Расчёт себестоимости единицы продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчёт себестоимости единицы продукции.



Определение себестоимости единицы продукции (услуг), калькулирование предполагает усреднение при исчислении себестоимости единицы продукции. Группировка затрат по назначению и роли в процессе производства определяет статьи калькуляции:

сырье и основные материалы;

электроэнергия и топливо на производственные нужды;

зарплата производственных рабочих;

отчисления на социальное страхование;

общепроизводственные (общецеховые);

общехозяйственные (общезаводские).

При отнесении затрат на производство возникает проблема методов калькулирования продукции. Наиболее распространенны нормативный, расчетно-аналитический, попередельный (попроцессный), позаказной, коэффициентный методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Нормативный метод является самым распространенным. Характеризуется тем, что на предприятии на основе действительных смет и норм расходов составляется нормативная калькуляция себестоимости продукции, ведется оперативный учет отклонений и системный учет изменений норм. В результате складывается плановая калькуляция себестоимости продукции (услуг), включающая нормативную, отклонение от норм и изменение норм.

Расчетно-аналитический метод соединяет два подхода: прямой, при котором калькуляция себестоимости услуг рассчитывается по нормам и косвенный, который распределяет непрямые затраты пропорционально зарплате основных производственных рабочих или пропорционально прямым затратам.

Попередельный метод используется в производстве, где продукт изготавливается на основе физико-химических преобразований исходного сырья в условиях кратковременного технологического цикла и последовательности стадий обработки (переделов). Сущность метода в том, что учет затрат ведется по переделам. Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные по цеху, производству с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов. В непромышленной сфере его определяют как попроцессный. Ключевой идеей попроцессного калькулирования является использование условных единиц (набор долей затрат, необходимых для производства одной готовой единицы продукции).

Позаказной метод применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Учет производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляется по заказам на изготовление одного изделия. Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ.

Коэффициентный метод характерен для предприятий с массовым и крупносерийным производством. При коэффициентном методе за единицу берется какой - нибудь вид товара (услуги) и по весам присваивается коэффициент и пропорционально ему делятся все затраты. Недостаток этого метода в том, что затраты в процессе производства не контролируются, искажается фактическая себестоимость изделия.

 

Расчёт точки безубыточности.

Точка безубыточности показывает объем выпуска товаров, работ, услуг, при котором, обеспечивают предприятию покрытие всех затрат и нулевую прибыль. Расчет этой точки дает возможность принимать решение – стоит ли дальше заниматься выпуском именно этой продукцией.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной - затраты на производство и доход. Точка пересечения линий выручки и валовых затрат представляет собой точку безубыточности (Q).Эта точка интересна тем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.

QБЕЗУБ- точка безубыточности

FC-постоянные издержки на весь объем выпуска (руб.)

Р-цена 1 единицы товара (руб.)

AVC- переменные издержки на 1 единицу товара (руб.)

В точке безубыточности прибыль = 0, она разделяет зону убытка от зоны прибыли, т.е. и показывает сколько нужно реализовать, что бы покрыть все затраты, произведенные предприятием.

 

Эффект масштаба.

Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции.
Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает размеры предприятия (объем продукции).

Эффект масштаба возникает при расширении объема производства и реализации как следствие за счет экономии постоянных затрат.

Размеры могут играть положительную роль при организации крупномасштабного производства новаторского изделия или продукта, выпускаемого с помощью новых процессов. В этом случае, решающее значение имеет «эффект масштаба», т.е. экономия на условно - постоянных расходах. Эффект положительной обратной связи может сказаться в том, что некоторые снижения цены может вызвать рост спроса на продукцию фирмы. В то же время этот фактор может стать серьезным препятствием для реализации проекта, связанного с разработкой наукоемкой продукции, пользующейся ограниченным спросом.

При серийном производстве, наращивается объем производства, при этом снижается себестоимость, но происходить это может до предела производственной мощности.

Если, например, ресурсы удваиваются и в этой же пропорции увеличивается объем производства, то говорят, что эффект масштаба отсутствует. Если объем производства увеличивается менее чем в два раза, то имеет место отрицательный эффект масштаба, а если он увеличивается более чем в два раза, то - положительный эффект масштаба.
Полезность термина "масштаб" состоит в том, что он относится к изменению всех ресурсов. Следует отличать это явление от случая изменения только одного ресурса, который описывается законом убывающей отдачи. Однако аналогичных законов, описывающих эффект масштаба, нет. Этот эффект может быть установлен только на основе эмпирических зависимостей.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

• снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

• затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

• в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

• с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.007 с.)