Клинико-психологическая характеристика синдрома раннего аутизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинико-психологическая характеристика синдрома раннего аутизма



 

Согласно П. Каннеру (1943), основными признаками синдрома раннего детского аутизма являются:

✓ нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

✓ стереотипность в поведении;

✓ особые нарушения речевого развития.

Характерные проявления аутизма в раннем возрасте.

✓ избегание глазного контакта, кратковременность фиксации взгляда, частое колебание дистанции — между приближением и удалением взгляда, специфика реакции на лицо взрослого — сосредоточение на нижней его части;

✓ появление первой улыбки у большинства детей соответствует норме, но не адресуется кому-то конкретно;

✓ индифферентное (безразличное, безучастное) отношение к окружающим;

✓ привязанность к близкому человеку формируется, но аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для ее выражения;

✓ иногда равнодушное или неприязненное отношение к ласке — если даже ребенок испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

✓ реакции на дискомфорт — либо негативная, либо нейтральная;

✓ потребность в контактах с другими людьми либо отсутствует, либо наблюдается быстрое пресыщение, избегание контакта, вялость и безразличие.

3. Феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычного пространства, в противодействии любым изменениям в окружающем.

Формы проявления:

✓ беспокойство; ✓ страхи; ✓ агрессия; ✓ самоагрессия; ✓ гиперактивность; ✓ расстройство внимания; ✓ рассредоточение.

Стереотипность в поведении — также проявление феномена тождества. К ней относятся:

✓ наличие однообразных действий — моторных, речевых;

✓ стереотипные манипуляции каким-либо предметом;

✓ однообразные игры, пристрастия к одним и тем же играм;

✓ стереотипные интересы.

4. Особенности моторики:

✓ движения аутичных детей характеризуются как угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде;

✓ сложные движения ребенок может выполнять лучше, чем более легкие;

✓ иногда более раннее развитие тонкой моторики (по сравнению с обшей моторикой).

5. Страхи могут быть:

✓ диффузными, неконкретными; дифференцированными.

Общие особенности страхов при раннем детском аутизме — сила, стойкость, труднопреодолимость.

Повторные взаимодействия с пугающим объектом усиливают страх.

6. Аутистические фантазии — результат осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, иногда — следствие нарушения сферы влечений и интересов.

Основные черты аутистических фантазий:

✓ оторванность от реальности;

✓ слабая, неполная, искаженная связь с окружающим;

✓ стойкость.

Фантазии отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия, сверхценные интересы.

7. Особенности речевого развития:

✓ мутизм (отсутствие речи);

✓ эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), нередко отставленные (по времени воспроизведения);

✓ речевые штампы (в большом количестве);

✓ отсутствие обращения в речи;

✓ автономность речи (ребенок разговаривает сам с собой);

✓ позднее появление сложных местоимений;

✓ нарушение семантики (значения);

✓ аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);

✓ нарушения звукопроизношения;

✓ нарушения просодических (просодия — система произношения ударных и неударных слогов в речи) компонентов в речи. Указанные выше особенности обусловлены недоразвитием коммуникативных функций речи.

8. Особенности интеллектуального развития:

✓ неравномерность, парциальность;

✓ неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций.

9. В.В. Лебединский и О.С. Никольская определяют основной дефект при РДА как сочетание низкого психологического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестии (повышенной чувствительности).

Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстро наступающим пресыщением, следствием которого является фрагментарность отражения.

Повышенная чувствительность препятствует эмоционально насыщенному внешнему воздействию, выступая в качестве механизма психологической зашиты от психотравмируюших влияний. Как отмечает Л.И. Аксенова, своевременная и компетентная коррекция проявлений РДА является условием прогресса интеллектуального развития и социализации аутичных детей.

 

37)Дисгармоническое развитие:

К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности. Зачастую в качестве проявления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения.

Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии – это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции

Принята следующая систематика психопатий:

— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;

— органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.

К конституциональным психопатиям относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истероидная психопатии.

Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма

Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения.

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих. С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями.

Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. Проявления психопатии обычно начинаются с раннего детства: отмечаются непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции.

В качестве факторов, предрасполагающих к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, отмечаются: органическая церебральная недостаточность остаточного характера, акцентуация характера, а также дисгармоническое протекание периода полового развития.

Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:

— закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами личности;

— непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).

При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют 4 основные варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

 

38)Детские психопатии. Патохарактерологическое развитие личности:

Этим понятием обозначают сборную группу непрогрессирующих патологических состояний, характеризующихся аномалиями развития личности, дисгармонией основных ее свойств, неадэкватностью реакции индивида на внешние раздражения, из-за чего такие лица становятся трудны для себя, либо для окружающих.

В формировании психопатических личностей существенную роль играют, наряду с врожденной церебральной недостаточностью, разнообразные неблагоприятные средовые влияния (семейные неурядицы, безнадзорность, избалованность и др.).

Удовлетворительной классификации психопатических личностей, особенно психопатических детей, пока создать не удалось.

Истинные, или «настоящие», психопатии встречаются у детей, особенно у младших детей, сравнительно редко. Из всего многообразия типов психопатий целесообразно кратко обрисовать лишь некоторые, более отчетливо выступающие у детей.

Гипертимики — дети холерического темперамента с постоянно приподнятым настроением, повышенной самооценкой и бурным стремлением к деятельности. Они всегда оживлены, подвижны, легко отвлекаемы, возбудимы, шаловливы, хвастливы, отличаются поверхностностью мышления, чувств, интересов и отношений, легко вступают в конфликты и драки. Из-за всех этих особенностей они часто трудны в семье и в школе, а в подростковом возрасте — не удерживаются на работе, безудержно вовлекаются в асоциальные и криминальные поступки.

Астеники — группа детей, личность которых формируется на основе слабого типа высшей нервной деятельности. Одни из них — тревожномнительные личности — характеризуются постоянным тревожным напряжением, беспокойством о себе и своих близких, опасениями опоздать в школу, не справиться с заданием, осрамиться при вызове к доске и т. д. Они застенчивы, нерешительны, у них легко возникают навязчивые мысли и страхи. У других детей этой группы — сензитивных — выступает на передний план повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость, выраженное самолюбие, чувство собственного достоинства и др.

Истероидные психопаты развиваются на основе слабого художественного типа высшей нервной деятельности. Важнейшая их особенность — в постоянном позерстве, наигранности поведения, в стремлении обратить на себя внимание, в «искании оценки». Мышление этих детей конкретно, кругозор ограничен, знания поверхностны, зато эмоции очень ярки и неустойчивы. Они за многое берутся, но быстро остывают.

Психастеники («патологически замкнутые», «шизоиды») развиваются на основе слабого мыслительного типа высшей нервной деятельности. При удовлетворительном, а иногда и высоком интеллекте у них слабы инстинкты и эмоции, недостаточны умение приспособиться к реальной обстановке, понимание ее и связь с ней. Эти дети кажутся поэтому, иногда уже с ранних лет, какими-то странными, эмоционально холодными. Позднее у них развивается склонность к схоластическим рассуждениям, резонерству, «умственной жвачке», некоторые из них нерешительны, склонны к сомнениям и «рассудочным» навязчивым проявлениям.

Заметно чаще, чем психопатии, у детей наблюдаются различные картины невропатии. Невропатии следует рассматривать как самостоятельную форму и не включать их в рамки астенических психопатий.

Невропатия («конституциональная нервность») развивается на основе общего слабого типа высшей нервной деятельности и характеризуется синдромом «раздражительной слабости», т. е. повышенной возбудимостью и быстрой утомляемостью, истощаемостью. Невропатические особенности сказываются часто уже с грудного возраста. Дети-невропаты беспокойны, бурно реагируют на любые раздражения, капризны, суетливы, упрямы, то робки, застенчивы, вялы, то раздражительны, непослушны, с трудом удерживаются в семье и детских коллективах.

Лечебно-педагогические и воспитательные мероприятия, проводимые систематически с раннего детства совместными усилиями родителей, врача и педагога, могут быть очень эффективными и обеспечивают нередко полную практическую компенсацию невро- и психопатического ребенка. Из лечебных мероприятий показаны электро- и гидротерапия, общеуспокаивающие средства, в том числе иногда и нейролептические (резерпин, аминазин и др.).

 

39)Классификация психопатий:

Психопатии – это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Принята следующая систематика психопатий:

— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;

— органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.

К конституциональным психопатиям относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая и истероидная психопатии.

Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма

Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения.

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих. С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями.

Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. Проявления психопатии обычно начинаются с раннего детства: отмечаются непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции.

В качестве факторов, предрасполагающих к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, отмечаются: органическая церебральная недостаточность остаточного характера, акцентуация характера, а также дисгармоническое протекание периода полового развития.

 

40)Критерии диагностики психопатий:

В настоящее время диагностика психопатий основывается на разработанных диагностических критериях согласно Международной классификации болезней (МКБ 10).

В ней приводятся 7 основных диагностических критериев для всех типов расстройств (психопатий) и изменений (психопа топодобных) личности. Таковыми являются:

-явно дисгармоничное поведение и отношение к другим, совершенно не соответствующее принятому в данной субкультуре;

-оно не ограничено эпизодами или отдельными ситуациями;

-оно не соответствует реальной обстановке;

-его признаки проявляются длительно, начиная с детства или подросткового возраста;

-это поведение приводит к личностному дистрессу или вызывает неприязнь окружающих;

-оно же обычно (но не обязательно) наносит ущерб социальному и профессиональному функционированию.

Считается, что для диагноза любого расстройства личности достаточно наличия 3–4 из 7 перечисленных признаков.

В Международной классификации болезней 10 выделено 8 определенных типов психопатии: параноидный, шизоидный, диссоциальный, эмоционально неустойчивый (с подразделением на импульсивный и пограничный типы), истерический, ананкастный (обсессивно компульсивный), тревожный (уклоняющийся) и зависимый.

 

 

41)Невротические расстройства:

Невротические расстройства нарушают лишь определенные сферы психической деятельности, не сопровождаются психотическими явлениями и грубыми нарушениями поведения, но при этом они могут существенно влиять на качество жизни.

В группу невротических расстройств не включаются невротические симптомокомплексы, сопутствующие психическим (шизофрения и др.), соматическим и неврологическим заболеваниям.

Число лиц с невротическими расстройствами в последние десятилетия значительно увеличилось.

линические проявления невротических расстройств разнообразны. Они включают сотни психопатологических симптомов и синдромов. Если ранее традиционно выделялись такие клинические формы невротических расстройств, как неврастения, истерический, депрессивный, фобический, ипохондрический неврозы, невроз навязчивых состояний и другие, то в действующей в настоящее время МКБ-10 представлены несколько иные формы. Их можно сгруппировать в следующие блоки: 1) расстройства с преобладанием тревожно-фобического радикала; 2) реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации; 3) диссоциативные (конверсионные) расстройства; 4) соматоформные расстройства.

Классификация неврозов:

o тревожно-фобические (включая обсессивно-компульсивные) расстройства;

o истерические (преимущественно конверсионные) расстройства;

o неврастения.

Тревожно-фобические расстройства

Одна из наиболее распространенных форм психической патологии.

Среди психопатологических проявлений тревожно-фобических расстройств в первую очередь необходимо рассмотреть панические атаки, агорафобию и ипохондрические фобии.

1. Панические атаки:

Иногда реакция тревоги проявляется в виде кошмарной паники. Люди, с которыми это происходит, теряют контроль над своими действиями, почти не понимают, что делают, им кажется, что приближается гибель. При внезапном появлении настоящей угрозы любой может впасть в панику. Однако некоторые испытывают повторяющиеся и непредсказуемые приступы паники без видимой причины, и этой болезни соответствует диагноз – паническое расстройство.

Приступами паники называются периодические короткие вспышки паники, которые возникают внезапно и достигают пика в течение 10 минут.

Приступы паники возникают с периодичностью раз в месяц или чаще, что зачастую приводит к социальной дезадаптации больных.

2. Агорафобия вопреки первоначальному смыслу термина включает не только страх открытых пространств, но и целый ряд сходных фобий (клаустрофобия, фобия транспорта, толпы и др.). Агорафобия, как правило, манифестирует в связи (или вслед) с паническими атаками и по существу представляет собой боязнь оказаться в ситуации, чреватой опасностью возникновения панического приступа. В качестве типичных ситуаций, провоцирующих возникновение агорафобий, становятся поездка в метро, пребывание в магазине, среди большого скопления людей и т. п.

3. Ипохондрические фобии (нозофобии) — навязчивый страх какого-либо тяжелого заболевания. Чаще всего наблюдаются кардио-, канцеро- и инсультофобии, а также сифило- и СПИДофобии. На высоте тревоги (фобические раптусы) больные иногда утрачивают критическое отношение к своему состоянию — обращаются к врачам соответствующего профиля, требуют обследования.

4. Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний)

При этом заболевании навязчивости буквально преследуют человека и отравляют все его существование — общение, труд, отдых. Попытки бороться с ними, как правило, безуспешны, и это еще усиливает тревожность.

Навязчивые мысли (обсессии) — это беспрестанное повторение нежелательных, нередко тягостных мыслей, представлений и влечений, от которых нельзя избавиться усилием воли. Всегда есть ощущение их насильственности.

Навязчивые действия — стереотипные, повторяющиеся, внешне бесцельные действия, которые нередко имеют вид ритуала

Истерические расстройства

Как правило, к истерическим реакциям склонны лица с признаками психического инфантилизма: с несамостоятельностью суждений, внушаемостью, эгоцентризмом, эмоциональной незрелостью, неустойчивостью настроения, легкой возбудимостью, впечатлительностью.

Истерические невротические расстройства наблюдаются у женщин в 2 раза чаще, чем у мужчин.

Неврастения

Преобладают жалобы на «невыносимую» усталость, полную «прострацию», снижение жизненного тонуса, упадок физических и умственных сил, отсутствие бодрости, энергии, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок. Каждый поступок, даже движение, требуют, по словам больных, величайших усилий.

Больные особо чувствительны к внешним раздражителям (раздражают звуки капающей воды, тиканье часов, «оглушают» скрип дверей, хлопанье фрамуги) и физиологическим ощущениям (гиперпатии, чрезмерное восприятие ощущений, связанных с нормальными физиологическими функциями организма, — сердцебиения, усиленная перистальтика и др.). Одним из постоянных симптомов гиперестезии являются головные боли напряжения.

 

42.

Невропатия - вид нервности у детей, определяемый как болезненно повышенная или заостренная нервная чувствительность. Она может быть врожденного плана, поскольку у нервно-соматически ослабленных родителей вероятность появления детей с подобными нарушениями высока. Наиболее устойчивые, выраженные проявления невропатии выглядят следующим образом: 1.Эмоциональная неустойчивость 2.Вегето-сосудистая дистония в виде колебаний артериального давления преимущественно в сторону его понижения (гипотония), головокружений, повышенной потливости, ознобов, сердцебиений и неустойчивости пульса, плохого самочувствия при колебаниях барометрического давления (метеопатия). 3.Нарушения сна: затрудненное засыпание, чуткий с пробуждениями или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием, плохое самочувствие утром, ранний (до 4 лет) отказ спать днем. 4.Нарушения обмена веществ преимущественно в виде диатезов: экссудативно-катарального (опрелость, мокнущая кожа, зуд с последующим развитием под влиянием стресса, нейродермита), лимфатико-пластического (одутловатость, пастозность, аденоиды в дошкольном и ангины в младшем школьном возрасте), нервно-артритического (повышенная чувствительность костей и суставов к охлаждению, сырости, полиартрит — воспаление суставов и ревматизм в подростковом возрасте). 5.Минимальная мозговая ослабленность — ММО.

Неврозы - психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-аффективных и сомато- вегетативных клинических феноменах. К неврозам относят только те заболевания, при которых обратимость нервно-психических расстройств сочетается с отсутствием видимых патоморфологических изменений в нервной системе.

Любой невроз - это прежде всего психогения, т. е. следствие нервно-психических перенапряжений и конфликтов (несправедливость, материальные потери, утрата близких, непризнание заслуг, предание суду, измена жены или мужа и др.). Второй важнейший фактор - фенотипические особенности личности, которые складываются под влиянием наследственности и воспитания.

Предложено много различных классификаций неврозов. Наиболее удачно разделение всех неврозов по форме на неврастению, истерию (истерический невроз), невроз навязчивых состояний, двигательные и вегетативные неврозы и неврозоподобные состояния (или синдром невроза); по течению - на реактивное состояние (невротические реакции), острый невроз и невротическое развитие.

Неврастения - нервное истощение, переутомление. Проявляется сочетанием повышенной раздражительности и утомляемости. Характерны неадекватные реакции на небольшие раздражители и неумение их подавить, т. е. расстройства касаются прежде всего сферы эмоций. Могут раздражать яркий свет, слишком громкий разговор, включенное радио и т. п.;

Истерия (истерический невроз) - более сложный невроз, его основу составляют особенности поведения, зависящие от повышенной эмоциональности и внушаемости. Чаще болеют женщины в возрасте 20-40 лет.

Двигательные неврозы - это локальные двигательные расстройства: тики, заикание, профессиональные судороги (писчий спазм) и т. д. Они возникают обычно на фоне других неврастенических нарушений - повышенной раздражительности, утомляемости, головной боли, плохого сна и т. п.

 

43.

Невротическое развитие личности

Невротические расстройства, как и многие иные, не являются статичными психическими образованиями. Значимыми для специалистов являются их динамические особенности: специфика появления и становления невротических симптомов, видоизменение в условиях различного влияния психической травмы, исходы в виде формирования так называемого патологического (невротического) развития личности.

Немаловажными для понимания механизмов формирования невротических расстройств являются динамика появления симптомов и закономерная этапность клинических проявлений и психологических переживаний, манифестирующих, как правило, в первые же дни и даже часы после психотравмирующей ситуации. Выделяется четыре этапа неврозогенеза (Менделевич В.Д., 1994).

Этапность формирования невротических симптомов: 1. Когнетивный 2. Аффективно- мотивационный 3. Антиципационный 4. Поведенческий

На первом этапе (когнитивном), психическая деятельность человека направлена на осознание случившегося. При этом он может находиться в различном эмоциональном состоянии - депрессивном, дисфорическом, апатическом, эйфорическом, но чаще других полиморфном, которое вызывается ситуационными моментами и отработанными и апробированными стереотипами реагирования на кризисные, шоковые, фрустрирующие ситуации. Подавляющее большинство людей на таком этапе пытаются ответить себе на такие вопросы, как: «Что же случилось, как это угрожает социальному, психологическому или какому-либо иному статусу, что думают по поводу события близкие люди (или участники и свидетели конфликта)» и прочее.

В фазе когнитивного этапа человеком производится оценочная психическая деятельность, т.е. событие ранжируется по значимости, степени влияния на всевозможные стороны жизни человека, серьезности и принципиальности возникших изменений в связи с психотравмой.

Второй этап - аффективно-мотивационный. Длительность первого колеблется от нескольких дней до нескольких недель, продолжительность второго достигает нескольких месяцев. Он проявляется следующими симптомо-комплексами: депрессивным, тревожно-депрессивным, фобическим, истерическим (конверсионным), ипохондрическим.

В дальнейшем наступает антиципационный этап формирования невротических расстройств. Он является определяющим в исходе невроза. В процессе антиципационной деятельности формируется альтернатива: либо человек создает когнитивную базу для использования методов психологической компенсации и самостоятельно справляется с аффективной симптоматикой, либо особенности антиципации не позволяют ему применять психокоррекционные действия, и невротическая реакция переходит в стойкое невротическое состояние.

Четвертый (поведенческий) этап формирования невротических расстройств определяет выработку стратегии поведения в новых условиях, когда конфликт продолжает оставаться неразрешенным и с психопатологическими феноменами сочетаются субъективно тяжело протекающие вегетативно-сосудистые и другие соматические эквиваленты психических расстройств. У таких людей стратегия поведения заключается как в типичных невротических реакциях и защитных механизмах действий (невротических ритуалах, ограничительных формах поведения и пр.), так и в специфических способах использования методов психологической компенсации (психокоррекции).

Динамика и исходы невротических расстройств многообразны и разнонаправлены. Происходящие изменения личности могут носить негативный или позитивный для индивида характер.

44.

Неврозы – обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Основной причиной невроза является психическая травма.Чем больше предрасположенность к развитию невроза, тем меньше имеет значение психическая травма. Большое значение имеют особенности формирования личности. Так, отмечено, что психические травмы, перенесённые в детском возрасте, способствуют появлению невроза у взрослых. В возрасте 11 – 14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлечённый характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний

1. Неврастения

Неврастения, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением (депрессия).

В начальный период заболевания возникают вялость, пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания, усиливается утомляемость к концу дня или недели. Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения, непереносимость резких или громких звуков, запахов, температурных колебаний и других раздражителей. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в различных участках тела. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания, стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами

2. Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств.

Невроз навязчивых состояний встречается реже, чем неврастения, чаще возникает у людей с тревожно-мнительными чертами характера, особенно при ослаблении организма соматическими и инфекционными заболеваниями. Доминирующими в картине невроза навязчивых состояний являются разнообразные навязчивые расстройства. В зависимости от характера преобладающих навязчивых расстройств несколько условно различают три разновидности невроза: обсессивный – характеризующийся навязчивыми мыслями, идеями, представлениями; компульсивный – навязчивыми влечениями и действиями; фобический – навязчивыми страхами.

3. Истерический невроз

Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой степени объясняются характерными для этих больных основными истерическими чертами – большой внушаемостью и самовнушаемостью.

В клинической картине истерического невроза наблюдаются двигательные, сенсорные и вегетативные нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в виде истерических припадков, гиперкинезов, параличей и парезов.

К сенсорным нарушениям относят психогенно обусловленные нарушения, симулирующие расстройства со стороны того или иного органа чувств: истерическая слепота, глухота, потеря обоняния, вкуса.

Симптомы, связанные с нарушениями вегетативной нервной системы, отличаются большим разнообразием. К ним относятся: истерический комок в горле при волнении, чувство непроходимости пищи по пищеводу, психогенная рвота, сочетающаяся со спазмом пилорического отдела желудка, спазмы в горле, сопровождающиеся одышкой и чувством нехватки воздуха (истерическая астма), сердцебиение и тягостные болевые ощущения в области сердца (истерическая стенокардия) и др. Следует особо заметить, что больные истерическим неврозом легко поддаются самовнушению.

45.

Акселерация - явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно - антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 --2 года.

Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека. Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

1. диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

2. диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

3. диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.096 с.)