Типы человеческого общества по Тоффлеру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы человеческого общества по Тоффлеру



ХАРАКТЕРИСТИКП ТРАДИЦИОННОЕ СОВРЕМЕННОЕ
Чем определяется организация жизни Авторитарная власть, преобладание традиции над инновацией Приоритет прав личности, преобладание инновации над традицией
Развитие Циклическое Поступательное
Характер общества Общество коллективистское; личностное начало минимизировано Ярко выраженный индивидуализм, толерантность к мнению меньшинства

 

1. Какой из типов общества, с точки зрения Белла, является исторически самым первым?

2. Каков характер развития традиционного общества, с точки зрения Тоффлера?

3. Какой из типов общества, с точки зрения Белла, предполагает господство над природой в соответствии с её законами?

4. Для какого из типов общества, с точки зрения Тоффлера, характерен индивидуализм?

5. Кто из учёных считает, что целью индустриального общества является производство товаров массового потребления?

 

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Цивилизационный подход (А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер)

1. Какой из подходов рассматривает историю как линейный процесс?

2. Какие общие закономерности исторического развития выделяют сторонники формационного и цивилизационного подходов?

 

Глобальные проблемы современности

Процесс глобализации противоречив и имеет положительные и отрицательные стороны:

 

Положительные стороны глобализации Отрицательные стороны глобализации
Глобализация способствует снижению издержек производства и концентрации средств для развития новых технологий, создаются новые рабочие места Рост разрыва между богатыми и бедными государствами. Унификация культуры, развитие массовой культуры подрывает национальные культурные традиции.

Глобальные проблемы современности

1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Создание ООН, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение.

2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб.

3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности населения проживающего на территории планеты.

4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север-Юг») - большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

5. Проблема международного терроризма.

Проблема распространения СПИДа и наркомании.

Проблема освоения космоса и Мирового Океана.

Причины возникновения глобальных проблем

1. Планетарные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей.

2. Неспособность человека рационально распорядиться этой силой.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне.

 

Понятие о культуре

Это понятие связано с понятием духовной жизни общества.

Под духовной жизнью философы-марксисты обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке и являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Элементы духовной жизни: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

В свою очередь, понятие духовной жизни общества тесно связано с понятием духовного производства – производства сознания в особой общественной форме, осуществляемого специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Продукты духовного производства: идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи.

Цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Отличительная особенность духовного производства - его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Виды духовного производства: наука, искусство и религия.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Культура, как и общество, артефактична, но культурные артефакты созданы из природного материала.

В узком смысле культура - это те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком смысле культура общества - это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру.

1. Ф. Ницше - человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека.

2. И. Г. Гердер - культура - средство облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры - это ступени прогрессивного развития человечества.

3. Культура как игра (Й. Хёйзинга)

Аристократическая концепция культуры (Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет)

Материальная культура - техника, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.

К духовной культуре относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Духовная культура по форме материальна, а по содержанию идеальна.

Элитарная и массовая культура

Элитарная культура Массовая культура
Трудна для неподготовленного восприятия Рассчитана на узкий круг ценителей Не ориентирована на коммерческий успех   Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления; Огромную роль в её распространении играют СМИ и реклама; Ориентирована на коммерческий успех; Рассчитана на массового потребителя

Элитарная и массовая культура не враждебны друг другу. Народная культура создаётся творцами из народных масс, чаще всего анонимными, и является отражением духовного поиска народа. Особой формой этой культуры является детский и молодёжный фольклор. Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной этнической общности людей. В процессе глобализации формируется интернациональная культура.

Наука и её роль в обществе

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция.

Социальные функции науки:

а) наука познает и объясняет устройство мира и законы его развития;

б) наука помогает человеку выстроить знания о мире в целостную систему, т. е. выработать своё мировоззрение;

в) при помощи научных моделей учёные могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению;

г) наука является непосредственной производительной силой общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.012 с.)