Структурные изменения при переходе к рыночной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные изменения при переходе к рыночной экономике.



Либерализация, финансовая стабилизация и приватизация - три кита первого этапа рыночных реформ. Либерализация охватывает: переход к свободной торговле и свободным ценам; демонтаж планово-распределительной системы, иерархической структуры управления и переход к сетевой структуре договорных отношений; отмену монополий внешней торговли, открытие экономики; введение свободного рыночного курса национальной валюты взамен его государственного регулирования; обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.

Финансовая стабилизация предпологает приостановление инфляции после либерализации и стабилизацию национальной валюты. Она состоит в следующем: переходе к жестким бюджетным ограничениям на всех уровнях; создании налоговой системы и налаживании налогового администрирования; организации надежного контроля за бюджетными расходами; органичении денежной массы и переходе к рыночному формированию процентных ставок; организации надзора за коммерческими банками.

Приватизация призвана перенести ответственность и риск с государства на частных собственников, заменить большую часть государственной собственности частной, создать тем самым новую систему хозяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.

Первоочередные реформы: налоговая (создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы), отмена государственной системы регулирования оплаты труда.

Рост в России обеспечивало руководство коммунистических партий, которые гарантировали политическую стабильность и сохранение государственного регулирования. Реформы начались с предоставления большей свободы крестьянству, которое использовало ее в первую очередь для повышения своего крайне низкого жизненного уровня, реализуя прежде всего резервы более разумно организованного и интенсивного труда. Время господства коммунистического режима в жестких формах в России было сравнительно коротким.

 

Реформа ЖКХ и политика доходов

В кризис 1998 года люди страдали из-за потери доходов, работы, уверенности. Жильё, которое было у них, было их опорой. Решение правительства заключалось в том, что тарифы не повышаем или повышаем по минимальности, чтобы граждане могли укладываться. А потом организации стали пользоваться своим монопольным предложением. Так например тарифы ЖКХ с 1997 года по 2006 выросли в 13,7 раза, что в 2 раза превосходит рост инфляции и номинального располагаемого дохода.

Доля расходов на ЖКХ в бюджете д/х в России сейчас меньше чем во многих развитых странах, но это разница будет быстро сокращаться.

Тарифы ЖКХ регулируются директивно, при этом федеральный центр начал регулировать ЖКХ только с 2005 года.

Европейская норма для работы, чтобы накопить квартиру, если ничего не тратить, — 3–5 лет. В России — 16 лет, если сберегать 30 %, и 5,3 года, если вообще не есть. При этом у нас средняя площадь равна 54 квадратным метрам, но это только для молодожёнов без ребёнка.

Ставки процентов по ипотеке сейчас в 2 раза больше потребительской инфляции.

К 2018 году запланировано, что стоимость жилья снизиться на 20%, но если мы попытаемся вторгнуться на уже существующий рынок и попытаемся сломать сговор, который есть в регионах, сломать монополию на элитное жильё, то мы потерпим крах. Если мы хотим более дешёвое жильё создать, то бессмысленно вторгаться. Надо создать рынок жилья эконом-класса. Это попроще, но со всеми европейскими удобствами, просто строим из дешёвых материалов, но людям трудно доказать, что дешёвое жильё — это реалия.

 

Билет 25

План действий правительства Гайдара

Ядро группы единомышлинников ("команды Гайдара") составляли Александр Шохин, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.
В конце ноября 1991 г. Гайдар изложил план первоочередных действий Российского правительства по стабилизации экономического положения: стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе, "отпуская" цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики. При этом Гайдар выразил надежду, что в результате проводимых правительством мероприятий к концу года рост цен замедлится до нескольких процентов в месяц, курс рубля стабилизируется, возникнут "объективные предпосылки" для притока в экономику России иностранных инвестиций.
Однако приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 г. Либерализация цен сразу привела к заметному ухудшению материального положени населения. В средствах массовой информации стали появляться призывы к смещению правительства, поддержанные некоторыми видными политическими деятелями (включая вице-президента Александра Руцкого и Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова).

Дополнительно инф-ия из учебника:
Когда затем в ноябре 1991 г. в Правительство России вошел Е.Т. Гайдар, он как бы демонстративно игнорировал призывы к тому, чтобы представить программу: дескать, уже напрограммировали достаточно. Начиная с сентября команда Гайдара в Архангельском, работавшая на 15-й даче (команда "500 дней" работала там же на 6-й даче), готовила сразу тексты указов, законов, постановлений. Кроме них было только два кратких документа: "Стратегия России в переходный период" и "Ближайшие экономические перспективы России".

Как пишут сами авторы этих документов, программа Гайдара даже по форме принципиально отличалась от других: она была «не гладким единым текстом, как бы предназначенным для издания книжечкой и вдумчивого неторопливого чтения, а набором отдельных документов (важнейшим из которых был концептуальный материал «Стратегия России в переходный период»), законопроектов, инструкций, расчетов и пояснительных записок к ним»*.
* Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 80–81.

Первый названный документ был скорее не программой реформ, а программой национальной государственности России. Она определяла курс на экономическую независимость России при "мягком" политическом союзе. Это было нечто принципиально отличное от идеи экономического союза.
Второй документ по сути констатировал, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство от рухнувшей экономики Советского Союза:
• инфляционного (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках);
• платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны);
• системного (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки)*.
* Экономика переходного периода. С. 101–102.

Тем не менее, когда к лету 1992 г. была подготовлена с активным участием Гайдара Программа углубления экономических реформ, он с удовлетворением прихлопнул ладонью по толстому тому: теперь никто не скажет, что у нас нет программы.
Но это было уже другое время. Рыночные реформы осуществлялись полным ходом.
Таким образом, формирование программы реформ по сути завершилось составлением нескольких независимо разработанных вариантов (мартовская (1990 г.) программа Рыжкова, D-day, "500 дней"), каждый из которых признавал неизбежность в сложившихся условиях шоковой терапии, big bang, или радикального варианта. Его-то и реализовал Гайдар.

Инновационная экономика.

В 1985 году производство составляло треть ВВП, а в 2003 - одну пятую. Это связано с кризисом и появлением более иновационных отраслей, которые оттянули на себя занятость. Сокращение доли промышленности шло в направлении приближения к структуре экономики США: снизилась по ВВП доля промышленности и сельхоза. Торговля и финансовая деятельность существенно выросли.
Первая задача напрямую связана с переходом России к иновационному типу развития (в противовес мобилизационному типу, который сегодня уже невозможен), а в чисто экономическом плане - с переходом к "экономике знаний", которая определяет сегодня развитие постиндустриального мира.

 

Исходные посылки для обсуждения роли государства в экономике (инфа из прошлогодних лекций)

Вопрос—может ли государство своими действиями привести к процветанию экономики.

Есть следующие посылки:

• Государство в экономике присутствует всегда, оно выполняет функцию ночного сторожа — блюстителя правил и законов, без которых не будет рынка.

• В разных странах роль государства в экономике различна, и эти различия определяются различием состава и объёма государственных функций. БОльшую роль играет бюрократия и желание захватить и оттянуть побольше ресурсов.

• Практическая политика не может строиться на одной доктрине. На каждом этапе развития выдвигается своя какая-нибудь доктрина. Меркантилизм, физиократия, либеральный порядок. Целая группа мыслителей говорила, что если не вмешиваться, то тогда при наименьшем вмешательстве стимулы продавцов и покупателей приведут к наибольшим успехам. Это распространялось и на внешние связи, в частности, принцип laissez-faire. Эта политика пошла со Смита, Локка, Юма, и она иссякла только накануне Первой мировой. Первой мировой войне причиной было то, что Германия накапливала силы, сокращала отставание, планировала передел мира, а мир был поделён колониальными державами. Перед Первой мировой в политическом плане центрально европейские страны были самыми либеральными, как это ни странно. Эти споры продолжаются и до настоящего времени: посмотрите на работу Стиглица. Он в этой книге критикует либеральное крыло и подчёркивает дирижистские мотивы. Если же вспомнить имя Кейнса—сторонника дирижизма—то выяснится, что «новый курс» был не знаком с именем Кейнса, и надо было просто опираться на профсоюзы для создания рабочих мест. Рузвельт стал почти что социалистом. Американский либерал—это тот, кто заботится о бедных. Ясин одно время работал со Стэнли Фишером, который был распределителем мирового фонда. Ясин предложил Стэнли встретиться с каким-то экономистом, а тот не согласился, сказал, что он слишком напряжённый. Кризис последний произошёл не совсем из-за того, что были либеральные доктрины. Нынешний кризис обусловлен неправильной дирижистской политикой Алана Гринспена, который долгое время председал в ФРС. Его политика—основа кризиса—заключается в том, что он хотел содействовать экономическому росту путём увеличения ликвидности. А либерализм опирается на монетаризм, предложение должно соответствовать спросу.

Итак, есть какие-то теории, такие-то практики, и мы должны сами принять решение, какие положения из ассортимента доктрин годятся. Пример: кризис в 90-е случился из-за либеральной доктрины, которая сотворяла рыночную экономику. Плановая экономика—это полное отрицание рыночного регулирования. Потом кончился трансформационный кризис, он кончился кризисом 1998 года. Надо было строить институты рыночной экономики, которые нельзя было построить во время кризиса, ибо в 1990-е создали что-то базовое, и то несбалансированное. Возникла задача перестройки структуры экономики. Поэтому опираться только на свободного рынка нельзя,—говорит нам свободный либерал Ясин. Он предостерегает: не надо быть доктринёром! Общество часто сталкивается с проблемой: либо мы научимся, либо будем только нефть и газ продавать, существуя и отставая.

При этом Ясин не одобряет политики Путина. Создавая сильные государственные институты, он способствовал созданию бюрократии и коррупции. В последних статьях В. В. П. полно либеральных идей, но мы теперь сталкиваемся с новой проблемой: придётся либерализовать всё после 12 лет государственных корпораций и экспроприации нефтегазовой промышленности.

• Оптимальный размер государства зависит от условий, стадии развития страны, позиции относительно других стран, особенностей культуры. Сейчас просто модны разговоры, что Запад клонится к упадку, а Китай — это сила. Но у них 200 млн человек — это аграрное перенаселение. Но она исчерпала себя; рабочая сила уехала в города, подорожала, а дешёвая рабочая сила была главным двигателем Китая. Если мы хотим воспользоваться китайским опытом, то нас с ним, кроме гигантской бюрократии, ничего не объединяет. Во времена Сталина можно было вытягивать из деревень, чтобы производить алюминий на берегах Енисея а теперь их придётся вырывать с других предприятий.

 

Билет 26

32.Либерализация цен и свобода торговли. Демонтаж планово-распределительной системы. (закреплено за 3103)

70. Конкурентоспособность (КС) как национальная задача. Структура проблемы.

Национальная конкурентоспособность обеспечивает: экономический рост, доходы, занятость.

Факторы КС на национальном уровне: Макроэкономическая стабильность, право и институты, воспроизводство человеческого капитала.

На КС оказывает воздействие отраслевая специфика, плюс

Факторы, зависящие от предприятий: Управление издержками, технологии, менеджмент, финансовая конкурентоспособность. -> производительность

КС на отдельных рынках определяется рыночной долей, рентабельностью и эластичностью.

Внешняя КС позволяет решить проблемы платежного баланса, признание страны на различных рынках, способность рассчитывать на доходы и кредит

Внутренняя определяет уровень жизни людей и занятость.

Конкуренция: ценовая (продвижение товара посредством более низкой цены) и неценовая (за счет качества и надежности). На национальном уровне конкурентоспособность определяется микроэкономической средой, деловым климатом и законодательством.

Наша слабость – мы не умеем производить высокотехнологичные товары. Зависимость от поставки технологий из-за рубежа. С 2005 по 2009 доля предприятий с иностранным участием в высокотехнологичных областях выросла в 7-8 раз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.203.230 (0.02 с.)