Запишите изменённые предложения. Прилагательные разберите по составу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запишите изменённые предложения. Прилагательные разберите по составу.



 

Контрольные вопросы и задания

1. Каким способом образованы прилагательные молчаливый, подземный, неправильный? Какими способами могут образовываться прилагательные?

2. С помощью каких суффиксов образуются прилагательные со значением вещества, из которого состоит предмет? Приведите примеры.

3. Назовите как можно больше прилагательных с суффиксами -лив, -чив. Какие значения придают словам эти суффиксы?

4. Какие значения имеет суффикс - ист в словах каменистый (берег), задиристый (петух), росистый (луг). Приведите свои примеры.

5. Какие суффиксы обладают значением принадлежности? Приведите примеры.

6. С помощью каких суффиксов можно выразить а)неполноту проявления качества, б)высшую степень проявления качества? Приведите примеры.

7. Какие обобщённые значения могут придавать прилагательным приставки? Приведите примеры.

8. Какие приставки используются для выражения временного значения? Какие из них близки, противоположны по значению? Приведите примеры.

9. Какие приставки используются для выражения пространственного значения? Приведите примеры.

10. Какие приставки помогают выразить высшую степень качества? Приведите примеры.

11. Какие приставки служат для выражения отрицания качества? Приведите примеры.

12. Каким способом образовались прилагательные беззаботный, безударный, бесстрашный? Объясните правописание согласных в этих приставках.

 

Тема 5. Словообразование глаголов

5.1. Префиксальный (приставочный) способ образования глаголов

В русском языке глаголы образуются главным образом префиксальным способом. Всего в русском языке 26 глагольных приставок. Одна и та же приставка может выступать в нескольких фонетических вариантах. Например, приставка о-(об-, обо-): окрасить, обходить, обойти.

Каждая глагольная приставка имеет несколько значений. Например, у приставки пере- 9 значений. Вот некоторые из них: 1) движение через предмет (перепрыгнуть через лужу); 2) повторное действие (перечитать книгу ещё раз); 3) деление предмета на части (перепилить бревно пополам); 4) чрезмерная полнота действия (пересолить еду); 5) распространение действия на все предметы (перечитать все книги); 6) взаимное действие (с постфиксом ся-) (переписываться с родителями); 7)достижение победы, выигрыша (перехитрить всех).

Некоторые приставки, присоединяясь к глаголу, не вносят дополнительных оттенков значения слова, а меняют несовершенный вид глагола на совершенный: делать – с делать, печь – ис печь, писать – на писать. Такие приставки называются формообразующими.

Приставочные глаголы часто употребляются в переносном значении: во йти в положение, пере нести болезнь, о кинуть взглядом, у йти на пенсию.

Глаголы с приставкой в-/во-

Основные значения приставки:

1. движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить;

2. движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);

3. углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься, всмотреться;

Нормы управления:

Глагол + в + В.п.: войти в дом, вмешаться в беседу, внести мебель в комнату, вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию;

Глагол + на + В.п.: влезть на дерево, внести чемодан на пятый этаж.

Переносное употребление:

Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела

Вводить/ввести в заблуждение

Вносить/внести вклад

Вкладывать/вложить смысл, знания, силы, средства

У п р а ж н е н и я

 

1. Определите значение приставки в- в глаголах. Выделите словосочетания с этими глаголами.

 

1. У нас в о шло в традицию раз в 5 лет встр е чаться с одн о классниками. 2. Трудно вбить гвоз д ь в бетонную стену. 3. Мальчики с трудом въехали в гору на велосипедах. 4. М о лодого специалиста начальник ввел в курс дела, а коллеги пом о гали советами. 5. Оперу нужно воспринимать, вслушиваясь в каждый звук. 6. От о пление включили в середине октября.

 

Объясните правописание выделенных букв.

 

Прочитайте, вставляя нужные глаголы. Определите значение приставки в этих глаголах.

1. Молодая семья … в новую квартиру. 2. Дети не должны … в разговоры взрослых. 3. Девочка пожалела котёнка и … его в дом. 4. Бабушка … в рамку фотографию внучки. 5. Надо … телевизор: сейчас будут передавать последние новости. 6. Преподаватель … в положение студента и разрешил ему сдать экзамен досрочно. 7. Имя Юрия Гагарина … в историю космонавтики.

 

Д л я с п р а в о к: войти/входить, въехать/въезжать, вмешаться/вмешиваться, вставить/вставлять, впустить/впускать, включить/включать

 

3. Придумайте ситуации, когда можно употребить выражения ввести в заблуждение, внести вклад, войти в привычку, в историю, в курс дела.

Глаголы с приставкой вы-

Основные значения приставки:

1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицу из клетки), высыпать (сахар из пакета);

2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.

Нормы управления:

Глагол + из + Р.п.: выехать из Минска, выселиться из квартиры;

Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, вылететь в Москву;

Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из карманов;

Глагол + на + П.п.: выступить на конференции, на собрании;

Глагол + с + Т.п.: выступить с докладом, с речью, с предложением.

Переносное употребление:

Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)

Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)

Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки

Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым

Выйти/выходить замуж

Выйти/выходить из себя

У п р а ж н е н и я

1. Определите значение приставки вы- в глаголах.

 

1. В Третьяковской галерее выставлены произведения знаменитых художников. 2. Я выгляжу усталой, потому что плохо выспалась. 3. Сначала внимательно выслушай собеседника, дай ему высказаться, а потом задавай вопросы. 4. Уходя, выключайте свет. 5. Скоро выйдет из печати учебное пособие по словообразованию. 6. Мать вывезла ребёнка в коляске на прогулку. 7. Стиральная машина вышла из строя – надо вызвать мастера. 8. Сколько горя люди вынесли во время войны: голод, холод, страдания и смерть близких людей. 9. Когда читаешь новый текст, выписывай незнакомые слова и проверяй их значение по словарю. 10. Ты очень плохо выглядишь -- не выходи на улицу и вызови врача на дом. 11. Когда разговариваешь, вытащи руки из карманов.

 

Прочитайте словосочетания. Подберите к ним противоположные по значению.

 

О б р а з е ц: влезть в нору – вылезти из норы

 

Вв о зить в страну валюту -- …, впускать зрителей в зал -- …, вб е жать в аудиторию -- …, вт а щить чемодан в купе -- …, влить воду в чайник -- …, всыпать сахар в сахарницу -- …, включить пылесос -- …, въехать в гараж -- …, вк а тить к о ляску в подъезд дома -- ….

 

Объясните правописание выделенных букв.

Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

 

1. На этой машине ездить нельзя: она …шла из строя. 2. Этот фильм …шел на экраны год назад и сразу … шёл в число самых популярных кинолент. 3. Нужно сначала получить образование, а потом …ходить замуж. 4. Чуткий человек – тот, кто …ходит в положение других людей. Находчивый человек – тот, кто умеет …йти из трудного положения. 5. Каждое утро я …хожу из дома в восемь часов, а в полдевятого уже …хожу в здание университета. 6. Мы …дыхаем кислород, а..дыхаем углекислый газ. 7. Когда хлынул ливень, прохожие...бегали в магазины, подземные переходы, чтобы спрятаться от дождя, но всё равно …мокли до нитки.

 

Выпишите предложения, в которых глаголы употребляются в переносном значении.

Глаголы с приставкой вз-/вс-/взо-

Основные значения приставки:

1. движение вверх: взлететь в небо, вспорхнуть, всплыть (на поверхность вод);

2. нарушение состояния: взорвать, вскипеть, вскопать, взбить (крем).

Нормы управления:

Глагол + на + В.п.: взбежать на второй этаж, взобраться на гору, взлететь в небо;

Глагол + В.п.: вскипятить чай, взрыхлить землю, вскопать грядку, взбить крем.

Переносное употребление

Всходить/взойти (о посевах, о солнце). Рожь начала всходить. Скоро взойдёт солнце.

У п р а ж н е н и я

1. Прочитайте. Вставьте приставки в-, вы-, вз-.

 

1. Ранней весной мы …копали грядки, …садили луковицы тюльпанов в землю. Очень скоро наши тюльпаны …шли. Они …пустили зелёные стрелы. Потом из бутонов …глянули острые красные лепестки. Если внимательно …смотреться в эти цветы, увидишь, сколько в них свежей прелести.

2) …шло солнышко. …летела из улья за мёдом пчёлка. А вот появилась первая бабочка. Она …порхнула над цветком и начала пить сладкий сок. …бежали на работу трудолюбивые муравьи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.023 с.)