Факторы снижения себестоимости продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы снижения себестоимости продукции



Снижение себестоимости продукции является важной задачей повышения эффективности деятельности предприятия. Снижения себестоимости можно добиться путем экономии используемых ресурсов:

снижения материалоемкости и энергоемкости продукции;

снижения трудоемкости продукции;

снижения фондоемкости (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Основные пути снижения затрат

Элементы затрат Основные пути снижения затрат
Материальные затраты Снижение норм расходов материалов, внедрение безотходных технологий, снижение уровня брака, усиление контроля за расходованием материалов, внедрение входного контроля качества материалов и т.п.
Затраты на оплату труда Механизация и автоматизация производства, использование прогрессивных технологий, улучшение организации труда, сокращение излишнего управленческого персонала, сокращение сверхурочных работ и простоев и т.п.
Суммы начисленной амортизации Повышение загрузки оборудования, повышение коэффициента сменности, проведение инвентаризации и реализация излишнего оборудования

Типовая классификация факторов снижения себестоимости продукции:

1. Повышение технического уровня производства (механизация и автоматизация производства, использование более прогрессивных техники и технологии, внедрение безотходных технологий)

2. Совершенствование организации производства, труда и управления (определение и соблюдение оптимального размера партии закупаемых материалов, разработка и внедрение технически обоснованных норм и нормативов, внедрение управленческого учета и бюджетирования, повышение квалификации работников, улучшение обслуживания рабочего места, применение передовых методов и приемов труда и т.п.).

3. Изменение объема и структуры продукции.

4. Отраслевые и прочие факторы.

Внешними факторами, оказывающими большое влияние на себестоимость продукции, являются цены на сырье, материалы и комплектующие, налоговая политика государства, регулирование государством минимального размера на оплату труда и т.п.

Расчет снижения себестоимости продукции по отдельным факторам

1. Экономия за счет роста объема продукции на постоянных расходах (Э1):

Э1 = Iтп × Спост / 100, (6.6)

где Iтп - темп прироста товарной продукции в планируемом году по сравнению с базовым, %;

Спост - сумма постоянных расходов в базовом году, р.

Пример. Определить экономию расходов за счет роста объема производства, если объем производства на предприятии за год вырос на 15 %. Базовая величина Решение: 15 × 120/100 = 18 тыс. р.

2. Экономия себестоимости при снижении трудоемкости изготовления изделий (Э2):

Э2 = (t1× - t2×)×ЧТС ××(1+k1/100)×(1+k2/100)×V2, (6.7)

где t1, t2 - трудоемкость до и после внедрения мероприятия, ч;

k1 - коэффициент дополнительной заработной платы, %;

k2 - отчисления на социальные нужды, %;

V2 - выпуск продукции в плановом периоде, шт.;

ЧТС – часовая тарифная ставка, р.

3. Экономия на амортизационных отчислениях в связи с лучшим использованием основных фондов (Э2)

Э3 = (А1/ V1 – A2/ V2)*V2, (6.8)

где A1, А2 - сумма амортизационных отчислений до и после внедрения мероприятия;

V1, V2 - объем продукции до и после внедрения мероприятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение издержек производства. Классифицируйте издержки на текущие и единовременные.

2. Что понимается под себестоимостью продукции? В чем принципиальное различие между понятиями «издержки» и «себестоимость»?

3. Какова классификация расходов на производство и реализацию по элементам затрат? С какой целью составляют сметы затрат?

4. Назовите статьи калькуляции. Какие затраты включаются в цеховую и производственную себестоимости? Зачем составляют калькуляцию продукции?

5. В чем принципиальное отличие между переменными и постоянными затратами? Какие статьи калькуляции можно отнести к переменным затратам? Относится ли к переменным затратам амортизация?

6. Верно ли, что при увеличении объема производства за счет имеющихся на предприятии производственных мощностей себестоимость единицы продукции уменьшится? Почему?

7. Является ли верным утверждение о том, что при незначительном увеличении объема производства переменные затраты в себестоимости единицы продукции не изменятся, а постоянные затраты уменьшатся? Почему?

8. Дайте определение прямых и косвенных расходов. Какие статьи калькуляции являются прямыми, а какие косвенными?

9. Как рассчитывается ставка распределения косвенных расходов?

10. Каковы факторы снижения себестоимости продукции?

11. Как определяется экономия себестоимости за счет роста объема производства и за счет снижения трудоемкости продукции?


Капитал, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Уставный капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал. Собственный капитал. Заемный капитал. Доходы. Выручка. Кассовый метод и метод начислений. Расходы. Прибыль. Убыток. Рентабельность продукции. Рентабельность капитала. Точка безубыточности. Запас финансовой прочности. Налог. Элементы налогообложения. Налог на прибыль. Налог на добавленную стоимость. Единый социальный налог. Налог на имущество организаций. Специальные налоговые режимы.

 

7.1. Капитал предприятия

 

Капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот с целью получения дохода от этого оборота.

Предпринимательский капитал - капитал, вложенный в различные фирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой (рис. 7.1).

Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности.

 

Капитал

по скорости оборота по характеру обязательств
Основной Собственный
Оборотный
  Заемный  

Рис. 7.1. Классификация предпринимательского капитала

 

Длительность оборота основного капитала, как правило, более года, а оборотного капитала – менее года и (или) одного операционного цикла.

Собственный капитал – это капитал, находящийся в собственности предприятия. К собственному капиталу относят: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенную прибыль; прочие резервы, доходы будущих периодов. Данный капитал рассматривается как обязательства перед собственниками.

На момент создания предприятия образовывается уставный капитал - сумма вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности. Порядок формирования уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Его величина фиксируется в учредительных документах. В процессе деятельности собственник может принимать решение об изменении размера уставного капитала.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Для ОАО уставный капитала должен быть не менее 1000 минимальных оплат труд (МРОТ), а для ЗАО – не менее 100 МРОТ. При этом доля привилегированных акций в объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать 25 %.

Уставный капитал может увеличиваться путем дополнительный вкладов учредителей. Увеличение уставного капитала акционерного общества осуществляется путем дополнительной эмиссии акций. Данный источник является внешним, но формирует собственный капитал предприятия.

Добавочный капитал возникает в результате:

прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

получения эмиссионного дохода (сумм превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью);

присоединения к добавочному капиталу суммы использованных целевых инвестиционных средств.

Средства добавочного капитала наиболее часто расходуются на: погашение сумм снижения стоимости основных средств в результате переоценки; увеличение нераспределенной прибыли при списании объектов основных средств, подвергавшихся дооценке; увеличение уставного капитала предприятия.

Резервный капитал предприятия подразделяется на два типа резервных фондов:

обязательные резервные фонды (для акционерных обществ);

резервные фонды, создаваемые по желанию собственников.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в акционерном обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 % от его уставного капитала. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Обязательный резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества, выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей.

Для остальных организационно-правовых форм предприятий отчисления в резервный капитал носят добровольный характер и производятся в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия.

Нераспределенная прибыльэто часть чистой прибыли, которая не была распределена на выплату учредительного дохода и создание резервных фондов.

Заемный капитал характеризуется размером долгосрочных и краткосрочных обязательств фирмы. Заемный капитал формируется за счет:

долгосрочных кредитов и займов (сроком более одного года);

краткосрочных кредитов и займов (сроком менее одного года);

кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность – это сумма текущих финансовых обязательств предприятия перед поставщиками, работниками предприятия, государством и другими кредиторами.

Кредитэто ссуда, выдаваемая на условиях срочности, платности и возвратности.

Принцип платности означает, чтоза предоставление стоимости во временное пользование кредитор взимает с заемщика определенную плату (ссудный процент).

Факторы, влияющие на величину ссудного процента :

· Срок кредитования;

· Сумма кредита;

· Метод начисления процентов;

· Процентная ставка.

Процентная ставка – величина, характеризующая интенсивность начисления процентов.

Первичным источником погашения кредита является выручка от реализации продукции работ услуг. К числу вторичных источников относятся неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия и другие способы, предусмотренные договором или законом.

Следует учитывать, что кредиты предоставляют предприятию банки, а займы – юридические и физические лица.

Перспективным направлением увеличения заемного капитала является выпуск облигаций.

Доходы организации

Доходы организации являются основным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

В наиболее узком смысле доходы организации можно определить как средства в денежной и неденежной форме, получаемые им в качестве награды за осуществление производственной, реализационной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Классификация доходов организации зависит от целей их определения представлена в табл. 7.1

Таблица 7.1

Классификация доходов

Классификационный признак Виды доходов
По периодичности поступления Текущий доход Капитализированный доход
Для целей бухгалтерского учета Доходы по обычным видам деятельности Прочие доходы
Для целей налогового учета Доходы, связанные с производством и реализацией Внереализационные Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

 

Текущий доход представляет собой периодические поступления средств (например, выручка от реализации продукции, купонный доход по ценным бумагам). Капитализированный доход – доход, поступающий единовременно (например, при продаже ценной бумаги или ее погашении).

К доходам по обычным видам деятельности относятся выручка от продажи продукции, работ, услуг, другие доходы по основной деятельности предприятия.

К прочим доходам относятся (доходы от участия в уставных капиталах других предприятий, полученные проценты, поступления арендных платежей, активы, полученные безвозмездно, положительные курсовые разницы, полученные штрафы и т.п., чрезвычайные доходы (например страховое возмещение).

Доход в результате реализации продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации продукции.

Выручка может определяться следующими методами:

метод начислений;

кассовый метод.

При методе начислений доходы от реализации продукции признаются в момент отгрузки продукции и предъявления счетов покупателям.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления иного имущества и имущественных прав. В этом случае продукция считается реализованной, если предприятие-изготовитель получило за нее деньги.

Выручка от реализации продукции методом прямого счета определяется по формуле

В = Ц × Vр, (7.1)

где В – выручка от реализации проукции, р.;

Ц – цена единицы продукции (работы, услуги) без НДС (налога на добавленную стоимость) и акцизов, р.;

Vр – объем реализованной продукции (работ, услуг), шт.

Расчетный метод определения выручки:

В = ТП + ГПнп - ГПкп, (7.2)

где В – выручка от реализации продукции, тыс. р.

ГПкп, ГПнг – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе в оптовых ценах (а также для кассового метода - товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя), тыс. р.;

ТП – плановый объем товарной продукции в оптовых ценах, тыс. р.

Для выявления финансового результата деятельности предприятия необходимо сопоставить доходы предприятия с расходами.

 

Расходы организации

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Классификация расходов для целей бухгалтерского учета:

расходы по обычным видам деятельности;

прочие расходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.046 с.)