Можно ли по результатам спецоценки снизить класс (подкласс) условий труда и если Да, то в каком порядке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли по результатам спецоценки снизить класс (подкласс) условий труда и если Да, то в каком порядке.



Ответ: Да, можно.

Обоснование: Возможность и условия снижения класса (подкласса) условий труда на рабочих местах установлены в ч. 6 - 8 ст. 14 Закона N 426-ФЗ и п. 94 Методики проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) (далее - Методика проведения специальной оценки условий труда).

Процедура снижения класса (подкласса) условий труда определена, в частности, Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, которая утверждена Приказом Минтруда России от 05.12.2014 N 976н в соответствии с ч. 6, 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ.

 

В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - декларация) (ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.

В каком порядке осуществляется декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

 

Применение результатов специальной оценки условий труда

 

Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

1) перечислять в ПФР дополнительный страховой взнос за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (п. 7 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Такой страховой взнос применяется с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, страховой взнос по дополнительному тарифу подлежит уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579);

2) предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например: сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 147, абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 ТК РФ);

3) обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 3 ст. 7 Закона N 426-ФЗ);

4) предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);

5) проводить мероприятия по улучшению условий труда работников (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ), например: модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности (п. п. 1, 4 ст. 7 Закона N 426-ФЗ):

1) осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;

2) проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне.

 

Связанные вопросы

Кому устанавливается сокращенный рабочий день

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Какова продолжительность дополнительного отпуска у работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

 

Участники специальной оценки условий труда

 

1.2.1. Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

1.2.2. Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним >>>

1.2.3. Работники. Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

1.2.4. Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников). Права и обязанности при проведении специальной оценки >>>

 

Работодатель. Права и обязанности при проведении специальной оценки

 

Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели - физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе (ч. 1 ст. 4, ст. ст. 19, 26 Закона N 426-ФЗ):

- требовать от организации, проводящей специальную оценку, представить документы о соответствии ее установленным в ст. 19 Закона N 426-ФЗ критериям, а также обосновать результаты проведения спецоценки (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- проводить внеплановую спецоценку в установленном Законом N 426-ФЗ порядке (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- обжаловать в установленном ст. 26 Закона N 426-ФЗ порядке действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

В рамках своих обязанностей по обеспечению проведения специальной оценки работодатель (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона N 426):

- образует комиссию по проведению специальной оценки, а также утверждает график проведения оценки (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ);

- заключает гражданско-правовой договор с организацией, проводящей специальную оценку (далее - специализированная организация) (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ);

- обеспечивает проведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

Продолжение перечня

- предоставляет специализированной организации необходимые сведения, документы и информацию, а также разъяснения по порядку проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- не совершает преднамеренных действий по сужению круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении спецоценки условий труда и влияющих на ее результат (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- в письменной форме знакомит работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- предоставляет работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ);

- проводит мероприятия по улучшению условий труда (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

 

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными обязанностями, предусмотренными в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.

В каком порядке проводится специальная оценка условий труда

 

Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации). Требования и ограничения, предъявляемые к ним

 

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона N 426-ФЗ).

Специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) основной вид деятельности (один из видов деятельности) по уставным документам - проведение специальной оценки условий труда (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

2) наличие в штате не менее пяти экспертов с сертификатами на выполнение работ по специальной оценке. По крайней мере один эксперт из их числа должен иметь высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ);

3) наличие в структуре испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 426-ФЗ).

Организация, которая отвечает указанным требованиям, подает заявление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации Минтруд России направляет специализированной организации соответствующее уведомление (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599). Допущенной к деятельности по проведению спецоценки организация считается с даты принятия указанного решения (абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599). В реестр сведения об организации вносятся в течение трех рабочих дней с указанной даты (п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

Работодатель может удостовериться в том, что выбранной организации разрешено проводить спецоценку, ознакомившись со сведениями из реестра или с представленным организацией уведомлением Минтруда России (п. п. 11, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

Реестр является открытым для всех заинтересованных лиц источником информации. Плата за внесение в него сведений не взимается (п. п. 26, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

В реестре указываются наименование, сведения о местонахождении специализированной организации, ИНН, ОГРН и другая информация, в том числе данные о приостановлении (возобновлении, прекращении) деятельности в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 4 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599).

www.rosmintrud.ru - официальный сайт Минтруда России. С реестром организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно ознакомиться в разделе "Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

Специализированная организация должна обеспечивать исполнение своих обязательств в случае причинения ущерба работодателю-заказчику при проведении специальной оценки условий труда. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности (ст. 23 Закона N 426-ФЗ).

К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии упомянутого сертификата на выполнение работ по спецоценке предъявляются следующие требования (ч. 3 ст. 20 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614):

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по спецоценке;

3) наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.

Сертификат эксперта выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на пять лет (п. п. 1, 3, 27, 28, 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614). Форма сертификата утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 32н.

При смене фамилии, имени, отчества эксперту выдается новый сертификат, в случае утраты, порчи (повреждения) сертификата выдается его дубликат, на котором проставляется штамп "дубликат" (чернилами синего цвета). Такой вывод следует из анализа п. 2 Приложения N 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н, п. п. 37 - 39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

По решению Минтруда России сертификат эксперта может быть аннулирован. Перечень случаев, в которых это происходит, установлен в п. 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614.

Не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи сертификата (его дубликата) или его аннулирования соответствующие сведения вносятся в реестр экспертов организаций (ч. 5 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. п. 3, 4 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н). Этот реестр формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов организаций будет размещен на сайте Минтруда России в открытом доступе. Плата за ознакомление со сведениями реестра взиматься не будет (ч. 6 ст. 21 Закона N 426-ФЗ, п. 6 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 32н).

Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона N 426-ФЗ). В связи с этим спецоценка не может проводиться (ч. 2 ст. 22 Закона N 426-ФЗ):

- должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих надзор (контроль) в установленной сфере деятельности и проведение государственной экспертизы условий труда;

- организациями, руководители (должностные лица) которых являются учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

- организациями, руководители (должностные лица) которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

Продолжение перечня

- организациями в отношении:

а) юридических лиц (компаний-работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка и для которых такие организации являются учредителями (участниками);

б) дочерних обществ, филиалов и представительств юридических лиц (компаний-работодателей), указанных в п. "а";

в) юридических лиц (компаний-работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

- экспертами, являющимися учредителями (участниками) организаций-работодателей, рабочие места которых подлежат специальной оценке, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций-работодателей, отвечающими за организацию и проведение специальной оценки;

- экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций, ответственными за организацию и проведение специальной оценки.

 

Специализированная организация вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 19 Закона N 426-ФЗ):

- самостоятельно в соответствии с областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра).

Испытательная лаборатория (центр) должна иметь в наличии необходимое оборудование и средства измерений для проведения исследований (испытаний) и измерений, соответствующих ее области аккредитации (информация Минтруда России);

- с привлечением по гражданско-правовому договору других аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.025 с.)