Основные теории бихевиоризма и необихевиоризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории бихевиоризма и необихевиоризма



Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты
Э.Торндайк Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок. Понятие оперантного научения (инструментальный условный рефлекс) – в дальнейшем углублённо исследовано Скиннером. Оперантное обусловливание -это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.
Д.Уотсон Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи SàR. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание Пример: случай маленького Альбертика
Э. Толмен Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения Появление промежуточной переменной: S àXà R Понятие о когнитивных картах и латентном обучении
К. Халл Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
Б. Скиннер Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения.   Примечание: был ярым противником специфичности человеческого поведения. Для доказательства этого обучил голубей «суеверному поведению»[14]. Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения Метод научения с помощью последовательных приближений: награда следует не за правильное решение, но за шаг в верном направлении. Понятие социального подкрепления. Слоган: "Проконтролируйте условия (среду), и вам откроется порядок".
Д. Мид Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я» Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я»
А. Бандура Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения Научение происходит и через наблюдение: 1. Чистое подражание (простой повтор) 2. Викарное научение[15] (по последствиям действия)   Исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения

 

 

Законы, сформулированные в рамках этого направления:

· Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение. Закон выводится на основе установления связи между потребностью и научением.

· Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.

· Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок. Позже Торндайк показал, что не всегда упражнение, повторение способствует упрощению навыка, хотя при моторном научении это фактор является очень важным, способствуя модификации поведения.

· Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона "эффект края". U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется "позиционной кривой".

· Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

Дополнительно: режимы организации подкрепления (2-х факторная классификация):

1. Режим подкрепления с постоянным соотношением. Подкрепление осуществляется в соответствии с установленным количеством (объемом) реакций. Например, оплата труда переводчику за количество переведенных знаков, или машинистке за количество напечатанного материала.

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом. Подкрепление через заданный промежуток времени. Например, ежемесячная, понедельная, почасовая оплата, отдых после жестко установленного времени физической или умственной работы.

3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. В этом режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Так, покупка лотерейных билетов может быть примером работы такого режима подкрепления. В данном случае покупка билета означает, что с какой-то вероятностью может выпасть выигрыш. Вероятность возрастает, если покупается не один, а несколько билетов. Однако результат в принципе мало предсказуем и непостоянен, и человеку редко удается вернуть вложенные в покупку билетов деньги. Тем не менее неопределенность результата и ожидание большого выигрыша приводят к очень медленному затуханию реакции и угасанию поведения.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Индивид получает подкрепление после того, как проходит неопределенный интервал. Интервал времени произволен. Короткие интервалы, как правило, порождают высокую скорость реагирования, а длинные - низкую. Такой режим применяется в учебном процессе, когда оценка уровня достижений производится нерегулярно.

Достоинства и недостатки теорий научения бихевиористического толка

Достоинства:

1. Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных.

2. Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.

3. Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения.

Недостатки:

1. Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека.

2. Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия.

3. Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.

4. Большой разрыв между теорией и практикой.

5. Поведенческая теория не дает стабильных результатов.

Теория Н.А. Бернштейна

Интегративная теория формирования двигательных навыков была разработана выдающимся отечественным физиолоrом Николаем Александровичем Бернштейном (1896­ 1966). Концепция Н.А.Бернштейна исходит из ряда фундаментальных принципов научения:

1. Принцип упражняемости: повторения улучшают исполнение действия

2. Принцип «повторение без повторения»: каждое действие уникально и не является слепым копированием предыдущего, но его развитием

3. Каждый новый навык - это двигательная задача, которую организм решает при помощи всех наличных средств с учётом внешних и внутренних обстоятельств

Стадии построения навыка по Бернштейну

1. Выделение смысловой структуры действия и двигательного состава действия (формирование цели действия и внешней формы действия). Человек решил, что нужно поплыть и смотрит как это делают другие.

2. Выявление и роспись сенсорных коррекций («прощупывание» движения, изучение чувственной основы действия). Здесь используется понятие рефлекторного кольца (в отличие от рефлекторной дуги). Теперь человек плещется на бережку и пробует на движение воду. По этому поводу сам НАБ: «Секрет освоения движения заключается не в каких-то особых телодвижениях, а в особого рода ощущениях. Их нельзя показать, а можно только пережить». Этот же этап опровергает теорию «тождественных компонент» бихевиористов. Она заключается в том, что перенос навыка осуществляется за счёт заученных движений. Контрпример: человек умеет пилить бревно, но это не поможет ему играть на скрипке (ровно как и наоборот), однако конькобежец легко обучается езде на велосипеде и наоборот. В чём дело? В том, что важно не действие в своей внешней форме, но сенсорные коррекции, которые его обеспечивают. Так что перенос тем лучше, чем ближе системы сенсорных коррекций внешне сколько угодно различающихся действий.

3. Автоматизация двигательного навыка. Теперь человек просто плывёт – сенсорные коррекции уходят на бессознательный уровень, т.е. повышается ведущий уровень движения.

4. Срабатывание фоновых коррекций. Интегрирование движений. Человек всё реже срывается на более низкие уровни, движение строится всё плавнее, различные уровни движения синхронизируют свою работу.

5. Стандартизация навыка. Внешне каждое движение всё более и более похоже на предыдущее.

6. Стабилизация навыка. Теперь навык устойчив к помехам, выполняется автоматически. Человек может оплывать вдруг всплывающих аквалангистов без нарушения движения, кроме того, теперь он может параллельно говорить по телефону.

 

Конечно, в любой непонятно ситуации можно написать уровни построения движения:

Уровень Название Специфика уровня Пример
A Уровень тонуса Определяет тонус мышц туловища и шеи (осанка), а также отвечает за возбудимость мышц конечностей Человек не падает
B Уровень синергий Отвечает за совместную, слаженную работу нескольких групп мышц Человек может похлопать в ладоши с закрытыми глазами
C Уровень пространства Обеспечивает целевые перемещения в пространстве: локомоции, спортивно-гимнастические перемещения, точные, целенаправленные движения рук и других органов, преодоление сопротивлений, метательные и ударные движения, подражательные движения Человек может взять какой-то объект с полки
D Уровень действий Обеспечивает выполнение предметных действий Человек может снять шляпу с крючка (при этом взять её именно как шляпу, не помяв, т.е. взяв не объект, а определённый предмет) Другой пример: человек ест китайскими палочками
E Символический уровень Обеспечивает выполнение символических движений: любые ритуалы – не просто действия, но определённым образом выполненные действия, которые несут коммуникативную, религиозную функцию, имеют особый смысл Теперь человек ест китайскими палочками согласно всем правилам приличия поедания еды китайскими палочками

 


[1] «Луций Сципион помнил имена всех жителей Рима; Кир знал поименно всех солдат своей армии (а их насчитывалось 35 тысяч); Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в ero владениях; Киней мог повторить имена всех сенаторов; флорентиец Малебеки, библиотекарь Цезаря Борджа, помнил названия и точное расположение 80 тысяч рукописей в библиотеке cвoero rосподина» и др.

[2] Результаты получены с использованием метода антиципации: необходимо воспроизвести ряд элементов в том же порядке, что они и предъявлялись. Каждая ошибка, которую совершает испытуемые приводит к правке. Среднее количество поправок на элемент и показывает сложность его заучивания.

[3] Испытуемые получали 22 задания, которые требовалось выполнить как можно быстрее и лучше. Задания были крайне разноплановы, они включали в себя как ручную работу (лепка, склеивание моделей, нанизывание бисера), так и интеллектуальные задания (rоловоломки, шарады), а также творческие задания (сочинить стихотворение). В момент наибольшей вовлеченности испытуемых в задание, когда они были уже «на волосок» от конечного результата, часть заданий прерывалась экспериментатором. Экспериментатор буквально «вырывал» незавершенное задание и подсовывал следующее со словами: «А теперь сделайте-ка это!» После завершения экспериментальной серии испытуемых неожиданно спрашивали, какие из заданий они запомнили.

[4] Испытуемым предлагался ряд математических задач, каждая из которых была напечатана на отдельном листе бумаги. По мере решения задач испытуемые, следуя инструкции, должны были ставить свою подпись внизу каждого листа. После выполнения нескольких заданий делалась пауза, которая заполнялась отвлекающими заданиями, потом испытуемые продолжали прерванную работу. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решеными заданиями, но потом «вспоминали» о своем «обязательстве» и вновь начинали подписывать листы.

[5] Обнаружено на том же материале, в условии монограмм: в том случае, если перед тем как ставить подпись, было необходимо поставить монограмму (стилизованную подпись), испытуемые забывали ставить подпись.

[6] Испытуемые приrлашались для проведения исследования в лабораторию. Эксперимент проводился пока испытуемые сидели на скамейке в коридоре и ждали эксперимента: представители одной гpуппы испытуемых слышали, как за дверью идет обсуждение неполадок в компьютере, потом дверь открывалась, из нее выходил человек с каким-то прибором в руках, здоровался и удалялся. Другая гpуппа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы, крики и стоны, после чего дверь распахивалась и из неё выходил человек с окровавленным ножом. Результат: группа, пережившая стресс, могла воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека, так как их внимание было полностью сконцентрировано на «оружии».

[7] Испытуемому в течении 50 миллисекунд предъявляли матрицу 3 на 4 из букв и цифр. В среднем испытуемые воспроизводили 4,3 символа. Была придумана уловка: использовать не полный, а частичный отчёт. Вскоре после предъявления матрицы звучал высокий (2500 Гц), средний (650 Гц) или низкий (250 Гц) звуковой тон. Если звучал высокий тон, то от испытуемого требовалось воспроизвести только верхнюю строку матрицы, если средний - только среднюю строку, а если низкий - только нижнюю строку. В таком случае испытуемые воспроизводили в среднем 3 элемента из 4 в одной строке, т.е. удерживали с памяти около 9 элементов.

[8] Испытуемые надевали наушники, в которые им подавалось по два различных сообщения в одно ухо – итого 4 различных сообщения. Перед испытуемыми находился пульт с четырьмя лампочками. Каждое сообщение состояло из четырех и­золированных букв. От испытуемоrо требовалось дать частичный отчет о прослушанном сообщении в зависимости от тoгo, какая лампочка загоралась на пульте.

 

[9] Испытуемым предъявлялись два ряда цифр, длины 4 цифры и 5 цифр. Ни в одном не было цифры «5». Вопрос к испытуемым: была ли цифра «5»? Во втором случае думают дольше à просмотр элементов КП идёт последовательно, один за другим.

 

[10] Испытуемым предъявлялись два ряда одинаковой длины: а) «1 – 5 – 3 – 6», б) «1 – 8 – 7 – 2». Вопрос испытуемым: была ли цифра «5»? Время, через которое испытуемые давали ответ, в случае «а» и «б» оказалось одинаковым à происходит полный поиск, а не прерывается после обнаружения цифры «5».

 

[11] Использовался метод «зонда». Испытуемым предъявляется ряд цифр как в исследовании Шепарда и Тетцунян. Когда цифра («зонд») повторяется второй раз, необходимо назвать цифру, предшествующую ей при первом предъявлении. Например: «1 – 2 --- 5 – 4 – 8 – 6 – 5 – 9», зонд – «5», ответ – «2».

 

[12] О том, что это такое, см. Нуркова В.В., общая психология, память, стр. 150. Вкратце: это количество информации, необходимое для принятия решения о выборе из двух равновероятных альтернатив. Например, вам нужно догадаться, какого пола человек по фамилии Короленко. Человек, носящий такую фамилию, может с одинаковой вероятностью оказаться как мужчиной, так и женщиной. Для решения этой задачи вам понадобится одна двоичная единица (дв. ед.) информации, две дв. ед позволяют произвести выбор из четырех возможностей (например: на какую лапу прихрамывает собака?) и т.д.

[13] Цыпленок проявляет ярко выраженную реакцию следования (импринтинr матери) лишь в период 5-25 ч после вылупления из яйца.

[14] Проблемный ящик выдавал еду каждые 15 сек вне зависимости от действий птицы. В результате появлялись различные стабильные паттерны случайных действий, которые, «как думали голуби», приводят к появлению еды. Причем при задержке подачи пищи подобное «суеверное» поведение не только не угасало, но, наоборот, активи­зировалось. «Верующие» голуби: такие действия воспроизводились до 10000 раз, когда еда не появлялась, и лишь потом прекращали такое поведение. Потом формировали на людях (люди жали кнопки – загоралась лампочка, но она загоралась просто через 10 секунд после нажатия одной из кнопок, правда за эти 10 секунд люди успевали ещё кучу всего нажать) – та же фигня. А вы говорите «человек – звучит гордо».

 

[15] Трём группам детей демонстрировали различные видео. В одном видео дети видели персонажа, который вел себя агрессивно, и eгo поведение вознаграждалось; во втором ­ агрессивный персонаж был наказан, в третьем ­ персонаж вел себя мирно. Дети, которые видели вознагpаждение агpессии, по окончании просмотра вели себя значительно более агрессивно, чем две другие группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.033 с.)