Упражнение 1. Мозговой штурм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 1. Мозговой штурм.



Проект

«Мы разные – но мы вместе»

(по формированию толерантной личности)

 

Авторы: студентки 3 курса

факультета психологии и педагогики

Горшенина Д.Ю.

Аверьянова А.А.

Хаустова А.Э.

 

Омск, 2016

 

Актуальность проекта

Понятие толерантность вошло в широкий обиход в связи с усилением ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, которая была подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

В отечественной психологиитермин толерантность начал использоваться еще в 60-е гг. XX века Б.Г.Ананьевым.

В трудах отечественных социальных психологов имеются прямые или косвенные упоминания о толерантности, о возможных социальных контекстах ее проявления и развития: общении, социальном взаимодействии, межличностных и межгрупповых отношениях, конфликтах, социальных нормах, социальной и культурной адаптации и др. Проблему толерантности изучали В.С. Агеев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.Л. Васильев, Н.В. Гришина, О.И. Даниленко, Е.К. Завьялова, В.Г. Каменская, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, Н.М. Лебедева, И.М. Никольская, Н.Н. Обозов, Л.А. Петровская, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, В.Е. Семенов, Е.В. Сидоренко, Н.С. Хрусталева, В.А. Чикер, Э.С. Чугунова и др.)

В связи с распадом СССР в конце 80-х-начале 90-х гг. и перестройкой государства, проблема межэтнической толерантности стала особенно актуальна, поскольку на территории нашего государства оказалось 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп со своей культурой, обычаями и традициями.

Н.А.Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.

Толерантность, по мнению И.Б. Гриншпуна, не статична, она носит процессуальный характер, что предполагает конечность и динамику с возможной сменой акцентов.

Следует заметить, что содействие в воспитании толерантного отношения играет большую роль в формировании мировоззрения детей.

Данный проект направлен на создание толерантного мировоззрения ребенка, чтобы избежать распространения националистского настроения, различных форм дискриминации по групповому, возрастному, социальным признакам.

Цель: формирование толерантности личности школьника через самопознание, взаимопонимание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

1) дать возможность школьникам сформулировать научное понятие толерантности;

2) показать многоаспектность понятия «толерантность»;

3) выявить основные черты толерантной личности;

4) познакомить школьников с различными проявлениями интолерантности по отношению к людям.

5) сформировать у школьников правильное представление о толерантном поведении (уважении друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, коммуникативной культуре, взаимопонимании и др.)

Ожидаемые результаты:

1) формирование положительных представлений о толерантном поведении у школьников;

2) улучшение психологического климата в образовательной среде.

3) привлечение внимания к проблеме толерантности.

Основными направлениями деятельности выступают:

- знакомство школьников с многообразием понятия «толерантность»;

-формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, научить находить компромисс в решении конфликтных противоречий;

- популяризация идей о необходимости толерантного отношения к друг другу, к представителям других национальностей, верований.

Участники программы: школьники общеобразовательного учреждения в возрасте 10-12 лет.

Продолжительность программы: 1 неделя.Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Форма проведения: классный час.

Материальное обеспечение:

- технические средства: компьютер, проектор, тематические фото и видеоматериалы (фильмы, видеопрезентации);

- оборудование для практических упражнений: ватманы, шариковые ручки, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, клей, скотч;

- нормативные инструкции и методические материалы (игры, практические упражнения).

 

Описание занятий

Ход занятия №1

(перед началом мероприятия класс делится на две команды.)

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Приветствуем вас на классном часе, который посвящен актуальной проблеме нашего времени - проблеме толерантности. Что же такое толерантность? Сейчас это слово очень часто используют, и Вы наверняка слышали его. В течении нескольких занятий мы будем знакомится с ним, чтобы понять насколько оно широкое и что оно означает. Перед тем как дать научное понятие слову «толерантность», я хочу спросить у вас, ребята, что вы понимаете под этим словом.

Упражнение 1. Мозговой штурм.

Каждой группе (по 3-4 человека) предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностной характеристикой толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий открывает аудитории слайд на презентации. Участники имеют возможность ознакомиться с существующим определением и высказать свое отношение к нему.

Ведущий: Каждый из ваших ответов является правильным. Но давайте обратимся к документам Организации Объединенных Наций, а именно к Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.), в которой толерантность определяется следующим образом.

Немного из истории – откуда взялось слово «толерантность». По одной из версии - на рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался Министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Международный день, посвящённый толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября.

А теперь, ребята, давайте узнаем, что означит слово «толерантность» на других языках.

(просмотр видеоролика)

Ведущий: Вот, ребята, мы услышали довольно таки много версий слову «толерантность». Но теперь давайте же разберемся, что отличает толерантного человека от интолерантного? Какие черты ему присущи? Для этого мы на каждый стол положили два конверта.

Упражнение 3. Символ толерантности.

Каждой группе следует нарисовать символ толерантности. Для работы ребята могут использовать краски, фломастеры, цветные карандаши. В конце работы каждая группа представляет результаты работы своего коллективного творчества.

Ведущий: Наше первое занятие подошло к концу, и я хочу, ребята, задать вам несколько вопросов.

Итоговые вопросы для закрепления:

1) Можно ли дать одно определению слову толерантность?

2) Представляется ли тема толерантности актуальной, если да, то почему?

3) Какие выводы вы сделали исходя из классного часа?

Ведущий: Спасибо за участие, до новых встреч.

 

 

Ход занятия № 2

Ход занятия № 2

«Межкультурная толерантность»

(перед началом мероприятия класс делится на две команды.)

Ведущий: Сегодня, ребята, мы затронем еще одну не менее важную тему в рамках программы, мы поговорим о межкультурной толерантности.

Все вы знаете, что на нашей планете насчитывается около 200 государств и до 5 тысяч этносов. В составе нынешней России более 100 этносов, в том числе 30 наций. Каждую нацию отличают свои особенности, например, язык, одежда, место проживания, привычки и, конечно, нормы и формы поведения. То, что приемлемо можно делать в нашей страны, не означает, что так позволительно вести себя в другой стране и мы должны об этом помнить. Например, в Японии уступать место пожилым людям в общественном транспорте является оскорблением для человека, а у нас в России не уступить место в транспорте является показателем невоспитанности. Или всем известный жест "Виктория", который показывается указательным и средним пальцем руки в виде буквы V, во многих странах означает победу или мир. Однако если при этом ладонь обращена к человеку, то в Великобритании, Ирландии и Австралии V-образный жест приобретает оскорбительный жест, который является невербальным эквивалентом фразы «отстань от меня».

Ребята, а какие национальности проживают на территории нашей страны? Чем они могут отличаться друг от друга?

(ответы детей)

(просмотр ролика «Россия едина»)

Ведущий: Одна из самых чудовищных ошибок было представление о недостойности других наций существовать на нашей планете. Это случилось во время Второй мировой войны, когда националисты провозглашающее превосходство одной расы. В газетах на евреев стали появляться карикатуры, унижающие их достоинство. В итоге это привело к Холокосту и миллионы мирных людей погибли в концлагерях просто из-за того, что они принадлежали к другой расе.

(ролик и слайды про геноцид)

Ведущий: Ребята, а вы бы хотели иметь друга из другой страны, проживающего на другом континенте, имеющего другой цвет кожи?

(ответы детей)

Упражнение № 2. «Пословицы»

Каждой команде раздаются два конверта. Их задача соотнести русские пословиц и пословицы других стран синонимичные им. В конце работы ведущий просит детей расшифровать значение пословиц.

1) В семье не без урода (русская) - И в хорошем огороде ест гнилые тыквы (осетинская).

2) Вилами по воде писано (русская) – Это пока написано на звездах (немецкая).

3) Тише едешь – дальше будешь (русская) - Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец (вьетнамская).

4) Язык до Киева доведёт (русская) - Тот не заблудится, кто спрашивает (финская).

5) Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня (русская) - Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду (польская).

6) На воре и шапка горит (русская) - Если шапка подходит, носи ее (английская)

7) Большому кораблю – большое плавание (русская) - Хорошему коту – хорошую крысу (французская).

8) Не зная броду, не лезь в воду (русская) - В тихую реку не опускай ни палец, ни воду (французская).

(Правильные ответы: 1-2; 2-5; 3-6; 4-1; 5-8; 6-4; 7-3; 8-7).

Ведущий: Хочется выразить надежду, что сегодняшнее наше общение оставило не только информационный след в вашей памяти, но и затронуло вас. Будет весьма полезным, если вы научитесь проявлять тёплое, толерантное поведение по отношению к представителям разных национальностей, и тогда каждый из вас почувствует это тепло по отношению к себе.

(просмотр ролика «Tell my why»).

Занятие 3

Ход занятия № 3

«Этикет, общение и толерантность»

Ведущий: В современном мире культурное поведение имеет очень большое значение: оно помогает устанавливать контакты между людьми, общаться и создавать стойкие взаимоотношения. Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Что же такое, по вашему мнению, этикет?

Этикет (от французского "etiquette") - это слово, что означает манеру поведения, то есть правила учтивости, вежливости и толерантности что приняты в обществе.

(показ слайда)

Эти нормы нравственности формировались на протяжении длительного времени становления взаимоотношений между людьми. На этих нормах поведения базируются политические, экономические, культурные отношения, потому что существование без соблюдения определенных правил невозможно.

На протяжении двух занятий мы с вами, ребята, говорили о толерантности. Теперь, ребята, ответь на вопрос - Как связаны между собою этикет и толерантность?

(ответы детей)

Ведущий: А теперь ребята посмотрим на слайд. В современном этикете выделяют четыре основных принципа:

1. принцип гуманизма и человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным;

2. принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих;

3. принцип красоты, или эстетической привлекательности поведения;

4. принцип следования обычаям и традициям той страны, города, местности, в которой находится человек в данное время.

Ведущий: К сожалению, не всегда люди толерантны по отношению друг к другу. Даже в сказках некоторых героев лишали их законных прав. Определите, кто из героев сказки был лишён прав и каких прав /нужно выбрать одного героя из трёх, остальных зачеркните.

Упражнение 1. «Из сказки».


Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Упражнение 2. Рассуждение.

Дети отвечают на вопросы ведущего:

- Какие человеческие качества в будущем станут самыми важными?

- Какие жизненные цели возникнут у людей в будущем?

- Какие события будут самыми важными в жизни каждого человека?

- Какими ценностями будут дорожить люди в будущем?

- Что в будущем станет самым важным для людей в их жизни?


Ведущий: Ребята, давайте посмотрим на слайд и прочтем правила толерантного общения. Есть ли такие положения, с которыми вы не согласны?

Правила толерантного общения:

1) Уважай собеседника.

2) Старайся понять то, что говорят другие.

3) Отстаивай свое мнение тактично.

4) Ищи лучшие аргументы.

5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6) Стремись учитывать интересы других.

Проект

«Мы разные – но мы вместе»

(по формированию толерантной личности)

 

Авторы: студентки 3 курса

факультета психологии и педагогики

Горшенина Д.Ю.

Аверьянова А.А.

Хаустова А.Э.

 

Омск, 2016

 

Актуальность проекта

Понятие толерантность вошло в широкий обиход в связи с усилением ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, которая была подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

В отечественной психологиитермин толерантность начал использоваться еще в 60-е гг. XX века Б.Г.Ананьевым.

В трудах отечественных социальных психологов имеются прямые или косвенные упоминания о толерантности, о возможных социальных контекстах ее проявления и развития: общении, социальном взаимодействии, межличностных и межгрупповых отношениях, конфликтах, социальных нормах, социальной и культурной адаптации и др. Проблему толерантности изучали В.С. Агеев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.Л. Васильев, Н.В. Гришина, О.И. Даниленко, Е.К. Завьялова, В.Г. Каменская, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, Н.М. Лебедева, И.М. Никольская, Н.Н. Обозов, Л.А. Петровская, Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, В.Е. Семенов, Е.В. Сидоренко, Н.С. Хрусталева, В.А. Чикер, Э.С. Чугунова и др.)

В связи с распадом СССР в конце 80-х-начале 90-х гг. и перестройкой государства, проблема межэтнической толерантности стала особенно актуальна, поскольку на территории нашего государства оказалось 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп со своей культурой, обычаями и традициями.

Н.А.Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.

Толерантность, по мнению И.Б. Гриншпуна, не статична, она носит процессуальный характер, что предполагает конечность и динамику с возможной сменой акцентов.

Следует заметить, что содействие в воспитании толерантного отношения играет большую роль в формировании мировоззрения детей.

Данный проект направлен на создание толерантного мировоззрения ребенка, чтобы избежать распространения националистского настроения, различных форм дискриминации по групповому, возрастному, социальным признакам.

Цель: формирование толерантности личности школьника через самопознание, взаимопонимание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

1) дать возможность школьникам сформулировать научное понятие толерантности;

2) показать многоаспектность понятия «толерантность»;

3) выявить основные черты толерантной личности;

4) познакомить школьников с различными проявлениями интолерантности по отношению к людям.

5) сформировать у школьников правильное представление о толерантном поведении (уважении друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, коммуникативной культуре, взаимопонимании и др.)

Ожидаемые результаты:

1) формирование положительных представлений о толерантном поведении у школьников;

2) улучшение психологического климата в образовательной среде.

3) привлечение внимания к проблеме толерантности.

Основными направлениями деятельности выступают:

- знакомство школьников с многообразием понятия «толерантность»;

-формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, научить находить компромисс в решении конфликтных противоречий;

- популяризация идей о необходимости толерантного отношения к друг другу, к представителям других национальностей, верований.

Участники программы: школьники общеобразовательного учреждения в возрасте 10-12 лет.

Продолжительность программы: 1 неделя.Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Форма проведения: классный час.

Материальное обеспечение:

- технические средства: компьютер, проектор, тематические фото и видеоматериалы (фильмы, видеопрезентации);

- оборудование для практических упражнений: ватманы, шариковые ручки, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, клей, скотч;

- нормативные инструкции и методические материалы (игры, практические упражнения).

 

Описание занятий

Ход занятия №1

(перед началом мероприятия класс делится на две команды.)

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Приветствуем вас на классном часе, который посвящен актуальной проблеме нашего времени - проблеме толерантности. Что же такое толерантность? Сейчас это слово очень часто используют, и Вы наверняка слышали его. В течении нескольких занятий мы будем знакомится с ним, чтобы понять насколько оно широкое и что оно означает. Перед тем как дать научное понятие слову «толерантность», я хочу спросить у вас, ребята, что вы понимаете под этим словом.

Упражнение 1. Мозговой штурм.

Каждой группе (по 3-4 человека) предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностной характеристикой толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий открывает аудитории слайд на презентации. Участники имеют возможность ознакомиться с существующим определением и высказать свое отношение к нему.

Ведущий: Каждый из ваших ответов является правильным. Но давайте обратимся к документам Организации Объединенных Наций, а именно к Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.), в которой толерантность определяется следующим образом.

Немного из истории – откуда взялось слово «толерантность». По одной из версии - на рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался Министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Международный день, посвящённый толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября.

А теперь, ребята, давайте узнаем, что означит слово «толерантность» на других языках.

(просмотр видеоролика)

Ведущий: Вот, ребята, мы услышали довольно таки много версий слову «толерантность». Но теперь давайте же разберемся, что отличает толерантного человека от интолерантного? Какие черты ему присущи? Для этого мы на каждый стол положили два конверта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.097 с.)