Государственное устройство Австро-Венгрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное устройство Австро-Венгрии



 

Дуалистическая империя, существующая на основе договора между Венгрией и Австрией 1867 года. В стране фактически существовали 3 правительства: австрийское, венгерское и объединенная австро-венгерская администрация.

Дуалистическая монархия – форма государственного правлении, при которой наряду с монархом функционирует парламент и правительство

Цесар – император Австрии, король Венгрии, контролировал вооруженные силы и внешнюю политику.

Собрание представителей австрийского и венгерского парламента заседали попеременно то в Вене, то в Будапеште.

Уязвимым местом для политической стабильности империи был ее многонациональный состав населения, в то числе жители Галичины, Закарпатья и Северной Буковины.

В 1907 г. австрийское правительство облегчило выборные процедуры, в результате чего в австрийском парламенте заседали 32 украинца. Самой многонациональной провинцией империи была Буковина: 305 тыс. украинцев, 273 тыс. румын, 168 тыс. немцев, 102 тыс. евреев, а также венгры и поляки. Официальные языки Буковины – украинский и румынский. Общенациональный язык – немецкий. Эффективно действовала система национального местного самоуправления, На Буковине инее было проявлений межнациональной вражды, население достаточно толерантно относилось к людям различных национальностей.

Франц Иосиф I старался стоять над национальными проблемами, но удавалось это достаточно сложно. За многонациональный состав австро-венгерскую империю называли «лоскутной».

Франция

Экономическое положение. Несмотря на поражение во франко-прусской войне 1870—1871 гг., Франция оставалась великой державой, обладавшей большими экономическими возможностями, огромной колониальной империей, мощной армией и крупным (хотя и значительно уступавшим английскому) флотом. В отличие от Англии и Германии, она была аграрно-индустриальной страной: значительная часть ее самодеятельного населения (43%) была занята в сельском хозяйстве.
Численность населения росла очень медленно. С 1871 по 1913 г. она увеличилась всего на 3,6 млн. человек, тогда как численность населения Германии за это время возросла на 26 млн.
Темпы промышленного развития Франции в начале XX в. были невысокими (2,6% в год), ненамного больше, чем в Англии (2,1%). По темпам роста экономики Франция отставала от Германии и США, а по объему промышленного производства и от Великобритании. Наибольшее число французских рабочих было занято в текстильной промышленности. За ней следовали кожевенная промышленность и производство «парижских изделий», то есть предметов роскоши и моды. Французские предприятия, в основном, были много меньше немецких или американских, значительно уступали им по техническому оснащению. Почти 60% французских предприятий относилось к числу мелких с числом рабочих более 10. Крупных предприятий с количеством рабочих более 500 человек было немного, но среди них выделялись огромные металлургические и оружейные заводы де Ванделей и Шнейдеров, химический концерн Сен-Гобен, автомобильные заводы Рено. К 1914 г. Франция заняла второе место в мире по производству автомобилей (после США), добилась больших успехов в авиационной, химической и электротехнической промышленности, но серьезно отставала в станкостроении. Почти 80% необходимых для Франции станков ввозилось из-за границы.
Во французском сельском хозяйстве преобладали мелкие крестьянские участки. Урожайность сельскохозяйственных культур значительно уступала уровню, достигнутому в Германии или в Англии.
Крупную роль во французской экономике играли банки. 5 главных банков во главе с «Французским банком» сосредоточили в своих руках 73% общей суммы банковских вкладов. Двести главных акционеров «Французского банка» («двести семейств») контролировали почти всю французскую экономику. «Избыточные капиталы» в поисках более выгодного применения устремлялись за границу, где норма прибыли была выше. В результате вывоз капитала из Франции к 1914 г. увеличился более чем в 3 раза по сравнению с концом XIX в. и почти в 4 раза превзошел капиталовложения во французскую промышленность. По экспорту капитала Франция вышла на второе место в мире, но все же уступала Англии. Основной поток вывозимого из Франции капитала шел в страны Восточной и Центральной Европы.
Третья республика. Третья республика был провозглашена в 1870 г., но лишь в 1875 г. была принята конституция. Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Палата депутатов избиралась прямым всеобщим голосованием (женщины и военнослужащие в выборах не участвовали). Сенат избирался представителями органов местного самоуправления. Главой исполнительной власти считался президент, который избирался депутатами парламента. Однако фактическим главой правительства как органа исполнительной власти являлся премьер-министр.
В первые годы республики в парламенте преобладали монархисты, но на выборах 1876 г. республиканцы завоевали большинство в палате депутатов и постепенно отстранили монархистов от власти. В 1879 г. под давлением республиканцев ушел в отставку с поста президента маршал Мак-Магон, известный симпатиями к монархистам. На его место был избран республиканец Жюль Греви.
Правительство республиканцев провело ряд важных реформ. В 1880 г. была провозглашена амнистия участникам Парижской Коммуны, в 1881 г. принят закон о свободе печати и собраний, а также закон об обязательном светском бесплатном образовании всех детей в возрасте от 6 до 13 лет. Закон 1884 г. разрешал свободную деятельность профсоюзов и забастовки.
Руководители Третьей республики считали себя продолжателями дела Великой Французской революции. От нее Третья республика унаследовала государственный трехцветный флаг, национальный гимн «Марсельеза», национальный праздник 14 июля — день взятия Бастилии.
В конце XIX в. в политической жизни Франции центральной проблемой была борьба между монархистами и республиканцами. С начала XX в. главное значение приобрела борьба между правыми (умеренными) республиканцами и левыми (радикальными) республиканцами, которых обычно называли радикалами.
Партия радикалов, самая левая буржуазная партия Франции того времени, была основана, в 1881 г. Ее возглавил Жорж Клемансо — сын врача и сам врач по профессии. Клемансо стал крупным политиком Франции благодаря уму, бурному темпераменту, ораторскому таланту. Партия радикалов пользовалась большой популярностью среди городской мелкой буржуазии и крестьянства. В ее программе были сформулированы принципы защиты республики, частной собственности, борьбы против влияния церкви, требования национализации крупных монополий, введение прогрессивного подоходного налога.
С традициями революций XVIII и XIX вв. было связано значительное влияние социалистических учений. На протяжении всего XIX в. во Франции действовали различные организации и партии социалистов, принадлежавшие как к революционному, так и к реформистскому направлениям. С конца XIX в. социалисты были тесно связаны с рабочим движением и имели довольно значительную фракцию в парламенте. Слово «социализм» было популярным среди французских трудящихся и поэтому даже некоторые буржуазные деятели называли себя социалистами.
Наряду с революционными и социалистическими традициями во Франции существовали устойчивые монархические и клерикальные традиции. В 1905 г. французские монархисты организовали свою политическую организацию «Аксьон франсэз» («Французское действие»). Ее главным лозунгом было: «Долой республику, да здравствует Франция, да здравствует король!»
Важными особенностями политической системы Франции была многопартийность. В начале XX в. во французском парламенте действовало около десятка партий и групп, причем ни одна из них не имела большинства в парламенте и, следовательно, не могла самостоятельно сформировать правительство. Получить большинство голосов мог только блок различных партий, представители которых обычно создавали коалиционные правительства. Такие блоки были очень неустойчивыми, а потому неустойчивыми были и опиравшиеся на них правительства. С 1900 по 1914 г. во Франции сменилось 13 правительств. В среднем каждое из них находилось у власти около одного года, а некоторые правительства всего 2—3 месяца.
После поражения во франко-прусской войне во Франции широко распространились националистические и шовинистические идеи, особенно идея «реванша» за проигранную войну. «Реваншисты» называли Германию «наследственным врагом» Франции и призывали готовиться к новой войне с ней, чтобы отомстить за поражение и вернуть обратно Эльзас и Лотарингию. Реваншистов поддерживали и правые, и левые партии. Одним из главных проповедников реванша был лидер радикалов Клемансо.
Радикалы у власти. На парламентских выборах 1902 г. победу одержал «левый блок», объединивший радикалов и социалистов, обещавший провести антиклерикальные и социальные реформы, в том числе закон о пенсиях и закон о 8-часовом рабочем дне. Главой правительства левого блока стал один из видных деятелей радикальной партии Эмиль Комб. С того времени и вплоть до начала мировой войны радикалы играли ведущую роль во всех французских правительствах.
Придя к власти, радикалы сосредоточили главные усилия на придании государству светского характера. В 1902—1905 гг. они провели через парламент ряд законов, которые отделили церковь от государства и от школы. Свобода совести и равенство всех культов сохранялись, но государство отказывалось поддерживать и субсидировать какой-либо из них. Преподавание религии в государственных школах запрещалось, однако дети верующих могли посещать религиозные занятия вне стен школы. Кроме того, наряду с государственными сохранились и частные школы, где преподавание религии не возбранялось. Первой из великих держав Франция стала светской республикой.
Осуществление других обещанных радикалами буржуазных реформ долго откладывалось. Клемансо, который в 1906 г. стал премьер-министром, вопреки своим прежним заявлениям о симпатиях к рабочему движению не раз посылал войска против забастовщиков. «Теперь я по другую сторону баррикады», — говорил он. Лишь в 1910 г. (после отставки Клемансо) во Франции был принят закон «О рабочих и крестьянских пенсиях», который вводил пенсии по старости, начиная с 65 лет (на 5 лет раньше, чем в Англии и Германии).
Внешняя политика радикальных правительств была направлена на сближение с Англией с целью совместной борьбы против Германии и расширение колониальной империи. В 1904 г. было заключено англо-французское соглашение о взаимном урегулировании территориальных претензий в Северной Африке и на Дальнем Востоке, получившее название «сердечное согласие» («Антант кордиаль»). Оно положило конец англо-французскому соперничеству и стало первым шагом в создании англо-французского союза.
Опираясь на это соглашение, Франция приступила к захвату Марокко — большой и богатой полезными ископаемыми страны Северо-Западной Африки. Ссылаясь на необходимость защиты проживающих в Марокко французских граждан, Франция постепенно занимала своими войсками важнейшие марокканские города. Несмотря на протесты Германии, Франция в 1911 г. объявила Марокко своим протекторатом. Формально главой Марокко оставался марокканский султан, но фактическое управление страной перешло в руки французских колонизаторов.
Считая столкновение с Германией неизбежным, французское правительство приступило к строительству «большого флота», военной авиации и крупной сухопутной армии. В 1913 г. срок военной службы был продлен с 2 до 3 лет, и это значительно увеличило численность французских армий. Военный бюджет постоянно увеличивался. В 1914 г. он составил 38% всех бюджетных расходов. По сумме военных расходов, приходящихся на душу населения, Франция опережала другие страны.
Рабочее и социалистическое движение. В конце XIX — начале XX в. наибольшее влияние на рабочих Франции имели социалисты и анархо-синдикалисты. Социалисты придавали главное значение политической и парламентской борьбе, анархо-синдикалисты, напротив, звали рабочих использовать тактику «прямого действия»: бойкот, саботаж и стачки. Анархо-синдикалисты приобрели решающее влияние в общенациональном профсоюзном объединении — Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), численность которой к 1914 г. достигла 600 тыс. человек. На съезде ВКТ в городе Амьене в 1906 г. ее руководители приняли составленную в духе анархо-синдикализма программу, названную Амьенской хартией. Она утверждала, что «полное освобождение трудящихся» может быть «достигнуто только путем экспроприации капитала», «уничтожения системы наемного труда и предпринимательства». Главным средством борьбы считалась всеобщая стачка. Профсоюзное движение объявлялось независимым «от партий и сект». ВКТ отказывалась принимать участие в выборах. Ее руководителям не разрешалось одновременно занимать руководящие посты в политических партиях и выдвигать свои кандидатуры в парламент.
В 1905 г. была создана Объединенная социалистическая партия, ее лидером стал пламенный оратор и публицист Жан Жорес. При объединении социалистических группировок была выработана совместная программа — «Хартия единства», основанная на теории марксизма. В ней указывалось, что главная цель социалистической партии — «превращение капиталистического общества в коллективистское или коммунистическое общество путем экономической и политической организации пролетариата». Хартия утверждала, что социалистическая партия «является не партией реформ, а партией классовой борьбы и революции», но это положение программы не соответствовало практической деятельности партийного руководства, которое проводило социал-реформистскую политику.
Основное место в деятельности Жореса заняла борьба против колониализма и милитаризма. В своих многочисленных выступлениях он разоблачал действия французских колонизаторов в Марокко, выступал против закона о 3-летней военной службе, призывал к миру и дружбе между Францией и Германией. В июне 1914 г. съезд социалистической партии постановил в случае возникновения войны ответить на нее всеобщей стачкой.
Влияние социалистической партии росло. На выборах 1914 г. она собрала 1 млн. 400 тыс. голосов избирателей и провела в парламент 102 депутата. Парламентская группа социалистов стала второй по численности парламентской фракцией, уступая лишь радикалам.
Вопросы и задания. 1. Охарактеризуйте экономическое положение Франции к концу XIX в. 2. Расскажите о политическом строе Франции в конце XIX — начале XX в. 3. Назовите основные политические партии Франции, их лидеров, принципы. 4. Расскажите о политике радикалов. 5. Охарактеризуйте особенности рабочего и социалистического движения Франции в начале XX в.

Австро-Венгрия

«Лоскутная империя». Утратив после поражения в австро-прусской войне 1866 г. положение великой державы, Австрия в 1867 г. заключила соглашение об объединении с Венгрией.
Объединенная Австро-Венгрия стала одним из самых крупных государств Европы. По размерам территории и численности населения она превосходила Великобританию, Италию и Францию. В начале XX в. в состав Австро-Венгрии входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и Хорватии, а также часть территорий современных Румынии, Польши, Италии и Украины,. Столица Австрии Вена относилась к числу самых древних, многолюдных и богатых городов Европы. Промышленными, торговыми и культурными центрами были также столица Венгрии Будапешт и главный город чешских земель Прага.
В отличие от большинства государств Западной Европы Австро-Венгрия была многонациональным государством, и ее часто называли «лоскутной империей». На территории Австро-Венгрии проживало более десятка различных национальностей, и ни одна из них не составляла даже четверти общей численности населения. Наиболее многочисленными были австрийцы (23,5% населения) и венгры (19,1%). Далее следовали чехи и словаки (16,5%), сербы и хорваты (16,5%), поляки (10%), украинцы (8%), румыны (6,5%), словенцы, итальянцы, немцы и многие другие.
Некоторые национальности проживали более или менее компактно: например, австрийцы в Австрии, венгры в Венгрии, хорваты в Хорватии, чехи в чешских землях, поляки и украинцы в Галиции, румыны и венгры в Трансильвании. Во многих районах жило смешанное население.
К национальным различиям добавлялись религиозные: австрийцы, итальянцы и поляки исповедывали католицизм, чехи и немцы — протестанство, хорваты — мусульманство, украинцы — православие или униатство.
Согласно условиям соглашения 1867 г. между Австрией и Венгрией Австро-Венгрия считалась «двуединой монаршей» венгров и австрийцев. Австрийский император Франц Иосифа был одновременно венгерским-королем. Он имел право издавать законодательные акты, утверждал состав правительства и являлся главнокомандующим объединенной австро-венгерской армии. У Австрии и Венгрии были три общих министерства — военное иностранных дел и финансов. Австрия и Венгрия имели свои парламенты и правительства, состав которых утверждался императором.
Всеобщего избирательного права не было. Правом голоса пользовались только собственники какого-либо имущества; голосование было открытым. В районах компактного проживания некоторых национальностей (в Хорватии, чешских землях, Галиции) действовали свои конституции, имелись местные парламенты и органы самоуправления. В таких районах по закону преподавание в начальных школах и делопроизводство в местных органах власти должно было вестись на национальных языках, но этот закон часто нарушался.
Большая сложность национального и религиозного состава, неравноправное положение всех национальностей, кроме австрийцев и венгров, вызывали к жизни различные национальные движения, интересы которых не совпадали. Серьезные противоречия существовали даже между двумя господствующими нациями — австрийцами и венграми. Часть правящих кругов Венгрии выступала за ликвидацию соглашения 1867 г., отделение Венгрии от Австрии и провозглашение независимости Венгрии. Еще более сложными были взаимоотношения между другими национальностями. Народы, не имевшие своей государственности, враждовали с австрийцами и венграми, и в то же время нередко находились в неприязненных отношениях друг с другом.
Правительство Австро-Венгрии стремилось подавить стремление угнетенных национальностей к независимости. Несколько раз оно распускало местные парламенты и правительства, но не могло покончить с национальными движениями. В империи продолжали действовать многочисленные легальные и нелегальные националистические организации.
Социально-экономическое развитие. В области экономики Австро-Венгрия отставала от великих держав. Наиболее развитыми в промышленном отношении были расположенные в западной части Австро-Венгрии Австрия и чешские земли. Там существовали крупная промышленность и банки. Шесть крупнейших монополий контролировали добычу почти всей железной руды и 92% производства стали. Металлургический концерн «Шкода» в Чехии являлся одним из самых значительных предприятий европейской военной промышленности. В других районах Австро-Венгрии преобладала мелкая и средняя промышленность. Венгрия, Хорватия, Галиция, Трансильвания были аграрными районами с крупным помещичьим землевладением. Около трети всей обрабатываемой земли принадлежало там крупнейшим собственникам, имевшим более 1000 гектаров каждый. Крестьяне находились в зависимости от помещиков, часто вели свое хозяйство устарелыми традиционными способами.
Особенностью экономики Австро-Венгрии была важная роль в ней иностранного капитала. Ведущие отрасли австро-венгерской промышленности: металлургическая, машиностроительная, нефтяная, электротехническая — финансировались немецкими фирмами или были их собственностью. На втором месте находился французский капитал. Ему принадлежали заводы «Шкода», часть железных дорог, шахты и предприятия чугунолитейной промышленности.
Рабочий класс Австро-Венгрии был немногочисленным. Он концентрировался, главным образом, в крупных городах Австрии и Чехии, а также в столице Венгрии — Будапеште. Две трети населения Австро-Венгрии проживало в деревне, занимаясь сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Во многих районах господствующие и эксплуатируемые классы принадлежали к разным национальностям. Хорватские, сербские, румынские крестьяне часто трудились на венгерских магнатов, украинские крестьяне — на польских помещиков. Это обстоятельство еще более осложняло национальные отношения и усиливало национальную неприязнь.
Кризис Австро-Венгерской империи. В начале XX в. Австро-Венгерская империя переживала глубокий политический кризис, вызванный подъемом рабочего и национально-освободительного движения. После опубликования в России царского манифеста 17 (30) октября 1905 г., обещавшего демократические свободы и созыв Государственной думы, руководство австрийской социал-демократической партии призвало трудящихся к массовым действиям в поддержку всеобщего избирательного права. В начале ноября 1905 г. в Вене и в Праге рабочие вышли на улицы, устраивали демонстрации, организовывали забастовки, строили баррикады, вступали в столкновения с полицией. Правительство Австрии пошло на уступки и 4 ноября 1905 г. объявило о согласии на введение всеобщего избирательного права. В феврале 1907 г. был принят новый избирательный закон, который впервые в истории Австрии, предоставил право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет.
Иначе развивались события в Венгрии. Закон о реформе избирательного права был внесен в венгерский парламент в 1908 г., однако он предоставлял право голоса лишь грамотным мужчинам, причем собственники какого-либо имущества получали по два голоса. Лишь в 1910 г. правительство Венгрии обещало ввести всеобщее избирательное право, но не выполнило своего обещания.
Главное место в политической жизни Австро-Венгрии этого времени заняли вопросы внешней политики. Правящие круги, особенно так называемая «военная партия», главой которой был ярый милитарист заместитель главнокомандующего, наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, стремились к экспансии на Балканах. В октябре 1908 г. правительство объявило о присоединении к Австро-Венгрии Боснии и Герцеговины — бывших турецких провинций, населенных, в основном, сербами и хорватами.
Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала протест населения этих провинций и привела к резкому обострению противоречий между Австро-Венгрией и Сербией. «Военная партия» начала пропагандистскую кампанию против Сербии и стала готовиться к «превентивной» (предупредительной) войне с ней.
Со своей стороны сербские и хорватские националистические организации, действовавшие в Австро-Венгрии, развернули борьбу за освобождение Боснии и Герцеговины и создание единого Югославянского государства во главе с Сербией. Стремясь подавить национальные движения населявших Австро-Венгрию народов, правительство решило распустить часть местных органов самоуправления. В 1912 г. был распущен парламент Хорватии и приостановлено действие конституции. В 1913 г. такая же судьба постигла чешский парламент. В 1914 г. правительство распустило австрийский парламент. В результате национальные и классовые противоречия еще более обострились.
Вопросы и задания. 1. В чем состояли особенности политического положения Австро-Венгрии в конце XIX — начале XX в.? 2. Почему ее называли «лоскутной империей»? 3. В чем вы видите причины отставания Австро-Венгрии от Германии и других передовых стран? Проанализируйте явления, позволяющие говорить о кризисе Австро-Венгерской монархии в начале XX в.

 

 

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 2 семестр 2 кредита 2013-2014 уч.год.   Лекция 2 Тема: Казахстан в начале XX века. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.014 с.)