Психологии и Социальной Работы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологии и Социальной Работы»



Психологии и Социальной Работы»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Основы психотерапии»

для специальности подготовки 030301.65 – «Психология»

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015 г.

 

Разработчик (ответственный за УМК):

 

к.п.н., доц   Смолова Л. В.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины………….4

1. Цели и результаты изучения дисциплины

2. Язык обучения

3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

4. Перечень и объем инновационных методов учебной работы по дисциплине

5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов

6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине

7. Учебно-тематический план дисциплины

8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

9. Семинарские и практические занятия

10. Рекомендуемая литература

11. Глоссарий

раздел 2. методические указания для самостоятельной работы студентов ………………………………………………………….17

1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)

2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

3. Дополнительные материалы (по усмотрению преподавателя)

раздел 3. материалы для контроля качества знаний по дисциплине……………………………………………………………………..36

1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине

2. Материалы по текущему контролю

3. Материалы по рубежному контролю

4. Материалы по промежуточной аттестации

5. Примерный вариант тестов для оценивания знаний студентов

раздел 4. электронное учебно-методическое пособие……………………………………………………………………..43

раздел 5. база контрольно-измерительных материалов (ким)…………………………………………………………………………………98

Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины

1. Цели и результаты изучения дисциплины

Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 - Психология, квалификация - бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда базовых культурных, личностно-ориентированных культурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики социальной работы. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра социальной работы. Исходя из этого в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия программы):

Цель изучения дисциплины – ознакомление студентов с основами психотерапии, формирование у них теоретических знаний в данной области.

Задачи курса:

· ознакомление слушателей с историей возникновения психотерапии;

· формирование целостного представления о многообразии психотерапевтических методов, понимание их преимуществ и недостатков;

· обращение студентов к важности осознания собственной позиции консультанта в процессе консультирования.

Язык обучения

Язык обучения – русский

3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию.

До начала изучения данной дисциплины рекомендуется изучение курсов «Общая психология» (ОПД.Ф.02), «История психологии» (ОПД.Ф.05), «Психология развития и возрастная психология» (ОПД.Ф.12), «Общий психологический практикум» (ОПД.Ф.04) или иные практикумы по этим дисциплинам, и имеющих представление о теориях личности в психоаналитических, поведенческих и гуманистических направлениях.

Курс может обогатить профессиональные знания студентов, расширить их мировоззрение, способствовать формированию личностной позиции.

4. Перечень и объем инновационных методов учебной работы по дисциплине

Подготовка студентов в данном курсе осуществляться в виде лекционного курса и практических занятий.

В данном курсе используются классические методы обучения и самостоятельные исследования по заданию преподавателя, направленное на развитие творческих качеств и интеллектуальных инициатив студентов.

Используются также такие активные формы работы как работа в малой группе, работа в парах и индивидуальная работа.

 

Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины:

а) общекультурные

- использует системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)

- воспринимает личность другого, способен к эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7)

 

б) профессиональные:

исследовательские:

- готов осуществлять стандартные базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4)

- выявляет специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5)

 

Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении

дисциплины:

В результате успешного изучения дисциплины студент должен знать:

· историю возникновения психотерапии за рубежом и в России;

· показания к применению психотерапевтического воздействия;

· особенности использования различных методов в психотерапии и специфику позиции консультант-клиент в различных направлениях психотерапии.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· осознавать собственные сильные стороны в процессе консультирования и стороны, нуждающиеся в доработке;

· корректно применять метод составления терапевтической метафоры.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь навыки:

· самоанализа – анализа собственных сильных сторон в процессе консультирования, и сторон, нуждающиеся в доработке;

· восприятия личности окружающих, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей.

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных форм учебной работы Трудоемкость
    лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы под руководством преподавателя в присутствии преподавателя без участия преподавателя
по формам обучения
Модуль 1                        
                           
Модуль 2                        
                           
ИТОГО:                        
                           

6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине

Модуль 1. История создания и развития психотерапии

Модуль 2: Основные направления психотерапии

Семинарские и практические занятия

План семинарских занятий по Модулю 1:

Глоссарий

1. аутогенная тренировка - тренировка («ауто»-сам; «генос»-рождение) – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможность саморегуляции исходно непроизвольных функций человека; метод самостоятельного вызывания у себя особого (аутогенного) состояния и самостоятельного выхода из него.

2. аутогипноз - самогипноз — гипноз, вызванный самовнушением, — в противоположность гетерогипнозу, вызванному воздействием другого человека.

3. внушение (лат.) – подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности и без логической переработки воспринимаемого.

4. Безусловное позитивное принятие — в теории Карла Роджерса, положение, что человек должен быть принят и любим без каких-либо условий; необ­ходимый компонент психотерапии.

5. Бытийная любовь - л юбовь к сущности другого сущест­ва. Эта любовь не носит собственнического характера; в ней есть то истинное отношение невмешательства; она предоставляет всему быть таким, ка­кое оно есть, не стремясь что-то улучшать или изменять. Этот тип любви мо­жет способствовать вершинным переживаниям.

6. Бытийная мотивация -Удовлетворение и удовольствие от настоящего или желание найти достойную цель (духовный рост или мета-мотивация). Хорошими примерами мотивации бытия могут быть любопытство и игривость.

7. Бытийные ценности -Считается, что они есть у каждого ин­дивида. Согласно Маслоу, наивысшие ценности существуют в самой челове­ческой природе. В список подобных ценностей входят правда, красота, цельность, жизненная сила, совершенство, доброта, уникальность, простота, справедливость, богатство, порядок, трансцендентальность, необходимость, ненужность усилий (лег­кость достижения цели), игривость, завершен­ность и самодостаточность.

8. Вершинные переживания -Потрясающие сознание ра­достные моменты. Когда индивиды ощущают гармонии космоса, чувствуют свое мистическое единение и сопричастность с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впе­чатлениями от шедевров искусства и музыки.

9. Гуманистическая психотерапия – одно из трех направлений современной психотерапии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т.д.

10. Десакрализация -Обеднение жизни из-за нежелания серь­езно относиться к ее явлениям и событиям. Это может происходить из-за стра­ха глубоких эмоций.

11. Дефицитарная любовь -Эгоистическая любовь, когда че­ловек просто хочет что-то получить. Такая любовь основана на потребности в самоуважении, страхе одиночества и т. д.

12. Дефицитарная мотивация -Мотивация, истоки ко­торой в фрустрированных потребностях, в чувстве неудовлетворенности. Сю­да же относится и желание изменить существующее положение вещей.

13. Дефицитарное познание -Тип мышления и воспри­ятия, ограничивающие возможности индивида правильно оценивать объек­ты, он видит в них только средство достигнуть желаемого, удовлетворить соб­ственные потребности, особенно если эти потребности очень сильны.

14. Иерархия потребностей -Модель расположения чело­веческих потребностей, согласно которой основные физиологические потреб­ности должны удовлетворяться прежде психологических. Каждый уровень по­требностей основывается на предшествующем. На вершине этой иерархии на­ходятся потребности личностного роста и самоактуализации,

15. Комплекс Ионы -Нежелание полностью использовать свои способности. Корни этого комплекса в страхе перед трудностями, в том, что индивид не в состоянии отказаться от привычного, но ограниченного суще­ствования, боится всего нового, опасается потерять то, что имеет. Возможно, этот комплекс представляет собой главное препятствие самоактуализации.

16. Контрперенос – это реакция переноса у психотерапевта по отношению к клиенту, когда психотерапевт реагирует на клиента так же, как на значимую личность в ранней истории своей жизни.

17. Метажалобы -Уровень жалоб, относящихся к фрустрации метапотребностей, таких как справедливость, совершенство, красота, правда. Обычно эти жалобы показывают, что базовые потребности в достаточной сте­пени удовлетворены.

18. Метамотивация - Поведение, вдохновленное высоким раз­витием представлений о ценностях и потребностях. Обычно такое поведение свойственно самоактуализирующимся людям.

19. Метафора – оборот речи, при котором какой-либо предмет называют именем другого предмета или явления (глаза – звезды). При этом в метафорическом выражении сравнение и отрицание существуют одновременно (глаза как звезды, но не звезды).

20. Механизмы психологических защит - это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Защитный механизмы функционируют автоматически, не согласуясь с сознанием.

21. Психотерапия – комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности (Словарь под ред. Ярошевского М.Г. и А.В.Петровского)

22. Психотерапевтическая стратегия — набор конкретных или общих правил, которым следует психотера­певт. Психотерапевтическая стратегия включает в себя: оп­ределение цели психотерапии и теоретическую концепцию, определяющую взаимосвязь между задачами психотерапии и психотерапевтическими мероприятиями.

23. Психотерапевтический контракт — формальное, чаще всего пись­менное соглашение между психотерапевтом и пациентом, касающееся основной цели психотерапевтических отноше­ний, ожиданий пациента и условий совместной работы. Как правило, в контракте психотерапевтические отноше­ния рассматриваются в рабочем контексте, что в свою оче­редь определяет и разграничивает различные ролевые ас­пекты пациента и психотерапевта. Психотерапевтический контракт включает в себя условия оплаты, продолжитель­ность, время и место проведения психотерапии.

24. Психотерапии неспецифические факторы — «таинственные» аспекты выздоровления пациента, действующие в различных мето­дах психотерапии, независимо от их теоретической ориен­тации. В психоанализе в качестве неспецифических фак­торов рассматриваются «неитерпретативные» элементы, в бихевиоральной терапии — отношения между психотерапев­том и его пациентом. К неспецифическим факторам пси­хотерапии обычно относят: эмоционально насыщенные от­ношения между участниками психотерапевтического про­цесса (трансфер в психоанализе или «неспецифические эффекты общения» — в бихевиоральной терапии и т.д.), убежденность пациента в особой исцеляющей силе психо­терапевта, разнообразные аспекты внушения, символичес­кие ритуалы исцеления и т.д.

25. Психотерапии общие факторы — психологические факторы, обес­печивающие специфический психотерапевтический эффект: взаимосвязь пациента и психотерапевта; катарсис, эмоци­ональное проявление и освобождение, интерпретация, взгляд, понимание, усиление, десенси­билизация, релаксация, информация, поддержка, ожи­дание, подражание, конфронтация с проблемой. Некото­рые авторы к общим факто­рам также относят: когнитивное научение, вознагражде­ние и наказание, социальное научение (подобие идентификации), перенос и обобщение, убеждение, эмпатию, интерпретацию и др.

26. Саморефлексия — в психоанализе направление ума для наблюде­ния за его же деятельностью, способной проявляться в форме мыслей, чувств, фантазий, образов и воспомина­ний. Саморефлексия включает также размышления о той деятельности, в которой ум участвует в данный момент. Саморефлексия является основной частью терапевтического опыта пациента, способствующей развитию его самосознания и интуиции.

27. Переживание «Плато» -Важные перемены в отноше­ние индивида к жизни и всему окружающему, воздействующие на восприятия действительности и точку зрения на события и явления. Способствуют обо­стрению сознания и приятию мира. Эти переживания более стабильны и дли­тельны, чем вершинные переживания, они дают возможность нового, более глубокого видения мира,

28. Познание бытия -Мышление и восприятие мира, дающие возможность всесторонне рассмотреть и понять внешние объекты, оценить их подлинную значимость, а не только по отношению к чьим-то личным инте­ресам. Познание бытия не поддается осуждению, сравнениям и оценкам. Ос­новой отношения к бытию должно быть приятие того, что есть.

29. Психологические потребности - В иерархии Маслоу это человеческие устремления, которые не могут быть удовлетворены преж­де физиологических потребностей. К психологическим потребностям относят­ся (в указанном порядке) потребности безопасности и защищенности, принад­лежности и любви, самоуважения и уважения окружающих и самоактуали­зации.

30. Самоактуализация -Согласно системе Маслоу, это про­должительный процесс, при котором способности человека используются творчески, радостно и полностью. Это путь неустанной работы, активной жиз­ни и осознания своей связи со всем миром.

31. Синергия -Комбинированное действие различных элементов, ко­торое оказывается более эффективным, чем сумма воздействия всех элемен­тов, взятых в отдельности. Это же слово (название) относится к совместным действиям индивидов.

32. Сконцентрированность вокруг проблемы -Характерна для творческих людей, которые сосредоточивают внимание на том главном, что нужно для достижения желанной цели. Этот подход противоположен сконцентрованности, вокруг собственного эго (дефицитарное познание), когда индивиды видят не то, что есть на самом деле, а то, что им хочется.

33. Сопротивление – это общепризнанный клинический феномен, сопутствующий в той или иной степени проведению любого вида психотерапии. Это процесс противостояния бессознательному, стремления не допускать в сознание вытесненные желания и мысли. Процесс, связанный с изменением личностных позиций и установок, отказ от старых и выработка новых форм поведения, сопровождающееся определенными трудностями, противодействием пациента.

34. Сконцентрированность вокруг средств достижения цели -Характеризует индивидов, которые слишком много внимания уделяют мел­ким процедурным деталям или методологии проектов или процессов и при этом часто теряют из вида саму цель.

35. Терапевтическая метафора – одно из основных средств структурирования опыта, основывающееся на правилах: 1) сходности модели мира клиента и 2) межличностные отношения, паттерны и связи в метафоре должны отражать реальную ситуацию клиента.

36. Трансфер – это перенос клиентом на психотерапевта собственных отношений, чувств, страхов и желаний из далекого прошлого. Главной характеристикой переноса является переживание клиентом некоторых чувств по отношению к психотерапевту, которые не подходят к нему и в действительности обращены к другой личности. Первоначальные переносы – значимые люди ранних лет жизни ребенка (родители, воспитатели, братья/сестры, соперники).

37. Физиологические потребности -Согласно иерархии по­требностей Маслоу, это самые базовые человеческие желания. Сюда входят физиологические потребности в кислороде, пище, воде, сне и сексе.

38. Экзистенциальная психотерапия – собирательное понятие для обозначения подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

39. Эупсихея -Идеальные, гуманистически ориентированные сооб­щества, членами которых являются здоровые, самоактуализи­рующиеся индивиды.

40. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

41. Этика профессиональная -реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В первую очередь это - универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых: 1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; 2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований; 3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных; 4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр.

Сверх того: 5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы; 6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений; 7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

 

раздел 2. методические указания для самостоятельной работы студентов

Задания для самостоятельной работы к Модулю 1

Цели и задачи психотерапии.

Задание:

· прочитайте 1ю главу книги Б. Д. Карвасарского «Основы психотерапии».

· Проведите сравнительный анализ психотерапии с другими видами терапевтической практики

· Выскажите мнение о случаях необходимости использования психотерапевтического вмешательства в условиях работы психолога, в консультативной практике

· Выскажите собственное мнение о целях психотерапии в условиях современной России, обоснуйте его

 

Определение психотерапии и содержание основных понятий

 

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется прежде всего как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

Психотерапия —

— «система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека»;

— «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

— «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, можно указать следующие:

психотерапия —

— «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

— «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;

— «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений»;

— «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями».

Хотя и является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Обращает на себя внимание, что в определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. И одна, и другая позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно означает лечение души (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение), то есть указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по образованию термины — физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия и пр. — указывают не на объект, а на средства воздействия: физиотерапия — воздействие, лечение физикальными средствами, фармакотерапия — лечение медикаментозными средствами и т. д. Что является более адекватным и правильным, сказать трудно. Можно надеяться, что процесс развития психотерапии как научной дисциплины внесет когда-нибудь большую определенность и в сам этот термин. Однако следует обратить внимание на то, что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые различные определения психотерапии.

Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия). Психологические интервенции в медицине, или клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Клинико-психологические вмешательства. Для более четкого понимания соотношения понятии психотерапевтические и клинико-психологические вмешательства следует рассмотреть основные характеристики последних. С точки зрения Перре и Бауманна клинико-психологические интервенции характеризуются: 1) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями. Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций в связи с психотерапией.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические средства, который выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Однако психологические средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психологических характеристик, психических процессов и состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Подробнее функции клинико-психологических интервенций будут рассмотрены ниже, так как это имеет значение для понимания соотношения таких понятий, как психотерапия, психологическое консультирование, психологическая коррекция и др. Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Они определяют общую стратегию воздействий и тесно связаны с теоретической ориентацией. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (например, восстановление полноценного личностного функционирования, гармонизация личности, развитие личностных ресурсов и т. д.), так и на конкретные, более близкие цели (например, преодоление страха выступления перед аудиторией, тренировку памяти или внимания, развитие определенных коммуникативных навыков и т. д.). Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия, которые, кроме выбора средств, определяют общую стратегию воздействий и тесно связаны с теоретической ориентацией. Теоретическая обоснованность клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана прежде всего с изучением их эффективности.

Научная оценка эффективности психотерапевтических воздействий является чрезвычайно важной проблемой. Ответить на вопрос об эффективности того или иного метода психотерапии или психотерапевтического подхода могут не самоотчеты отдельных пациентов, а научные исследования, проведенные на репрезентативной выборке и соответствующие определенным требованиям (четкое определение метода психотерапии, гомогенность материала, случайная выборка, наличие независимых экспертов, разделений функций психотерапевта и исследователя, сопоставление непосредственных и отдаленных результатов лечения, репрезентативная выборка в катамнезе, наличие контрольных групп и пр.). Профессиональные действия — важная характеристика клинико-психологических интервенций. Это означает, что они должны осуществляться в профессиональных рамках, то есть профессионалами (подготовленными в области клинической психологии и психотерапии врачами, психологами и социальными работниками).

Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики (теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.

Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три основных цели клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация. Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапия.

Таким образом, понятие «клинико-психологическая интервенция» является более общим по отношению к понятию «психотерапия» («психотерапевтическая интервенция») и охватывает сферы профилактики, лечения, реабилитации и развития.

Роль клинико-психологических вмешательств в профилактических целях состоит в выявлении контингентов риска и разработке соответствующих профилактических мероприятий, работе с лицами, имеющими разнообразные трудности и проблемы психологического характера, кризисными личностными и травматическими стрессовыми ситуациями, характеризующимися прогностически неблагоприятными личностными особенностями, повышающими риск возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств. Клинико-психологические вмешательства в целях реабилитации, прежде всего, направлены на восстановление (сохранение) личностного и социального статуса больного. При нервно-психических заболеваниях, которые характеризуются достаточно выраженными личностными изменениями, нарушениями в системе отношений пациента, в сфере межличностного функционирования, клинико-психологические вмешательства играют чрезвычайно важную роль, выполняя функцию психотерапии (лечения). Клинико-психологические воздействия в целях реабилитации направлены на изменение реакции личности на болезнь, психологические и социально-психологические последствия хронических заболеваний и пр. Следует также указать, что кроме «личностного блока» клинико-психологические вмешательства играют важную роль (возможно, более важную, чем какие-либо другие, например, фармакологические) в реабилитации пациентов с нарушениями психических функций (памяти, внимания, речи, моторики).

Развитие рассматривается как одна из самостоятельных функций клинико-психологических вмешательств далеко не всеми авторами и понимается по-разному. Это связано с тем, что психотерапия, психопрофилактика, реа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.244.205 (0.081 с.)