Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История применения психологических знаний в медицине
Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека. Значение психологии для медицины было осознано достаточно давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем "Трактате о душевных болезнях" писал, что психиатрической больницей должны руководить врач, администратор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологической компетенции (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 20). С XVTII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине. В XIX столетии интерес ученых к психике как нормального человека, так и соматического и психически больного непрерывно возрастает. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психологии для анализа сложных нарушений психики человека. В 1834 году известный невролог Фридрайх опубликовал "Систематический указатель литературы по врачебной и судебной психологии". В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапии. В середине века появляется "Медицинская психология" Лотце, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием "Психологическая медицина". Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психиатрии того времени (Лебединский, Мясищев, 1966, с.22). Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет медицинской психологии (см.: Лебединский, Мясищев, 1966, с.22). Большой интерес представляли работы П. Жане, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы Принс по проблеме подсознательного. П. Жане принадлежит книга "Медицинская психология", в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтический опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из первых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиатра Г. Штерринга "Психопатология в применении к психологии".
Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. Фрейд, Э. Кречмер, В. М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине становились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин и многие другие медицинские психологи. Практическая работа психологов в медицине связана была, прежде всего, с разработкой и применением методов психодиагностики (в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологи-ческого изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психологи-ческое исследование душевнобольных. Основными методами психотерапии были суггестивные, психологические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или гипноза. Под психологическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией (там же, с.419). В начале XX века сформировалось новое направление психотерапии, созданное Фрейдом, — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимущественно клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впоследствии некоторые частично разошлись с ним во взглядах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известными из них были А. Адлер и К. Г. Юнг. В 1920-х годах появился ряд важных публикаций по медицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера. Выдающемуся немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежал один из первых учебников по медицинской психологии, впервые изданный в 1922 году, неоднократно переиздававшийся в Германии, России и других странах (Кречмер, 1998). Этот учебник сослужил хорошую службу психиатрам и специалистам-психологам и стал на многие годы образцом систематизации медико-психологических знаний в единстве теории и практики. Исходя из интересов практиков, он основательно разработал раздел о психологических методах исследования (медико-психологической экспертизе) и описал основные методы психотерапии.
В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. С 1890 года под руководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиатрической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках были открыты в 1885 году в Казани В.М. Бехтеревым, в 1886 году в Москве С.С. Корсаковым. Затем появились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др. (Зейгарник, 1999, с.9). Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внес огромный вклад в развитие медицинской психологии в России. Практическая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его деятельности. В то же время огромен его организаторский вклад в развитие клинической психологии в России. В 1907 году Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследователь-ских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот момент. Работа этих институтов была продолжена после революции. В 1920-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Ще-лованов. Вторым центром, в котором развивалась медицинская психология, была психиатрическая клиника С.С. Корсакова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 года вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А. Токарский (Зейгарник, 1999, с. 13).
Интенсивные экспериментально-психологические исследования проводились в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя традиции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрической клинике (там же, с. 15). Большая практическая психологическая работа проводилась советскими психологами в медицинских учреждениях во время и после Великой Отечественной войны. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых солдат с травмами головного мозга. Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психических функций, их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработка системы методов нейропси-хологической диагностики позволили создать новую отрасль научной и практической психологии — нейропсихологию. Во второй половине XX века расширилась сфера практического применения психологических знаний в медицине. Практическая психология стала обособляться организационно. Во многих странах были открыты институты практической психологии и созданы свои психологические службы. В них стали работать профессиональные практические психологи, которые получили образование на факультетах практической психологии в высших учебных заведениях или на специальных краткосрочных курсах. К сожалению, послереволюционная политическая история России оказала неблагоприятное влияние на развитие такого важного практического направления в отечественной медицинской психологии как психотерапия. Влияние коммунистической идеологии, длительная изоляция российской психотерапии от ведущих ее направлений в других странах, тенденция к биологизации медицины явились причиной разрыва в уровне развития отечественной и западной психотерапии. В середине 1960-х — начале 70-х годов этот разрыв начал сокращаться благодаря введению в учебных заведениях специализации по медицинской психологии и началу активного межинститутского сотрудничества с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами. В создании отечественной психотерапии важную роль сыграли ученые Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и исторически связанные с ним коллективы Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а также Московский и Харьковский институты усовершенствования врачей (см. Карвасарский, 1998, с.7).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.005 с.) |