Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маленькие помощники (итоговое ЗАНЯТИЕ)



Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвое­ны каждым ребенком навыки, необходимые для развития понима­ния речи и стимулирования активной речи.

ЗАДАЧИ:

• воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых на­выков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взгля­дом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами;

• развитие понимания речи при практическом ознакомлении со способами действий с предметами и словами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т.д.), а также называю­щими сами предметы (например, молоток: тук-тук), их признаки (большой, маленький, мой, твой), местоположение в пространстве
(вверх, вниз, сюда, туда, тут, там, предлоги «в», «под»);

 

• развитие речеслуховой памяти и зрительного внимания при по­иске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памя­ти, что было спрятано и где, понимание вопросительных слов (где, куда?), указательных слов (вот, это);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструк­цию («Спрячь...»);

• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;

• стимулирование речевой активности ребенка в игровой ситуации (в том числе и путем совместного говорения слов (ребенком вместе с взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т.д.);

• умение выполнять действие по показу, по словесной инструк­ции в сочетании с указательным жестом, а также только по словес­ной инструкции;

• воспитание у ребенка контроля за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда, отрицательная частица «не», слово «нет»);

• умение самостоятельно ходить в течение длительного времени, присаживаться и подниматься, произвольно менять направление дви­жения;

• развитие точных и целенаправленных движений обеими руками.

Оборудование: несколько экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, некоторые из них отличаются друг от друга размерами (например, маленький и большой молоточки, резко контрастные по размеру, примерно в пропорции 1:3), две подушки, два музыкаль­ных шарика, два-три маленьких мячика, столик, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, на столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом одна подушка, другая подушка — на ковре, на расстоянии от стола примерно 1,5—2 метра.

Приглашаем в комнату двух детей и просим каждого спрятать под подушку по одному инструменту.

Речевые инструкции:

1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот сюда (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)».

2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон там (указа­ тельный жест на подушку, лежащую на столе)».

3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на предыдущих занятиях, но, как правило, она хо­рошо понимается детьми, так как связана с действием, которое они выполняют в бытовых ситуациях достаточно часто.) Такое же зада­ние дается и другому ребенку.

Когда предметы спрятаны, в комнату приглашается третий ребе­нок, как правило лучше всех понимающий речевую инструкцию или уже начавший говорить. (Если игра проводится с одним ребенком, то именно он и должен «прятать» предметы. Взрослый помогает ему «спрятать» игрушки, а потом и «найти» то, что нужно по ходу игры.)

Речевые инструкции:

4. «Ваня! Иди к столу. Посмотри. Видишь гвоздик? Сейчас мы будем его забивать. А где молоток?»

5. «Саша, где молоток? (обращаемся с вопросом к ребенку, спря­тавшему молоток). Вот молоток! Саша, дай Ване молоток».

6. «Ваня, возьми молоток. Забей гвоздик».

7. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью вызвать звукопод­ражание во время забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает "тук-тук". Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает "тук-тук"... А теперь еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает "тук-тук"».

8. Особое внимание в этой игре уделяется:

9. умению соотносить реальный предмет и его изображение на кар­тинке,

10.называнию предмета словом и соответствующим ему звукопод­ражанием,

11. пониманию детьми слов-действий.

Например, второй предмет (мячик) можно сначала не называть, а, показав одному ребенку его изображение, спросить: «Где это (ле­жит)? Покажи (или: «Найди»). Дай мне это». Игра должна проводиться очень динамично, следует постоянно «менять роли» участников (кто прячет, а кто ищет), менять предме­ты, которые прячут, и места, в которые прячут. Если в игре уча­ствуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной к ним речи, целесообразно использовать инструкции, регулирующие вы­бор больших и маленьких предметов: «Вот молоточек. Он малень­кий. А где большой молоточек?» Вполне допустимо просто поменять предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет «другая игра». Детей увлекает сам процесс «поиска». Следует посто­янно менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, надо обязательно использовать:

• «неправильные вопросы»; например, спрашивать/показывая на мячик: «Это молоточек? Этим можно забить гвоздик? Сделаем "тук-тук"? Послушай, это "тук-тук" (несколько раз ударяем мячи­ком по столу и ловим его с отскока)? Да?» Надо целенаправленно добиваться от детей употребления слова «нет», любого отрицатель­ного жеста руками или отрицательного движения головой;

• указательные слова «там, вот, тут, туда» и другие в сочетании с указательным жестом, а также поощрять детей к их использова­нию в игре;

• «незаконченные» фразы, которые ребенок может закончить, произнеся вместе с вами нужное звукоподражание.

Итоги этого занятия надо подводить индивидуально для каждо­го ребенка, оценивая у него:

1. состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2. состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками по уровням;

3. наличие жестово-мимических средств общения по уровням;

4. самостоятельную речевую продукцию, сопровождающую вы­полнение действий.

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».

Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально.

После проведения итогового занятия каждый ребенок, как пра­вило, уже хорошо усваивает слово «спрятали», но в его сознании оно ассоциируется прежде всего с напольной подушкой, где он и начинает «искать» любой предмет. Такое поведение ребенка является адекватным для маленького ребенка, так как новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Даже дети более старшего возраста, играя в «Ку-ку», прячут игрушку или пря­чутся сами всегда в одном и том же месте. Требуются дальнейшие обучающие занятия, чтобы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а действие («делать невидимым»). Однако проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, потому что, назы­вая невидимый предмет и прося ребенка его «найти», мы одновре­менно тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, связанные с умением запоминать название предмета и места, где он сейчас нахо­дится.

Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки» следует активнее использовать некоторые бытовые ситуации. Например, мама будит малыша и одевает его. Они вместе прячут один носочек в лю­бое место по выбору и зовут бабушку, чтобы она «нашла пропажу». Бабушка, в свою очередь, просит ребенка о помощи («Где носо­чек?»), и малыш должен ей точно показать место, где спрятан носо­чек. Если проводить такую игру один-два раза каждый день, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а малыш пре­красно выучит некоторые «укромные места», а также названия пред­метов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и со­здаст объективные предпосылки для появления некоторых новых слов в активном лексиконе.

Домашняя птица: курочка

Цель: сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами.

Задачи:

• познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой;

• сформировать у детей представление о том, как двигается ку­рочка, когда она клюет зернышки («курочка кушает»);

• обучить выполнять в игре с одним предметом разнообразные действия по речевой инструкции, содержащей «задание» в одно дей­ствие («Поставь курочку. Помоги курочке, курочка упала. Покорми
курочку»);

• развивать точные движения руками, практически овладеть уме­нием собирать пальчики в щепотку: умение поставить курочку на ноги, «кормить» зернышками и т.п.;

• стимулирование собственной речевой активности ребенка, уме­ния «звать» курочку («цып-цып»).

Оборудование: механическая заводная игрушка «курочка», стол, стульчики, блюдце для «корма» (любая сухая крупа или хлебные крошки).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

«Познакомьте» детей с птичкой: курочкой. Эта механическая иг­рушка достаточно неустойчива. Покажите детям, как она «прыгает», а потом «случайно» опрокиньте ее на бок (курочка прекращает стре­котать и клевать, потому что в этом положении ее механизм не работает). Неоднократно повторяя это действие, показываем ребен­ку, как ее надо ставить на ноги.

Речевая инструкция: «Это курочка. Курочка стоит. Сейчас я заво­жу курочку. Она прыгает. Вот так. Курочка упала (положить курочку на бок, чтобы она перестала «прыгать»). Я помогаю курочке (по­ставьте курочку на ноги). Курочка опять прыгает».

Большинство городских детей еще никогда не видели живую курочку, именно поэтому знакомство начинается с механической игрушки: ее движения напоминают характерные «подпрыгивания» живой курочки. Далее покажите детям, как курочка «клюет» (зер­нышки или крошки).

Речевая инструкция: «Это корм. Я беру крошки (возьмите не­множко корма в щепотку). Я кормлю курочку (сыпьте корм на стол, перед клювом «прыгающей» курочки). Курочка клюет. Она ест крошки». Надо следить, чтобы каждое ваше действие «оречевлялось», т.е. проговаривалось, что вы делаете в данный момент.

Когда «знакомство» с курочкой состоялось, можно переходить к разучиванию всех продемонстрированных действий с детьми. Каж­дый ребенок должен обязательно выполнить одно простое действие с курочкой самостоятельно, опираясь только на речевую инст­рукцию.

Речевые инструкции:

• «Ваня, дай мне курочку».

• «... дай мне ключик».

• «... заведи курочку (ключиком)».

• «... поставь курочку (на стол)».

• (Курочка упала.) «... подними курочку».

• «... возьми корм из блюдечка».

• «... положи корм... на ладошку».

• «... возьми корм с ладошки».

• «... покорми курочку».

Действия различаются между собой по сложности, и соответственно речевые инструкции должны быть обращены к разным детям с уче­том их реальных умений (один ребенок может без труда «заводить» курочку, потому что у него аналогичным ключиком заводится ма­шинка, а другой с этим заданием без предварительного обучения не справится). Однако собственно речевая инструкция должна быть по­нятна каждому ребенку!

Задание требует закрепления в течение нескольких дней.

8. Прятки: «ку-ку» (второй вариант)

Цель: научить детей выполнять простую речевую инструкцию, указывающую на изменение положения предмета в пространстве. Задачи:

• развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске знакомых предметов;

• овладеть умением прятать предметы в окружающем простран­стве, прежде всего относительно себя, а затем и относительно одно­го другого предмета (предлоги «под», «на», «в», «за»), ориентиру­ясь сначала на показ, сопровождаемый соответствующим жестом взрослого, и речевую инструкцию, а потом только на речевую
инструкцию;

• стимулировать употребление указательных слов в ответ на об­ращенный вопрос.

Оборудование: две игрушечные коляски, две подушки (на полу и на диване), игрушки небольшого размера(кубики, мячики, му­зыкальные шарики, машинки, куколки и др.), стол, стульчики.

Ход занятия,

Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала занятия может проводиться на прогулке.

Данное занятие является продолжением предыдущих занятий по этой теме (№ 4, 1 и 2 части). Дети уже понимают, что спрятанный предмет невидим для других людей, однако пока детей учили пря­тать игрушки только в одном месте («под подушкой»), и соответ­ственно в речевой инструкции, обращенной к детям, употреблялся только один предлог: «под». Предлог «в» практически усваивается всеми детьми раннего возраста в ситуации «относительно себя» при опускании в карман платка, конфетки, игрушки. В дальнейшем при выполнении аналогичного действия в ситуации «изменение положе­ния одного предмета относительно другого предмета» (например, мячик опускается в отверстие деревянного ящика) ребенком усваи­вается глагол «опусти», который «подразумевает» предлог «в». По этому значение самого предлога «в» не актуализировано в сознании ребенка. Необходимо целенаправленно формировать у него понима­ние значения этого предлога при выполнении практических дей­ствий.

Прежде чем переходить к обучению детей прятать предметы в другие места, необходимо выяснить, все ли дети умеют прятать предметы относительно себя и понимают значение предлогов «в», «за», «на».

Пригласите детей сесть за столик и предложите каждому ребенку последовательно выполнить несколько действий. Каждое действие ребенка предваряется соответствующей речевой инструкцией: «Са­дись. Возьми куколку. Положи куколку на колени. Убери куколку в карманчик. Спрячь куколку за спинку».

Речевая инструкция содержит не только слово «спрячь», но и другие глаголы (положи, убери), потому что в данном случае наша цель — выяснить, обращались ли к детям раньше с такими просьбами, и для этого лучше использовать самые распространенные варианты реплик.

Если кто-то из детей не справился с любым из заданий, напри­мер не сумел спрятать куколку «за спинку», несколько раз помоги­те ребенку выполнить это действие: своей рукой направляйте руку ребенка в нужное место.

Когда все дети успешно выполнят это задание, можно перехо­дить к следующему этапу занятия: поиску предметов, спрятанных в комнате, по речевой инструкции, содержащей один из предлогов (в, за, на, под). С каждым ребенком отдельно надо сначала учить «прятать» игрушки «в коляски» и «под подушки», тренируя умение запоминать места, в которые прятались игрушки, и показывать их вошедшему в комнату взрослому. С помощью взрослого ребенок прячет две любые игрушки, а затем он должен показать эти места другому взрослому или ребенку.

Речевая инструкция: «Где...? Куда... спрятали?» Рекомендуем сначала использовать музыкальные шарики или дру­гие звучащие предметы, потому что их «голоса» могут в случае необходимости «напомнить» малышу, куда он спрятал нужную иг­рушку, а звучание вызывает дополнительную радость у ребенка при «нахождении» этой игрушки.

Затем можно прятать игрушки «на стол», «на стул», «на полку», «за коляску», «за шкафчик». Хорошо дополнительно к предлогам ис­пользовать сопровождающие речевую инструкцию жесты.

Жест «на» — ладонь опускается на предмет, на котором будет спрятана игрушка.

Жест «за» — повернутая ребром ладонь поворачивается в сторону предмета, за который будут прятать игрушку, и движется в нужном направлении.

Важно помнить, что зрительное внимание детей еще очень рас­сеяно, поэтому «спрятать», «сделать невидимым» для него знако­мый предмет можно, расположив эту игрушку в любом месте ком­наты.

Задания требуют закрепления в течение нескольких дней, при этом закрепляющие эту тему упражнения проводятся индивидуаль­но с каждым ребенком, как в детском саду, так и дома. Как прави­ло, у детей выявляются значительные индивидуальные различия в темпах усвоения этого учебного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.03 с.)