Специфические закономерности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические закономерности.



Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития. Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.

Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.

Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.

Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.

Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Изменения личности особенно выражены в тех случаях, когда коррекция дефекта проводится несвоевременно, а также при неблагоприятном социальном окружении.

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.

В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.

Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.

Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.

Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям..

 

 

Факторы патогенного воздействия при различных типах дизонтогенеза.

Все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В периоде внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). При этом отмечается, что относительно легко протекающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т.п., тяжелые по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве тоже способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду с биологическими факторами не менее значима социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.

При олигофрении:

наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);

внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);

вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

Задержанное развитие.

Биологические:

• патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

• недоношенность;

• асфиксия и травмы при родах;

• заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

• генетическая обусловленность.

Социальные:

• длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

• неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Нарушение зрения

Врожденная слепота может быть вызвана:

Мама во время вынашивания болела краснухой, провоцирующей катаракту.

◦ Однако катаракта у только появившегося на свет малыша может быть спровоцирована и иными явлениями, например, плохим питанием мамы.

Причины приводящие к слепоте и слабовидению: врожденные заболевания глаз такие как катаракта, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва.

Подавляющая часть зрительных патологий носит врожденный и наследственный характер.

Нехватка витамина А является нередкой причиной ухудшения зрения.

Нарушение слуха.

Генетические. Слабослышащие дети рождаются в семьях, где оба родителя глухие (слабослышащие) либо один из них. Глухота способна передаваться по рецессивному (не в каждом поколении), так и по доминантному типу(9в каждом поколении).

Врожденные. 3 и 4 месяц беременности. Наиболее часто встр. причинами: внутриутробные инфекции6 краснуха; токсикозы; заболевания: корь, скарлатина, грипп, вирусный гепатит, врожденный сифилис; препараты с ототоксическим действием принимаемые матерью во время беременности ли новорожденными. Так же может возникнуть в результате родовых травм, алкоголизме родителей.

Приобретенные. Последствия острого среднего отита. Применение антибиотиков ототоксического действия.. различные заболевания менингит, энцефалит, краснуха корь и т.д. Различные травмы – удары, ушибы. А так же воздействие сверхсильных звуковых раздражителей.

ДЦП

Пренатальныые факторы. Состояние здоровье матери, отклонения в ходе беременности. Особо выделяют вирус краснухи.

Перинатальные факторы. Асфиксия в родах, родовая травма.

Постнатальные факторы. Травмы, инфекции, интоксикации, кислородная недостаточность, приобретенные отклонения в мозге.

ЗПР.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные пороки развития внутренних органов и т. д.).

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, рано возникшее и длительно действующее неблагоприятное психотравмирующее воздействие на нервную систему ребенка может приводить к стойким сдвигам в нервно-психической сфере и нарушению психического (в первую очередь - эмоционального) развития.

В психотравмирующих условиях воспитания (грубость взаимоотношений в семье, наличие алкоголизма) может формироваться личность робкая и боязливая. Наблюдаемый у этих детей психогенный инфантилизм (по типу психической тормозимости) проявляется в несамостоятельности, отсутствии инициативы, активности, уверенности в себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.012 с.)