Роль евро в современной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль евро в современной экономике



Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой солидный фундамент. На долю стран—участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япония — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япония — 9,7%). С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок, по своим масштабам сопоставимый с крупнейшим мировым финансовым рынком – американским.

Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для его развития и углубления, улучшения инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, использования евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках. Это объясняется следующим.

Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возрастает значение других факторов ценообразования на финансовом рынке — в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и, как следствие, усиление конкуренции между ними.

Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков и, вследствие этого, к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999 г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране (“принцип якоря”). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах—членах ЕС существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках зоны евро. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30—50% в Велико-британии и Нидерландах.

В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями приходит распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, — к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг.

В-четвертых, введение евро привело к существенным изменениям на рынке деривативов (фьючерсов, опционов, свопов). В основе этих инструментов лежит широкий круг финансовых активов и показателей: курсы валют, процентные ставки, акции, биржевые индексы и другие. Поэтому вопросы перехода к евро для этих производных инструментов отражают проблемы тех рынков, на которых они обращаются. С введением евро в обороте появились фьючерсы и опционы, выраженные в новой валюте, которые обращаются наряду с опционами в национальных валютах, но постепенно заменяют их. То же самое относится к рынкам форвардных валютных контрактов и к рынкам валютных свопов.

В целом в течение 1999 г. объем операций в секторе производных финансовых инструментов сократился почти в десять раз (с 8,2 до 0,8 трлн. евро). Связано это прежде всего с глубокой перестройкой структуры рынка, выраженной в существенном уменьшении количества традиционных контрактов (из 200 действовавших видов сделок с участием 13 валют сохранилось не более 20—30), а также в снижении валютных рисков. Ввиду увеличения кредитных рисков на рынке производных финансовых инструментов, вероятнее всего, будут увеличиваться объемы процентных свопов. Сокращение объемов операций с традиционными деривативами (форвардами и фьючерсами) уже сейчас поставило на грань выживания мелкие западноевропейские биржи. По-видимому, как и на рынке акций, здесь резко возрастет концентрация биржевой торговли. Основная борьба за преобладание на рынке деривативов в рамках зоны евро разворачивается между тремя биржевыми центрами: ЛИФФЕ (Великобритания), ДТБ (Германия) и МАТИФ (Франция).

В-пятых, введение единой европейской валюты создало стимулы для ускорения концентрации европейских бирж. По-видимому, общий вектор этого процесса будет направлен на создание единой электронной биржи с автоматической торговой системой. В этом случае национальные биржи могут уцелеть, лишь специализируясь на работе с ценными бумагами компаний с низкой капитализацией. Тем не менее рост объемов международных инвестиций на европейском рынке акций будет, по-видимому, существенно отставать от увеличения инвестиций на рынке государственных облигаций, основным результатом чего станет более низкая рыночная капитализация западноевропейского бизнеса по сравнению с американскими корпорациями.

С технической точки зрения введение евро не составило значительных трудностей для фондовых бирж, особенно для тех, которые уже функционировали в мультивалютном режиме. Европейские фондовые биржи, объединенные в Федерацию европейских бирж, с 4 января 1999 г. перешли к котировкам и операциям со всеми ценными бумагами в евро и только в евро. Поскольку номинальная стоимость акции, по существу, никак не связана с ее рыночной ценой (а подчас и вовсе отсутствует), двойные котировки (в евро и в национальной валюте) были признаны ненужными (тем более что они влекут за собой дополнительные издержки как для бирж, так и для брокеров и брокерских контор на этих биржах). Основные трудности лежат в плоскости достижения политического согласия между различными биржами в процессе их объединения и слияния. Являясь объектом интересов своих акционеров, биржи будут вынуждены искать компромиссные решения, способные удовлетворить не только руководство самих бирж, но всех заинтересованных лиц, что займет значительное время.

В целом глубокая перестройка структуры финансовых рынков Европы неизбежно будет способствовать их гармонизации и постепенному движению в сторону стандартов финансового рынка США, которые на сегодняшний момент являются своеобразным эталоном. Это обстоятельство ускорит процесс преодоления экономических проблем, накопившихся в европейских странах, поскольку последние частично лишатся защиты, обеспечиваемой узкими границами национальных финансовых рынков, в силу чего будут вынуждены повышать свою конкурентоспособность. Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями. Вместе с тем успешное функционирование финансового рынка ЭВС в течение 1999—2000 гг. наряду с совершенствованием его качественной структуры и расширением объема проводимых на нем операций позволяет надеяться на усиление в ближайшем будущем его роли в мировой валютно-финансовой системе, а также на придание дополнительного импульса развитию экономики европейских стран.

Отдельно следует отметить возможные проблемы, связанные с введением евро:

1. Спекулятивная атака на ЕВРО. Так как введение ЕВРО сопровождается определенными трудностями, в частности необходимостью четкой координации действий ЕЦБ и национальных центральных банков, то вероятна попытка проведения спекулятивных операций с ЕВРО.

2. Возможное проведение спекулятивных атак для снижения курса ЕВРО, с последующей скупкой ЕВРО, это может быть связано с тем, что ЕВРО потенциально считают одной из сильнейших валют мира.

3. Возможное проведение спекулятивных атак, с последующей скупкой государственных бумаг стран, входящих в ЕВС.

4. Возможна массовая безработица и экономический спад общеевропейского масштаба. Главным фактором конкурентной борьбы станет стоимость труда. Единая валюта, приведет к тому, что ставки зарплаты в разных странах зоны ЕВРО будут легко сравнимы. Рабочие и их профсоюзы будут инстинктивно давить на работодателей с целью повысить зарплаты до высшего уровня. И единственный выход для работодателей, пытающихся сохранить свои цены конкурентоспособными на мировых рынках, - дальнейшее сокращение рабочей силы. (Уровень безработицы в ЕС уже превысил 10,6%, достигая в новых землях ФРГ 25%.)

5. Недееспособность ЕЦБ, вследствие противоречивых интересов представителей разных стран в его руководстве. Подтверждением этого может служить процедура выбора президента ЕЦБ. По результатам голосования на этот пост был выбран представитель Голландии В.Дуйзенберг, который сложит свои полномочия, отработав только половину положенного по уставу срока, т.е. только 4 года.

6. Недовольство той или иной страны-нарушителя по поводу установленных критериев штрафных санкций. Несмотря на необыкновенно низкий уровень процентных ставок в течении последних лет, ключевые страны не могут удержать бюджетный дефицит стабильно ниже 3-% планки. Более того, средний государственный долг государств-членов не уменьшался начиная с 1991 г., а наоборот, вырос на 15 пунктов и сейчас превышает 60-% уровень, установленный Маастрихтским договором. Для обеспечения стабильности был принят "Пакт стабильности и развития" (Дублинский саммит 1996 г.), но он не гарантирует бюджетную дисциплину. Угроза санкций вероятна лишь в отношении одной страны или очень незначительного числа стран. Санкции налагаются не автоматически, и маловероятно квалифицированное большинство при голосовании о применении пакта, когда большинство стран нарушают лимиты, - ведь сами себя они не высекут. Пакт в принципе не гарантирует и не обеспечивает стабильность ЕВРО. Это может подтолкнуть страны к выходу из ЕВС. Кроме того, Маастрихтский договор, подробно обозначив условия для вступления в ЕВС, в то же время не предусматривает какой-нибудь возможности для выхода из нее одной или нескольких стран.

7. Возможное взаимное соглашение о роспуске ЕЭС.

 

Валютная система РФ

Национальная валютная система России образована с учетом принципов современной мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы. В 1992 г. Россия вступила в МВФ. Признание устава МВФ налагает определенные требования на устройство националтьной валютной системы РФ. Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.

1. Основой валютной системы страны является национальная денежная единица – рубль, введенный в обращение в 1993 г. В 1998 г. рубль был деноминирован по соотношению 1: 1000, в связи с чем старые банкноты и монеты заменили новыми. Рубль не имеет золотого содержания.

2. С 1996 г. Россия в полном объеме приняла на себя обязательства, налагаемые на страны – члены МВФ, в том числе устранить валютные ограничения и распространить конвертируемость рубля по текущим операциям на неризидентов. Однако в части валютных ограничений было сохранено требование обязательной продажи государству хозяйствующими субъектами 75% экспортной выручки.

3. Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. После августовского кризиса 1998 г. в России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ.

4. Регулирование международной валютной ликвидности осуществляется ЦБ РФ и Министерством финансов РФ, во владении которых находятся золотовалютные резервы страны.

Золотовалютные резервы страны включают:

· золотой запас (около 30%)

· иностранную валюту (в составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходится на доллары США, 20% - немецкие марки и 5% - на другие валюты. Эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ)

· кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ.

· резервная позиция в МВФ и счет в СДР (около 3 млрд. долл.).

 

5. Что касается международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование векселей и чеков.

6. Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

7. Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков валютными операциями занимаются валютные биржи, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ.

8. В России формируется внутренний рынок золота, драгоценных металлов и драгоценных камней.Юридическую базу для оформления рынка драгоценных металлов и укамней образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (1998 г.), а также соответствующие указы Президента, постановления Правительства и нормативные акты. Согласно всем этим документам коммерческим банкам и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов. В 1997 г. коммерческие банки получили право самостоятельно осуществлять экспорт золота и серебра. Предполагается учредить в стране специализированную биржу по торговле драгоценными металлами.

9. В России сложился правовой и институциональный меха­низм регламентации деятельности национальных органов управ­ления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и постоянно обновляется законода­тельная и нормативная база внешних валютно-кредитных и фина­нсовых отношений. Руководство валютной политикой осуществ­ляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валют­ных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют пол­номочия и функции по управлению и регулированию. Законода­тельные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального бан­ка РФ и других ведомств. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и ино­странной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валют­ного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов, Мини­стерство экономики. Федеральная служба по валютному и экс­портному контролю, Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования — Банк России — осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вво­дит ограничения внешних заимствований.

Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности ва­лютного законодательства, прежде всего установленных ограниче­ний на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительст­во РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также высту­пающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Государственный тамо­женный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Рос­сию, а с другой — обеспечения обоснованности платежей в ино­странной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерчес­кие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической по­литики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валют­ного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регу­лируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффектив­ной структуры официальных золото-валютных резервов; произ­водят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капи­талов, на состояние платежного баланса.

На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому ин­тегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нор­мального функционирования всех структур и механизмов управле­ния международными валютно-кредитными и финансовыми от­ношениями страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.017 с.)