший пролив между Америкой и Азией;

4. историк и государственный деятель, автор «Истории Российской с древнейших времен».

 

6. К представителям культуры XVIII в. принадлежит:


1. Николай Новиков;

2. Симон Ушаков;

3. Алевиз Новый;

4. Михаил Лермонтов.


 

7. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.:


1. Г. Потемкин;

2. И. Пересветов;

3. А. Ордин-Нащокин;

4. А. Адашев?


 

8. В середине XVIII в. Россия принимала участие в войне, вошедшей в историю как:


1. Семилетняя;

2. Северная;

3. Отечественная;

4. Крымская.


 

9. Имя архитектора – автора проектов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском Селе:


1. В. И. Баженов;

2. М. Ф. Казаков;

3. В. В. Растрелли;

4. И. Е. Старов.


 

Задания на знание понятий.

 

1. Выберите наиболее точное определение модернизации:

1. это процесс замены ручного труда машинным;

2. это процесс, вызывающий глубокие социальные сдвиги, появление новых групп и классов;

3. это процесс смены традиционного общества обществом индустриальным.

 

2. Рекрутская повинность в XVIII в. – это:

1. обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;

2. способ комплектования русской армии;

3. прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам;

4. способ формирования рынка рабочей силы.

3. Органами городского управления в России с 1720 г. стали:


1. приказы;

2. городские думы;

3. магистраты;

4. городские управы.


 

4. Ассамблеи появились в России в царствование:


1. Петра I;

2. Екатерины II;

3. Александра I;

4. Александра II.


 

5. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России:


1. «хованщина»;

2. «смута»;

3. «опричнина»;

4. «бироновщина»?


 

6. Секуляризация – это:

1. политика оказания экономической помощи предпринимателям;

2. активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь;

3. политика государства, направленная на поддержку отечественного производства;

4. обращение государством церковной собственности в государственную.

 

7. Государственные крестьяне – это:

1. лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях;

2. крепостные крестьяне;

3. крестьяне, владевшие землей на правах собственности;

4. крестьяне, приписанные к мануфактурам.

 

8. Кондиции – это:

1. условия вступления на престол Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом;

2. условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне;

3. свод правил поведения в дворянском кругу;

4. название одной из глав «Домостроя».

 

Задания на установление причинно-следственных связей

 

1. Полтавская битва 27 июня 1709 г. способствовала:

1. резкому изменению хода Северной войны;

2. распаду Северного союза;

3. потере русскими войсками Риги и Ревеля;

4. потере русскими войсками Нарвы.

 

2. В результате Северной войны Россия получила:


1. выход в Балтийское море;

2. Новгородские земли;

3. Смоленские земли;

4. Финляндию.


 

3. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано:


1. церковным расколом;

2. изменением податной системы;

3. появлением медных денег;

4. установлением налога на соль.


 

4. К каким результатам для России привела внешняя политика

Екатерины II:

1. утрате побережья Балтики;

2. присоединению Северного Причерноморья;

3. присоединению Средней Азии;

4. утрате Крыма.

 

5. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле:

1. по завещанию Петра I;

2. по требованию участников крестьянского восстания;

3. по приглашению Верховного тайного совета;

4. в результате дворцового переворота.

 

Задания на установление соответствия.

2. Соотнесите даты и события:

ДАТА СОБЫТИЕ
1. 1711 г.; А) окончание Северной войны;
2. 1721 г.; Б) основание Санкт-Петербурга;
3. 1725 г.; В) учреждение Сената;
4. 1703 г. Г) смерть Петра I.

3. Соотнесите данные определения и понятия:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ
1. высший законодательный орган; А) Синод;
2. высший орган, созданный для управления Русской православной церковью; Б) Главный магистрат;
3. учреждение, управляющее городами; В) Преображенский приказ;
4. орган политического сыска. Г) Сенат.

4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение:

ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
1. ассамблеи; А) Анна Иоанновна;
2. бироновщина; Б) Екатерина II
3. просвещенный абсолютизм; В) Павел I;
4. трехдневная барщина. Г) Петр I;
  Д) Елизавета Петровна.

Задание для работы с документом

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

Историки о Петре I

«...Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры» (С. М. Соловьев).

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено» (И.С. Аксаков).

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы» (В. О. Ключевский).

1. На основе текста документа изложите отношение С. М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2. В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3. Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4. Что привлекает историков в личности Петра I?

5. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивались современниками и историками.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание с развернутым ответом.

В чем сущность и особенности эпохи «дворцовых переворотов» в России?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

ТЕМА 5 РОССИЯ В XIX ВЕКЕ

 

Задания на знание дат.

1. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» был принят в:


1. 1803 г.;

2. 1881 г.;

3. 1906 г.;

4. 1837 г.


 

2. Последний дворцовый переворот в России был совершен в:


1. 1801 г.;

2. 1855 г.;

3. 1881 г.;

4. 1894 г.


 

3. Бородинское сражение состоялось:


1. 1 июля 1812 г.;

2. 26 августа 1812 г.;

3. 17 ноября 1812 г.;

4. 12 декабря 1812 г.


 

4. Восстание декабристов произошло в:


1. 1825 г.,

2. 1812 г.;

3. 1830 г.;

4. 1861 г.


 

5. Даты 1767-1774 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг. относятся к событиям, связанным с:

1. установлением Континентальной блокады;

2. обострением восточного вопроса;

3. ослаблением крепостной зависимости крестьян;

4. возникновением литературных кружков в России.

 

6. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в:


1. 1857-1895 гг.;

2. 1861-1883 гг.;

3. 1863-1906 гг.;

4. 1894-1905 гг.


 

7. С историей «восточного вопроса» во внешней политике России связаны события, происходившие в:


1. 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;

2. 1686 г., 1700-1721 гг.;

3. 1825 г., 1881 г., 1895 г.;

4. 1861 г., 1881 г., 1883 г.


 

8. Александр II был убит:


1. 1 мая 1887 г.;

2. 1 января 1861 г.;

3. 1 декабря 1876 г.;

4. 1 марта 1881 г.


 

Задания на знание фактов.

 

1. В мае 1849 г., чтобы подавить революцию, царские войска вступили на территорию:


1. Великобритании;

2. Франции;

3. Пруссии;

4. Венгрии.


 

2. В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили:


1. Пруссия, Венгрия, Англия;

2. Персия, Турция, Англия;

3. Турция, Англия, Франция;

4. Франция, Персия, Греция.


 

3. Выдающимися драматическими актерами в XIX в. были:

1. Е. С. Семенова, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов;

2. И. П. Мартос, П. К. Клодт, Б. И. Орловский;

3. А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов;

4. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников.

 

4 Выдающимися художниками второй половины XIX в. были:


1. В. А. Серов, И. И. Левитан;

2. М. А. Балакирев, М. И. Глинка;

3. А. М. Опекушин, И. П. Мартос;

4. С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.


 

5 В России в середине XIX в.:

1. преобладало сельское население;

2. количество городского и сельского населения было примерно равным;

3. городское население резко сокращалось;

4. городское население преобладало над сельским.

 

Задания на знание понятий, соотношение фактов и понятий.

 

1. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали:

1. разработку проектов, ограничивавших власть царя;

2. ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг;

3. возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I;

4. создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии.

 

2. Это объединение правителей ряда стран Европы и России было создано в 1-ой половине XIX в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий:


1. Священный союз;

2. Тройственный союз;

3. Антанта;

4. Северный союз.


 

3. С Крестьянской реформой 1861 г. связано возникновение понятия:


1. государственные крестьяне;

2. временнообязанные крестьяне;

 

3. черносошные крестьяне;

4. вольноотпущенные крестьяне.

 


4. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 г., назывался:


1. наделом;

2. отрубом;

3. имением;

4. вотчиной.


 

5. В 1826 г. Николай I учредил Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое стало органом, ведавшим:

1. управлением государственными крестьянами;

2. политическим сыском;

3. проведением Военной реформы;

4. сбором государственных податей.

 

6. Теории «русского», «крестьянского» социализма А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского включали положение:

1. русский крестьянин не привык к общинной собственности;

2. крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя;

3. в России необходимо создать условия для развития капитализма;

4. переход к социализму в России осуществится волей царя.

 

7. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х гг., были:


1. Земские соборы;

2. земства;

3. соседские общины;

4. городские вече.


 

8. К политике контрреформ Александра III относится:


1. перевод крестьян на обязательный выкуп;

2. понижение выкупных платежей;

3. открытие новых университетов;

4. ограничение прав земств.


 

Задания на установление причинно-следственных связей

1. Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. потерпело неудачу, так как:

1. декабристы не воспользовались поддержкой народа;

2. накануне выступления были арестованы все руководители тайных обществ;

3. накануне выступления Северное и Южное общества декабристов самораспустились;

4. великий князь Константин Павлович оказал военную помощь Николаю I.

 

2. Что из перечисленного ниже являлось причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России в 1870-х гг.:

1. высокие выкупные платежи;

2. крепостная зависимость крестьян;

3. право крестьян на предпринимательскую деятельность;

4. ликвидация помещичьего землевладения.

 

3 Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало:

1. освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2. введение отработок;

3. сохранение барщины, оброка;

4. существование крестьянской общины.

 

Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между названиями войн, военными действиями и завершившими их конгрессами, договорами.

ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОНГРЕССЫ И ДОГОВОРЫ
1. Отечественная война 1812 г.; А) Парижский конгресс;
2. русско-турецкая война 1877-1878 гг.; Б) Венский конгресс;
3. Крымская война 1853-1856 гг.; В) Тильзитский мир;
4. военные действия четвертой антинаполеоновской коалиции. Г) Берлинский конгресс;
  Д) Портсмутский мир.

2. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества:

ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА
1. М. С. Щепкин; А) композитор;
2. Н. В. Гоголь; Б) литературный критик;
3. В. Г. Белинский; В) писатель;
4. М. И. Глинка Г) актер;
  Д) художник.

3. Установите соответствие между фамилиями ученых и сферами их деятельности:

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В. С. Соловьев; А) астрономия;
2. Н. Н. Зимин; Б) химия;
3. Н. И. Пирогов; В) медицина;
4. Н. И. Лобачевский. Г) философия;
  Д) математика.

Задание с развернутым ответом

Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 г. Сделайте выводы: какие общинные порядки мешали развитию товарно-денежных (капиталистических) отношений в деревне?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________

 

ТЕМА 6 РОССИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА:

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ

 

Задания на знание дат

 

1. Хронологические рамки русско-японской войны:


1. 1902-1904 гг.;

2. 1904-1905 гг.;

3. 1905-1907 гг.;

4. 1907-1909 гг.


 

2. «Кровавое воскресение» произошло:


1. 9 января 1905 г.;

2. 8 марта 1914 г.;

3. 23 февраля 1918 г;

4. 25 октября 1917.


 

3. Премьер-министр П.А. Столыпин был убит в:


1. 1911 г.;

2. 1917 г.;

3. 1906 г.;

4. 1909 г.


 

4. Какое из этих событий Первой мировой войны относится к 1914 году:

1. «брусиловский прорыв»;

2. гибель русской армии в Восточной Пруссии;

3. поражение русской армии на Кавказе;

4. «Брестский мир».

 

5. Россия была провозглашена республикой:


1. 3 марта 1917 г.;

2. 1 сентября 1917 г.;

3. 25 октября 1917 г.;

4. 5 января 1918 г.


 

6. Первая Советская Конституция была принята в:


1. 1921 г.;

2. 1918 г.;

3. 1920 г.;

4. 1927 г.


 

7. Брестский мир с Германией был подписан Советской Россией в:


1. марте 1918 г.;

2. ноябре 1918 г.;

3. августе 1919 г.;

4. декабре 1917 г.


 

8. Учредительное собрание было созвано в:


1. январе 1918 г.;

2. феврале 1917 г.;

3. октябре 1917 г.;

4. декабре 1922 г.


 

9. Разрыв политического блока большевиков с левыми эсерами произошел в:


1. мае 1920 г.;

2. январе 1918 г.;

3. октябре 1917 г.;

4. июле 1918 г.


 

Задания на знание фактов

 

1. Во время русско-японской войны погиб адмирал:


1. З. П. Рождественский;

2. С. О. Макаров;

3. П. С. Нахимов;

4. В. А. Корнилов.


 

2. Монархическая партия, возникшая в ходе революции 1905-1907 гг.:

1. «Союз русского народа»;

2. Конституционно-демократическая партия (кадеты);

3. «Союз 17 октября» (октябристы);

4. Партия социалистов-революционеров (эсеры).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.48 с.)