Блок I. 1 сущность и функции финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок I. 1 сущность и функции финансов



Блок I. 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

Финансы - совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.

В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная - с помощью данной функции осуществляется обеспечение каждого экономического субъекта необходимыми финансовыми ресурсами. Субъектами распределительных отношений являются предприятия, граждане, государство. Результатом действия данной функции является возмещение стоимости потребленных средств производства, образование различных форм денежных доходов, обеспечение общегосударственных потребностей. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи.

В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов.

Контрольная функция финансов признается представителями почти всех научных концепций. Финансы обладают свойством количественно отражать воспроизводственный процесс, что позволяет систематически отслеживать складывающиеся в экономике стоимостные пропорции. Благодаря этому свойству финансы могут как бы «оповещать» о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в воспроизводственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Инструментом контрольной функции является различная финансовая информация. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, т.е. комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой.

Изучение, анализ финансовых показателей позволяет судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем, позволяет оценить эффективность и целесообразность произведен­ных расходов, а также осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

ГОС.КРЕДИТ И ГОС ДОЛГ

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства. Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов). Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.

Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.

Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти - с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, - страной-реципиентом.

Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика - оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.

Функции государственного кредита:

- перераспределительная;

- регулирующая. Если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли (или на развитие необходимых производств), то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Подразделяется на внутренний и внешний государственный долг.

Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.

Ряд негативных последствий гос.долга:

1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.

2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем
увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.

3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных; расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.

Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости. В общем объеме долг правительства РК составил 7628,7 млрд тенге, в том числе внешний долг – 3279,4 млрд тенге, внутренний долг – 4349,3 млрд тенге, долг Нацбанка – 53,3 млрд тенге, долг местных исполнительных органов РК – 2,5 млрд тенге(3 декабря 2015)

Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками юридические и физические лица.

1) Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.

Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.

Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти – с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации – с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит – страной-реципиентом.

Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика – оплачивается за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяются на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени – правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению, перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны.

К другим формам внутреннего государственного долга относятся:

- задолженность Центральному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита;

- долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг.

Внешний государственный долг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести – а также уже случалось с рядом стран – к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используется специальный показатель – коэффициент обслуживания долга. Он исчисляется как отношение долговых платежей (по основной сумме долга и процентам) к валютным поступлениям страны. Безопасным уровнем данного отношения считается 25%, низким уровнем задолженности по классификации Международного банка реконструкции и развития считается это отношение, равное 18%; другими показателями такой характеристики являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП менее - 48%;

отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг – менее 132%;

отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг – менее 12%.

Гарантированный государством долг – сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан.

Наличие внешнего долга означает необходимость передачи части созданного продукта за пределы страны. Процентные платежи по государственному долгу имеют тенденцию быстро расти, что воспроизводит долг «сам себя». Такие выплаты сдерживают будущее экономическое развитие и еще больше усугубляют дефицит бюджета страны-реципиента.

Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны-реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Требования и правила деятельности коммерческих банков РК.

Банки - особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением.

Банк является элементом банковской системы, а значит, что он должен:

1) иметь лицензию на право совершения банковских операций;

2) взаимодействовать с другими элементами банковской системы;

3) функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества.

Главные функ­ции банков: мобилизация разрозненных денежных средств; соз­дание централизованного капитала; обмен денежных знаков, посредничество в расчетах между товаропроизводителем и покупателем; посредничество при предоставлении денег в долг на усло­виях доверия (кредит); хранение денег и другие виды услуг.

Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Согласно законодательству банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов.

Таким образом, коммерческие банки осуществляют (должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов. Коммерческий банк выполняет функции:

• аккумуляции (привлечения) средств в депозиты;

• их размещения (инвестиционная функция):

• расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т. п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

Кредитной организации (в том числе коммерческим банкам) запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти операции следует отнести к числу небанковских.

Законодательством кредитным организациям запрещается заключать соглашения и выполнять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставных капиталов кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоречить антимонопольным правилам.

Отношения между коммерческими банками и их клиентами осуществляются на основе договоров. Договор определяет основные положения сотрудничества банка и клиента. Банк официально предоставляет услуги клиенту, берет обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения условий договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих соглашений (договоров) с клиентами, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено в соглашении с клиентом.

В процессе проведения межбанковских операций в соответствии с действующим законодательством коммерческие банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, производить расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Нац.Банком РК.

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358
Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня изменениями и дополнениями по состоянию на 28.01.2016 г.)

ПН устанавливает нормативные значения и методику расчетов пруденциальных нормативов, обязательных к соблюдению банками второго уровня. Нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов для банков и их дочерних организаций, рассчитываемых на основе консолидированной финансовой отчетности, устанавливаются в соответствии со статьей 42 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Субординированный долг банка - это необеспеченное обязательство банка

1. Минимальный размер уставного и собственного капиталов банка! для жилищного строительного сберегательного банка и банка, единственным акционером которого является центральный банк другого государства, в размере 4 000 000 000 (четырех миллиардов) тенге;

!для других банков в размере 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге.

Коэффициент достаточности собственного капитала 1) коэффициент достаточности основного капитала (k1):

отношением основного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

2) коэффициент достаточности капитала первого уровня (k1-2):

отношением капитала первого уровня к сумме:

активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

3) коэффициент достаточности собственного капитала (k2):

отношением собственного капитала к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;

В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала:

требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет:

для всех банков: с 1 января 2015 года - 1 (один) процент;

с 1 января 2016 года - 1 (один) процент;

с 1 января 2017 года - 2 (два) процента;

для системообразующих банков:

с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;

с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;

с 1 января 2017 года - 3 (три) процента;

Максимальный размер риска на одного заемщика Размер риска для группы, состоящей из двух или более заемщиков, рассчитывается в совокупности, как на одного заемщика, если размеры риска каждого из заемщиков превышают 0,05 процента собственного капитала банка

Коэффициенты ликвидности коэффициентом текущей ликвидности банка;

коэффициентами срочной ликвидности к4-1, к4-2 и к4-3;

коэффициентами срочной валютной ликвидности к4-4, к4-5 и к4-6;

Минимальное значение коэффициентов срочной ликвидности и срочной валютной ликвидности устанавливается в размере:

k4 - 0,3; к4-1 - 1; к4-2 - 0,9; к4-3 - 0,8; к4-4 - 1; к4-5 - 0,9; к4-6 - 0,8.

Лимиты открытой валютной позиции Открытая валютная позиция - это превышение требований (обязательств) банка в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств) или аффинированном драгоценном металле над обязательствами (требованиями) банка в той же иностранной валюте или аффинированном драгоценном металле.

Длинная валютная позиция - это открытая валютная позиция в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств) или аффинированном драгоценном металле, требования (совокупная сумма активов и условных требований) в которой превышают обязательства (совокупную сумму обязательств и условных обязательств) банка в этой же иностранной валюте или аффинированном драгоценном металле.

Короткая валютная позиция - это открытая валютная позиция в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств) или аффинированном драгоценном металле, обязательства (совокупная сумма обязательств и условных обязательств) в которой превышают требования (совокупную сумму активов и условных требований) банка в этой же иностранной валюте или аффинированном драгоценном металле.

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодоления возникающих диспропорций.

Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалась радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая «шоковая терапия» в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный предел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Блок I. 1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

Финансы - совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.

В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная - с помощью данной функции осуществляется обеспечение каждого экономического субъекта необходимыми финансовыми ресурсами. Субъектами распределительных отношений являются предприятия, граждане, государство. Результатом действия данной функции является возмещение стоимости потребленных средств производства, образование различных форм денежных доходов, обеспечение общегосударственных потребностей. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи.

В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов.

Контрольная функция финансов признается представителями почти всех научных концепций. Финансы обладают свойством количественно отражать воспроизводственный процесс, что позволяет систематически отслеживать складывающиеся в экономике стоимостные пропорции. Благодаря этому свойству финансы могут как бы «оповещать» о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в воспроизводственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Инструментом контрольной функции является различная финансовая информация. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, т.е. комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой.

Изучение, анализ финансовых показателей позволяет судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем, позволяет оценить эффективность и целесообразность произведен­ных расходов, а также осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.072 с.)