Политическая социология (лекции) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая социология (лекции)



Политическая социология (лекции)

Николай Семенович Федоркин

 

 

Лекция 1 19.02.09 Власть как общественное явление

  1. Понятие и основные подходы к власти
  2. Многомерная модель политической власти. Структура властных отношений
  3. Социальная общность как субъект политических явлений
  4. Механизмы политической власти

 

Понятие Власть (arche) зародилось в Греции.

 

Власть (над природой) -

Власть (политическая) – власть, которая пронизывает все отношения в социуме. Это субъект – субъектные отношения.

 

Политическая власть – субъектно – субъектное взаимодействие, посредством которого один из S достигает поставленных целей, используя ресурсы.

 

Поведенческая революция середины XX века

Власть стала рассматриваться как особый вид поведения.

Политическая власть – система политических институтов

 

Н.Макиавелли можно считать родоначальником политической социологии.

 

Власть как система.

 

Стремление к власти заложено в природе человека.

 

Политическая власть, по Пилассу(?), возникает только при взаимодействии.

 

Политическая система.

  1. Субъект – субъектное взаимодействие.

Субъекты в политике: личности, индивиды, соц. Группы, политические и социальные институты

 

  1. Ресурсы:

-утилитарные (экономические). Русская интеллигенция. У Лаврова эти ресурсы могут быть использованы для подкупа целых слоев населения.

-силовые

-правовые

-информационные. Используется для мобилизации, для манипулирования общественным мнением.

-демографические

 

  1. Система ценностей:

Политические режимы

 

Политический процесс –

Вопрос. Социальная общность как политический субъект

 

 

Вопрос. Механизмы политического властвования.

 

3 уровня в политической системы

 

1) Господство и подчинение

 

3 типа государства Вебера:

    • традиционное. На основе менталитета
    • харизматический тип. Абсолютное доверие общества своему рациональному лидеру. Возникает в переломные моменты.
    • Рациональный тип. Основан на убеждении

 

2) Контроль влияния

 

Элитийская. Контроль получает элита, а влияния на эту элиту почти нету.

 

3) Уровень управления и давления

 

Легальность и легитимность политической власти.

 

 

Лекция 3. 26.02.09

 

Политическая система

 

 

  1. Понятие, структура и функции политической системы
  2. Понятие среды политики и его методологический смысл. Внесоциальная и социальная среда политики.
  3. Механизм функционирования политической системы. Политическая система как объект в социологии политики.
  4. Типология политических систем

 

Структура властных отношений – многомерное явление. Включает в себя субъект -субъектные взаимодействия.

 

Организационные основы политического процесса

Становление теорий – ответ на социально-экономическую и политическую обстановку в обществе.

 

Политическая система, это понятие связано с Богдановым, Малиновским и др.

Основание этого понятия и учения о политических системах в основе у Т.Парсонса.

Социальная система обладает определенными функциями:

 

  1. Адаптация
  2. Целедостижение
  3. Целеинтеграция
  4. Поддержание модели

 

Эта система имеет границы, вход, конверсию, обратную связь и выход.

 

Девид Истен является родоначальником теории политических систем. Написал работу “Политическая система”, 1951г.

Алмондовская модель отличается от модели Истена.

 

В чем различие социальной системы от политической системы. Истен писал, что в политической системе должны быть заложены какие-то принципы которые должны быть основаны и заложены в большую теорию.

 

Система у Истена рассматривается как политическое взаимодействие, которое вызывает последствия. Какие последствия? 2 задачи:

 

  1. Доступ и распределение ресурсов.
  2. Убедить граждан в том, что это нормально, что все так и должно быть.

 

Политическая система – это развивающийся, саморегулирующийся организм, активно реагирующий на импульсы извне, посредством которого происходит распределение материальных и духовных ресурсов и снимающий конфликтную ситуацию.

 

Структура политической системы.

 

Между государством и обществом существуют различные институты, в т.ч. политические партии (на уровне требований).

Когда требования попадают в конверсионный ящик (а это различные институты, например парламент), то там начинается борьба за разработку, реализацию того или иного закона.

 

Недостаток заключался в том, что это именно модель.

 

Алмондовская теория

Алмонд считается в истории современной политической науки, политической социологии крупнейшим классиком, который специализировался в области политической культуры.

 

Ушел от многих традиционных понятий, которые работали в политической теории.

Ввел понятия роли (к примеру судья), структуры (суд), функции (власть).

 

Алмонд проработал модель политической системы на пошаговом уровне. У него было 4 функции на входе и 3 на выходе. Функции:

 

На входе:

 

  1. Социализация (включение в политические отношения)
  2. Артикуляция
  3. Агрегация
  4. Разработка, принятие определенностей на определенном этапе

 

 

На выходе:

 

  1. Закон (создание)
  2. Как реализуются эти законы
  3. Как контролируются эти законы

+ обратная связь

 

 

Система К.Дойча (на лекции не было)

 

Лекция 4

Конверсионный процесс. Индикаторы:

 

  1. Как происходит формирование, артикуляция мнений в обществе. На уровне интересов (индивиды и группы индивидов), на уровне институтов (политических партий), на уровне слухов (разговоры на кухне). Как происходит процесс артикуляции, как реагирует власть на запросы общества при определенных условиях.
  2. Как агрегируются эти интересы, как они формируются и во что. Политические партии как социально-политические институты опосредования требований общества. Формирование федеральных программ, региональных программ, подача ресурсов под них.

 

Далее индикаторы и 3 момента: как разрабатываются законы, как выполняются и как контролируются.

 

  1. Как в данной политической системе разрабатываются нормы, законы. Законы принимает парламент, рассмотрение этого уровня политической системы.
  2. Как законы выполняются
  3. Как контролируется выполнение законов?

__

  1. Как в совокупности работает конверсия во власти?

 

Процесс политической социализации. Рекрутирование граждан.

 

Лекция

Социальное представительство и политическая стратификация

 

  1. Понятие, механизмы и типы социального представительства
  2. Понятие политического рынка и его методологический смысл
  3. Теории социальной и политической стратификации Маркса, Вебера, Сорокина, Бурдье

 

 

  1. Понятие, механизмы и типы социального представительства

Идеи Платона и Аристотеля. Их деление общества на классы.

 

Социальное представительство. Представляются права, возможности отдельных субъектов, которые представляются другому субъекту для представления интересов первых субъектов.

 

Процесс представительства интересов связан с тем, что люди по разному относятся к политике. В обществе существует группа людей (~20%), которые не интересуются политикой.

 

Виды социального представительства:

 

  1. Узурпация власти
  2. Монархия. Король отражает интересы всего населения, нации.
  3. Делегирование властных полномочий. Один S политических отношений передает свои властные полномочия другому S на разных уровнях власти.
  4. Нетрадиционная форма представительства. Жубей (женился на дочери Хрущова). Фактически стал управлять страной на ровне с Хрущевым.

 

2 вида представительства:

 

  1. Снизу. Когда формируется политический институт. Наши требования от общности, в которой мы состоим, передаются политической партии.
  2. Сверху. Президент делегирует полномочия премьеру, премьер – министрам, министры – своим полномочиям.

 

Идентификация на уровне формирования политических институтов, на уровне политических представительств снизу вверх мы ставим проблему социальной общности, которую мы представляем.

 

2 вопрос. Политические представительства фактически действуют на рынке.

 

Типы представительств

 

Индивидуальное представительство

Представительство от общности

Представительство от институтов опосредования (политических партий)

 

Понятие “ политический рынок ”.

 

 

3 вопрос. Социальная и политическая стратификация.

 

Марксистская концепция стратификации

Охватило период жизни общества в конце 19 века. Маркс обратил внимание и создал свою концепцию общественно-политического развития на основе других теорий. Маркс рассматривал свою теорию не для России, а для западных капиталистических стран.

 

Учение об общественно-экономической формации.

Каждая формация определяется своим способом производства. Существуют производительные силы, которые обуславливают характер производственных отношений

 

В каждой формации он выделял четко классы. В каждой есть свои классы, которые определяют способ производства

 

Рабовладельческая: рабы – рабовладельцы

Феодалы и вассалы

Капиталисты и рабочие

 

Ленин определял класс – это большие группы людей, различающиеся по их месту по исторически определенному месту в производстве труда…

 

Плеханов

 

В марксизме общественное бытие лишь в конечном счете определяет общественное сознание.

 

Марксистская теория была научной теорией классификации для своего исторического времени. Потом пришло другое время, которое выявило недостатки марксистской теории.

 

Теория стратификации М.Вебера

Вебер не отрицает значение экономического класса. Но помимо экономической формы стратификации он вводит еще 2 дополнительные формы:

 

  1. Престиж
  2. Партии (Власть)

 

Вебер посмотрел на общество как на многомерное пространство. Во многом дополнительные формы определяют и политическую стратификацию.

 

Политическая стратификация это тоже дифференциация индивидов, в результате которой появляются политические иерархии.

 

Класс у Вебера это состояние души на рынке, это размытое понятие, а не как у Маркса, жесткое отношение к классу, через отношения собственности.

Класс как совокупность людей, которые имеют сходные “жизненные шансы”.

 

Вебер говорит, что партии могут быть по религиозному, территориальному и другим признакам.

 

 

Концепция Сорокина

Ввел понятие социального пространства, социальная мобильность. Ввел массу признаков, форм для стратификации. В целом выделял 13 признаков. Основные группы:

 

  1. Экономическая группа признаков
  2. Политическая группа признаков
  3. Профессиональная группа признаков

 

Эти группы (пирамиды) пересекаются между собой.

 

Концепция Бурдье

 

Его концепция вытекает из реальной практики. Говорит об отсутствии общественного мнения.

 

Берет у Сорокина понятие социальное пространство. Это пространство стратифицировано, представляет собой некие поля (экономическое, социальное, политическое, символическое). Они находятся между собой во взаимодействии.

Вводит понятие агентов

Вводит понятие практики

Вводит понятие габитуса.

 

Общественное пространство состоит из неких полей. Понимал класс как группу людей, которую можно мобилизовать на политическую борьбу.

Понятие габитуса и классового сознания очень близки. Класс формируется благодаря габитусу, в результате сближения личностей.

Лекция

2.04.09

 

Продолжение прошлой лекции

Массовое сознание один из уровней политического сознания.

 

Механизмы появления общественного сознания это, прежде всего, межличностное общение, межгрупповое общение. Далее институты гражданского общества, негосударственные институты и др.

 

Функционирование общественного мнения

 

Политическая социализация и политическая культура

 

  1. Понятие и основные концептуальные подходы к исследованию политической социализации. Политическая социализация как механизм формирования политической культуры
  2. Стадии, агенты и факторы политической социализации
  3. Особенности политической социализации в транзитных странах.
  4. Соц. Методики исследования политической социализации и формирования политической культуры.

 

Массовое сознание определяет тип политической культуры в стране. Потому что в связке рациональное, эмоциональное и волевое, массовое сознание занимает в пространстве политической системе главное (место?).

 

Политическая социализация – это включение граждан в политическую систему и политическую культуру. Это механизм функционирования политической системы в полисе.

Существует много понятий политической культуры. Она одна из базовых категорий, институализирующих политологию и социологию политики. Стержнем политической культуры является политическое сознание.

Алмонд разрабатывает свое понимание политической культуры. У него политическая культура включает в себя гносеологический аспект (отношение индивидов и социальных групп к политической системе на уровне знаний, правил игры, информированности об этой системе – рациональное; эмоциональное; оценочное).

Политическое поведение + политическое знание = политическая культура.

Третья точка зрения, что надо включить в политическую систему культуру политических институтов.

Политическая культура – это система относительно устойчивых и репрезентативных ориентаций, суждений, оценок, мнений относительно политической системы, модели политического поведения индивидов и групп, а также модели функционирования политических институтов и составленной ими политической системы, обеспечивающей [система] воспроизводство и производство политической действительности.

Алмонду принадлежит типология политической культуры. Он выделял 3 типы политической культуры:

 

  1. Патриархальная, традиционная. Роли в политике не определены, интереса к ней не существует. Характерно для средних веков. Люди ничего не ожидают от политического процесса ничего, они просто подчиняются.
  2. Подданническая культура. Роли определены, она характеризуется умонастоением гражданина больше быть подданным, нежели гражданином.
  3. Активистский тип политической культуры (участие). Отношение к политической системе идет на уровне хорошей информированности, со своей определенной системой убеждений, со своей идентификацией в политическом процессе.

 

Активистский тип как идеал. Реальностью является гражданская культура.

Гражданская культура – это синтез всех трех типов. По сути гражданин

 

Резерв влиятельности – это возможность гражданина влиять на ситуацию. Мобилизация гражданина и его окружения на определенные политические цели.

 

Политическая социализация

Выделяют несколько стадий политической социализации:

 

  1. Детский возраст. До 10 лет
  2. Подростковый возраст. 11-14 лет
  3. Старшеклассники. 15-17 лет
  4. Молодежь. 18-29(30) лет. До 25 лет происходит становление личности индивида. Личность – совокупность социальных качеств.

 

Первое представление о политике на уровне “вот так вот надо делать” ребенок получает с 4 лет.

С 7 лет начинается персонизация. Ребенок начинает понимать, что помимо близких есть еще и правящие люди.

 

Большое влияние имеет субкультура

 

Агентами политической социализации являются семья, дошкольные заведения, школа, армия, ВУЗы.

 

СМИ

 

 

 

 

9.04.09

Социология выборов

 

  1. Выборы как социально-политический институт и его функции. Место избирательного процесса в структуре политического процесса.
  2. Понятие и основные этапы избирательной компании. Методы социологического сопровождения избирательного процесса.
  3. Мониторинг избирательной компании. Особенности проведения избирательной компании

 

Выборы – социально-политический институт, функционирующий на основе законодательства, который легитимирует политическую власть.

 

3 типа сложившихся избирательных систем:

 

  1. Мажоритарная. Система большинства. Кто получил большинство, тот получает все.
    1. Относительное большинство. 50%+1
    2. Квалификационное большинство. 2/3
  2. Пропорциональная. По определенным правилам, прописанных в избирательном законодательстве, распределяются места.
  3. Смешанная.

 

Избирательная система имеет свою структуру. В него входит:

 

  1. Избирательное право – система норм и процедур организации и проведения избирательного процесса.
  2. Избирательная компания кандидата

 

Избирательная компания. Структура процесса прописана в законе.

Формальное и неформальное понимание избирательной компании.

 

Неформальные избирательные компании проводятся за полтора года (условно) всеми возможными способами, чтобы о кандидате узнали. Есть несколько этапов:

 

  1. Предварительный. Год.
  2. Второй. Человек становится уже известным. Можно начинать избирательную компанию за 6-8 месяцев.
  3. Предвыборная борьба. В рамках идеального представления закона
  4. Подведение итогов.

 

3 показателя, которые являются важнейшими индикаторами выдвижения:

 

  1. Известность в данном избирательном округе
  2. Готовность голосовать за этого человека
  3. Оценка этого человека с т.з. положительного отношения к нему.

 

Социальный паспорт это фактически справочник по социальным, политическим, экономическим и географическим особенностям данной территории. По большому счету дается широкая характеристика того или иного района. Это важнейший документ предварительного этапа, является основой для разработки будущей стратегии предвыборной компании.

 

Проводятся базовые исследования

Проводятся фокус-группы.

 

Проводится аналитическая работа

 

Система мониторинга

 

Делаются как минимум 2 социологических мониторинга. Максимум 10-12 вопросов. Это вопросы известности, доверенности, их динамики. Известность быстро растет, а доверие не так быстро. Если доверие под 30-40% то это говорит о хороших шансах.

 

Мониторинг по телефону

 

Мониторинг на выходе с избирательного участка.

 

 

 

Лекция пропущена

 

 

23.04.09

 

Социология политических элит

 

Власть достойнейших. Платон, власть у философов.

 

Парето, Моска, Михельс.

 

Точки зрения

 

  1. Ценностный подход.
  2. Антиметрический. Высший слой в политической структуре субъекта. Политическая система существует, и там существует неравенство.

 

Противоположные точки зрения.

 

Если человек не мыслит системно, то у него всегда есть пространные рассуждений и отступления.

 

Политическая элита. Это понятие очень широкое.

Политическая элита – это

 

Б.Н.Ельцин. Понятие “семибоярщина” на втором сроке Ельцина. Эта семибоярщина привела к появлению понятию политическая семья (Березовский и т.д.). Это институт, который принимал государственные решения.

 

В политическую элиту входят люди, отдельные институты, которые могут прямо или косвенно влиять на выработку государственного курса, на принятие государственных решений.

 

Правящий круг – очень узкий круг людей, которые входят в структуру полит. Системы и принимают непосредственное участвие в разработке и реализации государственного курса. Возможности правящей группировки колоссальны.

 

3 составляющих политики.

 

  1. Правящая политическая элита
  2. Бюрократия
  3. Общественность

 

Правящая политическая элита. Занимается формированием государственного курса и посредством инструментом управления, которым является бюрократия, она реализует свой политический курс. Необходимо учитывать и как относится к этому общественность.

 

Активная часть населения политического процесса, которая является исходной социальной базой политической элиты власти, для ее мобилизации.

 

Формальные и неформальные институты правящей элиты.

 

Функции властвующей элиты

 

  1. Разработка государственного курса. Это ее мощнейший ресурс.
  2. Реализация государственного курса через соответствующие инструменты.
  3. Обеспечивает стабильность функционирования политической системы
  4. Интегративная функция (?)
  5. Функция социального мониторинга.

 

Элиты могут делится на открытые и закрытые.

 

Каналы

 

  1. Идея представительства, т.е. выборов в органы власти.
  2. Родственные связи
  3. Профессионализм
  4. Территориальность

 

Бюрократия – это социально-профессиональная группа, специализирующаяся на управлении и монополизирующая властные функции в своих интересах.

 

Вебер. Теория рациональной бюрократии. Ее смысл в том, что:

 

  1. Этот инструмент исключительно эффективный. Он распределяет все функции управленческого механизма по кирпичикам.
  2. Строгая соподчиненность меньшинства большинству.
  3. Безличность отношений. Особый стиль. Бюрократия это еще и стиль управления.

 

 

30.04.09

 

В 1715 году в центральном и местном бюрократическом аппарате было 5300 человек, а в 1721 году их уже стало в 2 раза больше.

 

Существуют ли формы контроля за бюрократией?

 

Принято разделять формы контроля на внутренние и внешние (общественное мнение, группы интересов).

 

Форма контроля зависит от политического руководства.

Парламент остается одной из форм контроля.

Общественный контроль

 

Внешние функции

 

Корпоративная этика

Политическое лидерство – это феномен власти. Это политические отношения. Но этот феномен, имеет свою специфику, он формирует власть сверху вниз. Это может быть отдельный человек, так и какая-то группа.

 

Типы лидерства, типология лидерства (есть в учебнике).

 

Политический конфликт

  1. Понятие, структура, формы проявления и функции политического конфликта
  2. Основные стратегии проявления политического конфликта.
  3. Технологии разрешения политического конфликта.
  4. Методики исследования политического конфликта.

 

Конфликт - противоборство, противостояние двух или более субъектов взаимодействия по поводу потребностей, интересов, ценностей.

 

Политический конфликт – это противоборство двух или более субъектов политических отношений по поводу потребностей, интересов и ценностей, касающихся политических полномочий(?).

 

Структура политического конфликта:

 

  1. Субъекты политического конфликта
  2. Объект политических отношений (например, какой-либо закон)
  3. Предмет
  4. Повод, который является толчком для развития конфликтной ситуации.

 

Субъектом политического конфликта могут быть:

 

- политические лидеры

- политические институты

- политические организации

 

Функции стабилизации политической системы:

 

  1. Сглаживание напряженности
  2. Распределение
  3. Регулирование
  4. Реагирование
  5. Символизация (или сигнализация)

 

Порог толерантности.

 

Международные конфликты – это внешние конфликты. Внутренние конфликты имеют свои особенности. Он может развиваться по горизонтали, в отдельных институтах. Так и по вертикали, может быть конфликт, который приведет к кризису.

 

Конфликт публичен. Но есть и латентные конфликты.

 

Функции политического конфликта:

Положительные:

1) Один из клапанов для выпуска паров социальной напряженности

2) Эффективное развитие, а не привести к краху

3) Интегративная функция. Подключение социальной базы.

4) Омолаживающие действие на политическую систему

Но конфликт может привести к системному кризису.

 

Существуют следующие виды стратегий:

 

  1. Позиция политических элит как страусов. Политическая элита старается не замечать кризис, думая, что все рассосется))
  2. Позиция ястреба. Все конфликты, которые возникали на международной арене, необходимо решать с помощью силы.
  3. Позиция голубя. Дипломат.
  4. Стратегия компромисса. Стратегия согласия. Когда конфликт пытаются разрешить

Политическая социология (лекции)

Николай Семенович Федоркин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.213 с.)