Психологические проблемы школьной отметки и оценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы школьной отметки и оценки.



«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

^ Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
-уровня учащегося относительно определенного эталона,
-уровня учащегося относительно класса в целом,
-уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий пе­риод.


На практике мы наблюдаем обратную картину: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер.

Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных суждений учителя, заключается,
во-первых, в указании на наиболее ти­пичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых, в стимулирова­нии интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Небезынтересной является
^ Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой
-таких ситуаций в практике не возникает,
-предпочитают просто не реаги­ровать на подобные высказыва­ния учеников,
-начинают убеждать ученика в неправомерности его высказы­ваний.
-сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возмож­ность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке


Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе:

1. Обучающая:
-дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
-способствует прибавле­нию, расширению фонда зна­ний;

2. Воспитательная:
-обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
-способствует формированию навыков систематического и добросовестного отно­шения к учебным обязанностям;

3. Ориентирующая:
-воздействует на умственную работу с целью осознания «процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);
-формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

4. Стимулирующая:
- оказывает воздейст­вие на аффективно-волевую сферу посредством пережива­ния успеха или неуспеха, формирования притязаний и наме­рений, поступков и отношений; оценка воздействует на лич­ность в целом;
-под ее непо­средственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы (Ананьев Б.Г.);

5. Диагностическая:
-фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
-предполагает непре­рывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,
-позволяет выявить причины отклонения от задан­ных це­лей и задач

6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
-позволяет учителю по­лучить информацию о качест­ве учебного процесса
-используются раз­личные формы контроля и оценки знаний: текущий, про­межуточный, итоговый, фрон­тальный, индивидуальный, уп­лотненный;

7. Личностно-ориентированная- ф ормирование адекватной самооценки:
-формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
-негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего являет­ся снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

8. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:
- положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками.
- негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе.
- не обоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников


Недостатки системы и ошибки учителей.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, к последним можно отнести - ошибки учителей.

Остановимся на этих недостатках

1) Традиционный контроль,
Проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:
-проверке подвергаются лишь неко­торые учащиеся, хорошо успевающих учащихся опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

«Успевающих школь­ников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем одно­класснике» (Р.Берне).
Такое отношение со стороны учителя имеет для слабоуспевающего школьника печальные последствия. «Естественно предположить, что с течением времени неуспевающий учащийся привыкает к такому обращению и все реже поднимает руку, даже если он готов ответить на во­просы, которые учитель ставит перед классом» (Р.Берне)
2) В момент опроса
Создается нервно-напряженная обстановка, обусловленная боязнью отдельных учеников быть вызванными к доске.
О психологическом состоянии учеников «со страхом ожидающих вопроса учителя, делаемого для того,чтобы против воли принуждать детей следить за преподавани­ем», писал еще Л.Н. Толстой, создавший оригинальную систему обучения в яснополянской школе, основанную на принципах свободного воспитания, исключающую всякое насилие и принуждение, отвергающую контроль и оценку знаний учащихся.
3) Внешний контроль и оценка (со стороны учителя) препятствуют формированию самоконтроля и самооценки.
4) Традиционные формы контроля, не учитывают рацио­нальность учебной деятельности учащихся: приемы и способы, обеспечившие усвоение учебно­го материала.
Разные учащиеся используют различные способы усвоения учебного материала. Один ученик усваивает новый материал путем многократного повторения (механическое запо­минание), а другой - используя рациональные (логические) приемы - составляет краткий или развернутый план изложения, выделяет основные мысли в тексте, проговаривает во внут­реннем плане содержание пара­графа и т.д.).
5) На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя. Это, возможно, связано с убежденно­стью учителя в безупречности своей обучающей деятельности. Если учащиеся не овладевают знаниями на должном уровне, рассуждает такой учитель, то это только вина самих учащихся, следствие отсутствия у них инте­реса и прилежания к учебному труду.
Доказано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются много учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и детьми.
6) Учителя, (сами не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся.
Субъективный подход к учащимся проявляется в частности в том, что одна и та же работа, выполненная разными учащимися, учителем оценивает­ся с разностью в 2-3 балла. Этот недостаток генетически не зало­жен в природе самой оценки, а является следствием ошибок учителей.
7) Наличие различных объектов контроля и оценки:
-фактический материал,

-сформированность универсальных компетенций,

-способность переносить знания в новых ситуациях.

8) Контроль и оценка, не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.
9) Не берутся во внимание мотивы учения школьников.
Мотивы учения - сложное психологическое образование, и очень часто школьник сам не может ясно осознать тот мотив, который лежит в основе его учебной деятельности. Например: ученик блестяще ответил урок и полу­чает заслуженную пятерку. В большинстве случаев для учителя особого значения не имеет, какой побу­дитель лежал в основе добросо­вестного отношения ученика к учению - желание са­моутвердиться, получить одоб­рение со стороны учителя, одно­классников или похвалу и награ­ду от родителей.

9) Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что является показателем качества учебного про­цесса в школе.
Оценка знаний в этом случае отражает процент отлично ус­певающих, хорошистов, слабоус­певающих и плохо успевающих и является главным показателем работы учителя, школы в целом.
Оценка знаний по результатам вызывает определенные ложные установки и у учащихся: «Ориентация учителя только на знания, а не на процесс их приобретения порой приводит и самих учащихся к узкопрагматической установке: получить правильный результат без освоения и анализа спо­собов работы, с помощью которых этот результат может быть получен» (А.К. Маркова).

^ Основные требования системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным ми­нимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4) ^ Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечи­вать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллекти­вом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 4272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.011 с.)