Общее понятие социальных пособий и их система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие социальных пособий и их система.



СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С НЕСЧАСТНЫМИ

СЛУЧАЯМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

ПЛАН:

  1. Общее понятие социальных пособий и их система.
  2. Правовое регулирование, задачи и основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  3. Виды обеспечения по страхованию. Право на обеспечение.
  4. Назначение и выплата обеспечения по страхованию.

– 1 –

Правовое регулирование, задачи и основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве

И профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст.184 ТК РФ, при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику или его семье (в случае смерти работника) должны быть возмещены:

– утраченный заработок (доход);

– дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, связанные с повреждением здоровья, либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Кроме того, законодатель установил, что виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных в статье 184 ТК РФ случаях определяются федеральным законом.

Экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – ФЗ № 125). Указанный Закон регулирует отношения по обеспечению социальной защиты застрахованных и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).

 

В соответствии со ст.1 ФЗ № 125 основными задачами обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

Ø обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

Ø возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

Ø обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

 

ФЗ № 125 не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с данным Федеральным законом. При этом в случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного обеспечение по страхованию осуществляется по ФЗ № 125 независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе также осуществлять иные виды страхования работников за счет собственных средств.

В соответствии со ст.3 ФЗ № 125, субъектами страхования выступают:

· застрахованный,

· страхователь,

· страховщик;

 

Под застрахованным лицом принимается:

1. физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности:

ü выполняющее работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;

ü осужденное к лишению свободы и привлекаемое к труду страхователем;

ü выполняющее работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

2. физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Действие ФЗ № 125 распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Страхователем выступает юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Таким образом, регистрации в качестве страхователя подлежит любой субъект хозяйственной деятельности, выступающий работодателем.

 

Страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ).

 

В соответствии со ст.4 ФЗ № 125, основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

Ø гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

Ø экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

Ø обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ø обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

Ø дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

 

Средства на осуществление такого страхования от несчастных случаев формируются за счет:

- обязательных страховых взносов страхователей;

- взыскиваемых штрафов и пени;

- капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» страховые взносы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых договоров и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с ФЗ № 125.

На 2015 год сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2 до 8,5%.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления указанных страховых тарифов утверждены Постановлением РФ от 1 декабря 2005 г. N 713[8].

 

– 3 –

Перечень документов (из заверенных копий),

СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С НЕСЧАСТНЫМИ

СЛУЧАЯМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

ПЛАН:

  1. Общее понятие социальных пособий и их система.
  2. Правовое регулирование, задачи и основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  3. Виды обеспечения по страхованию. Право на обеспечение.
  4. Назначение и выплата обеспечения по страхованию.

– 1 –

Общее понятие социальных пособий и их система.

Пособия – наиболее распространенные денежные выплаты, получаемые российскими гражданами. Вместе с тем, в науке права социального обеспечения нет универсального определения указанного понятия. Так, Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. под социальными пособиями понимают выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки[1].

Симрнова Н.Л. полагает, что пособия - это денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременными, ежемесячными, периодичными), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, государственного бюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах[2].

Согласно еще одной позиции, под пособиями понимаются денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи[3].

Обобщая указанную классификацию, Галаганов В.П. сформулировал свое определение пособий. По его мнению, пособия – это гарантированные периодические, ежемесячные или единовременные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет средств обязательного социального страхования и ассигнований из государственного бюджета в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) вследствие временной нетрудоспособности, беременности и родов, безработицы; материальная поддержка гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве[4].

Пособия – это безвозмездные денежные выплаты, назначаемые гражданам в целях предоставления им содержания на время отсутствия заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, предусмотренных законодательством.

Следует учитывать, что пособия выступают одной из форм социального обеспечения граждан, поэтому их следует отличать от мер социальной поддержки, установленной ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ в связи с монетизацией социальных льгот.

 

Признаки пособий:

1. Денежная форма.

2. Гарантированность предоставления - право на пособие и его объем как материального блага регулируется законодательством: при наступлении условий (соответствующих юридических фактов), определяющих право на пособие, оно подлежит немедленной и полной реализации. Например, по окончании болезни работник вправе получить пособие по временной нетрудоспособности, в противном случае он имеет право обращаться в суд, если ему было отказано в его выплате. В этом состоит гарантированность пособия. Кроме того, для работника, имеющего право на какой-либо вид пособия, не имеет значения факт наличия или отсутствия финансовых средств для его выплаты. В случае отказа в выплате пособия по этой причине гражданин может защитить нарушенное право либо в административном (путем обращения в вышестоящий орган, осуществляющий выдачу пособия), либо в судебном порядке.

3. Целевое назначение - возместить гражданам доход (или заработок), связанный с выполнением ими трудовой, профессиональной или иной общественно значимой деятельности в случаях его временной утраты или снижения размера. Например, при временной нетрудоспособности, беременности и родах работающих лиц либо при безработице, а также в целях оказания помощи семье в содержании детей (в связи с рождением ребенка, уходом за детьми и т.д.). Кроме того, в жизни человека может возникнуть необходимость в возмещении повышенных расходов единовременного характера, например, при погребении умершего и пр. В последние голы появились пособия, предназначенные для возмещения причиненного здоровью вреда: пособия военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти; пособия детям погибших военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом, а также гражданам, привлеченным к борьбе с терроризмом; пособия при возникновении поствакцинальных осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

4. Основания предоставления установлены Конституцией РФ и законодательством. Это те жизненные обстоятельства (факты), которые вызывают необходимость их предоставления. Они отражаются в названиях соответствующих пособий (например, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка и пр.).

5. Продолжительность выплаты – пособия бывают ежемесячными (ежемесячные пособие на ребенка и по уходу за ребенком), единовременными (пособия при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью) и периодическими (пособие по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности). Продолжительность выплаты пособия часто отражена в его названии.

6. Законодательная закрепленность - пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но также и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах).

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому пособия, выплачиваемые ими из местных бюджетов, не включаются в систему социальных пособий; как и пособия, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего.

Таким образом, пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения и могут рассматриваться в качестве дополнительных.

7. Финансовые источники:

Ø централизованные внебюджетные фонды обязательного социального страхования (ФСС России, ПФР). Средства фондов формируются за счет страховых взносов, отчисляемых работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и др. Тарифы дифференцируются с учетом вероятности наступления страховых рисков. По существу они являются составными частями единого социального налога;

Ø бюджетные ассигнования (федеральные, региональные, муниципальные);

Ø средства работодателя в том случае, если выплата пособий (сверх тех, что предусмотрены законодательством) в качестве меры дополнительной поддержки работников предусмотрена соглашениями, коллективными договорами, трудовым договором между работником и работодателем.

8. Алиментарный характер отдельных видов пособий - их выдача производится на бесплатных, безвозмездных началах для получателей. При этом у получателей сохраняется право притязания на оказываемую помощь, а у государства – обязанность такую помощь предоставить[5].

9. Зависимость права на пособие или его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности – указанный признак присущ современным пособиям лишь в отдельных случаях, установленным законодательством. Так, согласно ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 01.01.2007 иностранцы и лица без гражданства, имеющие детей и временно проживающие на территории РФ, имеют право на получение указанных пособий лишь при условии их обязательного социального страхования.

Пособие по беременности и родам выплачивается только женщинам из числа:

· работающих (подлежащих обязательному социальному страхованию);

· военнослужащих по контракту;

· обучающихся по очной форме обучения в учреждениях всех ступеней профессионального образования;

· уволенных в связи с ликвидацией предприятий (индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и т.п.) – в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными в установленном законом порядке;

· тех, у которых отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительным причинам (перевод мужа на работу в другую местность или переезд к нему, болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больным членом семьи или инвалидом 1 группы).

Пособие не зависит от продолжительности страхового стажа женщины и устанавливается в размере её среднемесячного заработка (стипендии, денежного довольствия), за исключением одной категории: женщин, не имеющих шести месяцев страхового стажа. С 1 января 2007 г. они получают пособие в размере минимальной оплаты труда (МРОТ).

С 1 января 2007 г. были изменены условия предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет (теперь оно называется ежемесячным пособием по уходу за ребенком), в связи с чем право на его получение имеют все российские граждане независимо от факта их участия в системе обязательного социального страхования.

10. Категории граждан – получателей пособий:

· пособия только работающим гражданам и иным категориям занятого населения;

· пособия для всех граждан - выплачиваются независимо от статуса лица. Например, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается всем.

11. Порядок определения размера пособий.

В размерах, соизмеримых с заработком, выплачиваются в настоящее время пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам работающим женщинам. С 1995 г. наблюдается переход к установлению размера пособий (кроме пособия но беременности и родам для женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятий) в абсолютном выражении (в рублях) взамен ранее использовавшегося процентного отношения к минимальному размеру оплаты труда. В последнее время появились пособия, выплачиваемые за счет региональных бюджетов, размер которых соотносится с величиной прожиточного минимума, устанавливаемого в регионе. Например, дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка молодым семьям в Москве по Закону г. Москвы от 28 января 2004 г. № 4 «О молодежи» назначается в размере пятикратной величины прожиточного минимума – на первого ребенка, семикратной – на второго ребенка и десятикратной величины прожиточного минимума – на третьего и последующих детей.

Следует учитывать, что ни один из вышеперечисленных признаков не является универсальным для выявления сущности современных социальных пособий. Однако эти признаки используются в качестве дополнительных, уточняющих при характеристике отдельных их видов. Кроме того, указанные признаки могут служить критериями классификации пособий.

 

Классификация пособий:

1. По целевому назначению:

· Предоставляемые в связи с необходимостью полного либо частичного восполнения утраченного по уважительной причине заработка (временная нетрудоспособность, безработица и т.п.).

· Выплачиваемые в целях предоставления возможности совершения разовых дополнительных расходов (рождение ребенка, погребение и т.п.)

2. По времени выплаты:

Ø периодические – в течение определенного периода (по беременности и родам);

Ø ежемесячные (по уходу за ребенком);

Ø единовременные (на погребение).

3. По источнику выплаты:

ü пособия, предоставляемые из средств бюджетов всех уровней (гражданам, пострадавшим в ходе привлечения их к борьбе с терроризмом);

ü пособия, выплачиваемые из средств ФСС РФ или ПФР (по временной нетрудоспособности).

4. По кругу лиц, имеющих право на их получение:

гражданам, имеющим детей;

временно нетрудоспособным гражданам;

безработным гражданам;

иным отдельным категориям граждан[6].

 

На сегодня в РФ установлены следующие виды пособий:

Ø пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком);

Ø пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком при карантине);

Ø пособие по беременности и родам;

Ø единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ø единовременное пособие при рождении ребенка;

Ø единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Ø ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 

Ø ежемесячное пособие на ребенка;

Ø социальное пособие на погребение (в том числе на умершего несовершеннолетнего и в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности);

Ø единовременное пособие семьям граждан, получивших свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами;

Ø единовременное пособие семьям граждан, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами;

Ø единовременное пособие семьям с детьми граждан, погибших при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом,

Ø единовременное пособие семье гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения;

Ø единовременная страховая выплата семье граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве;

Ø ежемесячная страховая выплата семье граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве;

Ø социальное пособие малообеспеченным семьям, предоставляемое в порядке государственной социальной помощи;

Ø ежемесячное пособие супруге военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов;

Ø единовременное пособие семье военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, в случае их смерти, наступившей при исполнении обязанностей военной службы;

Ø ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан;

Ø ежегодное пособие детям предыдущей категории на проведение летнего оздоровительного отдыха[7]; 

Ø пособие по безработице;

Ø единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ø ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Отличие пособий от пенсий.

Пенсии предоставляются в основном неработающим гражданам, в то время как пособия могут выплачиваться как работающим, так и неработающим лицам. Выплата пенсий носит длительный характер, а выплата пособий – относительно непродолжительное время.

– 2 –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.06 с.)