Вопрос 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.



Вопрос 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.

В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Содержание внешнеэкономических связей (далее – ВЭС) состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.

Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.

Государственный заказ – это директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.

Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.

Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) – совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в следующем:

а) внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;

б) внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;

в) исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.

Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раздельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

 

Вопрос 2. Общая постановка проблемы рисков во ВЭД.

Управление бизнесом в конце ХХ – начале ХХI века практически всегда означает наличие международных операций. Сложность внешней среды международного бизнеса означает,
что международные проекты по своей сути почти всегда более сложны, чем исключительно национальные. Наличие особых рисков, связанных с проведением операций за рубежом, требует от компаний рациональных и обоснованных решений, учитывающих повышенную степень опасности, а значит, и более сложных стратегий в управлении всем комплексом деловых решений.

-Риск — это любое неблагоприятное событие или действие, которое может помешать компании достигнуть тактических и стратегических целей.

-Управление рисками — это комплекс знаний и навыков, позволяющих при условии выполнения бюджета и расписания проекта планировать и реализовывать действия по реагированию на негативные или позитивные события, которые с некоторой долей вероятности могут проявиться в ходе выполнения проекта.

Существуют различные виды рисков:

¨ Рыночный риск;

¨ Кредитный риск;

¨ Риск ликвидности;

¨ Инвестиционный риск;

¨ Операционный риск;

¨ Юридический риск;

¨ Налоговый риск;

¨ Информационный риск;

¨ Маркетинговый риск.

 

Процесс управления рисками включает:

  • анализ риска;
  • выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности;
  • принятие решения;
  • непосредственное воздействие на риск;
  • контроль и корректировка результатов процесса управления.

.

На практике применяются следующие методы управления рисками на предприятиях:

¨ Метод распределения рисков;

¨ Метод диверсификации;

¨ Метод снижения неопределенности;

¨ Метод лимитирования;

¨ Метод хеджирования;

¨ Метод страхования;

Вопрос 4. Проблема рисков в международном бизнесе. Основные риски международного бизнеса.

Управление бизнесом в конце ХХ – начале ХХI века практически всегда означает наличие международных операций. Сложность внешней среды международного бизнеса означает,
что международные проекты по своей сути почти всегда более сложны, чем исключительно национальные. Наличие особых рисков, связанных с проведением операций за рубежом, требует от компаний рациональных и обоснованных решений, учитывающих повышенную степень опасности, а значит, и более сложных стратегий в управлении всем комплексом деловых решений.

-Риск — это любое неблагоприятное событие или действие, которое может помешать компании достигнуть тактических и стратегических целей.

Существуют различные виды рисков в междун. бизнесе:

1 Страновые риски (риски, связанные с выбором страны для осуществления внешнеэкономических операций):

- политические риски: полит., экон., валютная стабильность страны, отношение к иностр.инвестициям, культурное взаимодействие;

- макроэкономические риски ( риски, которые характеризуют общий экономический уровень развития страны)

Риски, связанные с выбором иностранного партнера

3 Маркетинговые риски ( связаны с продвижением и реализацией товаров на мировых рынках):

-размер мирового рынка

-конкуренты

-сезонность

-полит.обстановка

-ограничение на торговлю

Транспортных риски

5 Риски, связанные с заключением междун. контрактов:

- Неточность в смысле статей контракта

-невыгодность положений, которые включаются в статьи контракта, для одного из партнеров

6 коммерческих риски в ВЭД:

-Риск снижения доходности

- Риск финансовых потерь Причины коммерческих рисков

- Уменьшение объема реализации

- Рост закупочной цены товара

- Снижение объема закупок товара

- Потеря товара

-Потеря качества товара

- Рост издержек обращения

7 Риск, связанные с таможенным регулированием:

-Несвоевременная сертификация товаров

- неправильный расчет таможенных пошлин, акциза, НДС

- Несоблюдение требований по заполнению таможенных документов

- Несоблюдение таможенного законодательства

- Неправильный выбор транспортных средств, которые не соответствуют таможенным требованиям

Транспортных риски

5 Риски, связанные с заключением междун. контрактов:

- Неточность в смысле статей контракта

-невыгодность положений, которые включаются в статьи контракта, для одного из партнеров

6 коммерческих риски в ВЭД:

-Риск снижения доходности

- Риск финансовых потерь Причины коммерческих рисков

- Уменьшение объема реализации

- Рост закупочной цены товара

- Снижение объема закупок товара

- Потеря товара

-Потеря качества товара

- Рост издержек обращения

7 Риск, связанные с таможенным регулированием:

-Несвоевременная сертификация товаров

- неправильный расчет таможенных пошлин, акциза, НДС

- Несоблюдение требований по заполнению таможенных документов

- Несоблюдение таможенного законодательства

- Неправильный выбор транспортных средств, которые не соответствуют таможенным требованиям

Вопрос 10. Содержание процесса по управлению внешнеэкономическими рисками.

Риск-менеджмент — представляет собой комплекс мероприятий, направленный на уменьшение вероятности возникновения риска или компенсацию последствий его реализации.

Этапы управления риском:

1. Анализ риска выражается в предварительном осознании риска хозяйствующим субъектов или индивидом и его последующей оценке — определении его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба. На ϶ᴛᴏм этапе происходит сбор необходимой информации о структуре, ϲʙᴏйствах объекта и имеющихся рисках, а также выбудут возможные последствия реализации рисков. Собранной информации должно быть достаточно для того, ɥᴛᴏбы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Оценка — ϶ᴛᴏ количественное описание выявленных рисков, в ходе кᴏᴛᴏᴩого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. Производится расчет вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.

2. Выбор методов воздействия на риск. Этот этап имеет ϲʙᴏей целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает несколько способов его уменьшения, по϶ᴛᴏму крайне важно проводить сравнение эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на базе различных критериев, в т.ч. экономических.

3. Принятие решения. На практике применяется четыре основных метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение, а также возможно использование различных сочетаний данных методов.

  • Упразднение. Первый метод управления риском заключается в попытке упразднения риска, т. е. снижения его вероятности до нуля (например, отказаться от инвестирования средств, не заключать договора вообще, не летать самолетом и т. д.). Упразднение риска дает возможность избежать вероятных потерь. Но упразднение риска может привести и к сведению прибыли до нуля.
  • Предотвращение потерь и контроль. Метод подразумевает практическое исключение случайностей и ограничение размера потерь в случае, если убыток все-таки произойдет.
  • Страхование. Страхование означает процесс, в кᴏᴛᴏᴩом группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску, вносит средства в страховой фонд, члены кᴏᴛᴏᴩого в случае потерь получают компенсацию.
    Стоит отметить, что основная цель страхования состоит в распределении убытков между большим количеством участников страхового фонда (страхователями).
  • Поглощение. Содержание ϶ᴛᴏго метода управления риском состоит в признании возможности получения ущерба и его допущении. Фактически данный метод будет самострахованием, т. е. покрытие убытков производится за счет средств самостоятельно созданных резервных фондов.

4. Воздействие на риск. Подразумевает применение выбранного метода из вышеперечисленных. В случае если, например, избранным методом управления риском будет страхование, то следующий шаг — заключение договора страхования. В случае если выбранный метод не будет страхованием, то возможна разработка программы предотвращения и контроля убытков и т. д.

5. Контроль и оценка результатов. Производится на базе информации о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Это дает возможность выявить новые обстоятельства, влияющие на уровень риска, и пересмотреть данные об эффективности используемых мер по управлению рисками.

Анализом безубыточности

называется исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли при изменении этих показателей в процессе производства. Цель такого анализа – выявление сбалансированного соотношения между издержками, объемом производства и прибылями; в конечном счете – нахождение объема реализации, необходимого для возмещения издержек.

Проведение анализа безубыточности представляет собой моделирование реального процесса и базируется на следующих исходных предпосылках:

1. Неизменность цен реализации, с одной стороны, и цен на потребляемые производственные ресурсы – с другой.

2. Разделение затрат предприятия на постоянные, которые остаются неизменными при незначительных изменениях объема производства, и переменные, изменение которых предполагается пропорциональным объему.

3. Пропорциональность поступающей выручки и объема реализации.

4. Существование единственной точки критического объема производства (что вытекает из вышеперечисленных условий).

5. Равенство объема производства объему реализации.

6. Постоянство ассортимента изделий в случае выпуска нескольких изделий.

Как видно, описанная система предпосылок является весьма жесткой, что, естественно, не может не сказаться на точности результатов работы с моделью.

Анализ точки безубыточности может иметь как графическую, так и аналитическую форму. В первом случае – это график взаимосвязи между названными показателями (рис. 10.3), где объем реализации, необходимый для возмещения издержек, характеризуется особой точкой – точкой критического объема производства (точкой безубыточности). При таком объеме выпуска предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, т.е. выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости (издержкам).

Следующий метод, применяемый при количественной оценке риска, – анализ сценариев – позволяет отчасти исправить недостаток предыдущего метода, так как включает одновременное (параллельное) изменение факторов проекта, проверяемых на риск. По существу этот метод анализа рисков инвестиционного проекта представляет собой развитие методики анализа чувствительности, заключающееся в одновременном непротиворечивом (реалистическом) изменении всей группы переменных проекта, проверяемых на риск.

В результате определяется воздействие одновременного изменения всех основных переменных проекта, характеризующих его денежные потоки, на критерии проектной эффективности. Важным преимуществом этого метода является тот факт, что отклонения параметров рассчитываются с учетом их взаимозависимостей (корреляции).

В качестве возможных вариантов целесообразно построить как минимум три сценария: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный (реалистический, или средний).

Построение пессимистического сценария связано с ухудшением значений переменных параметров до определенного разумного уровня по сравнению с базовым (реалистическим). На основании полученных значений факторов (например, цен на продукцию, объемов производства, капитальных вложений, текущих издержек, налоговых платежей и т.д.) рассчитываются значения критериев эффективности проекта (NPV, IRR и др.). Полученные значения критериев эффективности сравниваются с их базисными значениями, и формулируются необходимые рекомендации. В основе рекомендаций лежит обязательное условие: даже в оптимистическом варианте нет возможности оставить проект для дальнейшего рассмотрения, если рассчитанное значение находится за пределами эффективности проекта (например, NPV проекта отрицательно), и наоборот, при пессимистическом сценарии получение, например, положительного значения NPV позволяет говорить о приемлемости данного проекта.

Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводятся сведения о наименованиях УР, основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности. Данный метод хорошо работает совместно с экспертными методами, так как некоторые этапы требуют оценки результатов специалистами. Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен значительный опыт и имеется обширная документация о решениях, условиях их реализации и самих результатах.

Формальный анализ проекта — Формальная и независимая экспертиза, как процесс консультирования, контроля, уточняющих процедур (не элементов разработки) на всех этапах жизненного цикла объекта

 

 

Вопрос 22. Расчетно-кредитные отношения в управлении рисками во ВЭД: применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; использование банковских гарантий и др.

Отдельная область управления рисками во внешнеэкономической деятельности связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся: - применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара; - использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей - тратт и др.). Преимущество данного механизма снижения рисков - простота и доступность использования для участников внешнеэкономической деятельности, недостаток - относительная дороговизна данного типа услуг. Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях.   Банковская гарантия - один из способов обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдает по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму при предоставлении им требования об её уплате. Другие определения В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о её уплате. (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, ст. 368 «Понятие банковской гарантии»)  
         
         

Документарный аккредитив письменное обязательство, выданное банком от имени покупателя(приказодателя) или от своего собственного имени, оплатить продавцу (бенефициару) стоимость тратты и/или документов, если соблюдены условия документарного аккредитива.
Документарный аккредитив:
- является обязательством, отдельным от коммерческой сделки, на которой он основывается.
- является инструментом, предоставляемым банками для облегчения международных торговых сделок,
- гарантирует всем участвующим сторонам, что банк-эмитент или подтверждающий банк (если таковойимеется) выполнят свои обязательства в случае соблюдения условий документарного аккредитива,
- гарантирует платеж при соблюдении условий документарного аккредитива,
гарантирует платеж исключительно на основании документов и безотносительно к товарам или услугам, ккоторым могут относиться документы.

Риски налогового контроля

Потери связанные с данным видом рисков возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами РФ за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками.

Налоговый кодекс РФ в статьях 116-135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения.

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают.

Цель страхования

Цель данного вида страхования — гарантировать экспортёрам своевременность оплаты за поставленную продукцию со стороны иностранного контрагента. Объектом страхования являются коммерческие кредиты экспортёра-страхователя импортёрам-контрагентам и/или авансовые платежи импортёра.

Возможны два варианта страхования экспортёра: на случай несостоятельности (банкротства) иностранного покупателя и страхование риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности].

В связи с тем, что мировой рынок насыщен различными товарами, экспортёры бывают вынуждены использовать различные методы повышения конкурентоспособности, в том числе и поставку товаров на условиях коммерческого кредита, а это всегда связано с риском неполучения платежа за поставленный товар. Например, ежегодно только в Западной Европе объявляют о банкротстве более ста тысяч фирм. Для повышения надёжности в этом случае во всем мире применяется страхование экспортных кредитов.

Вопрос 1. Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.

В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономические связи – формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Содержание внешнеэкономических связей (далее – ВЭС) состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.

Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.

Государственный заказ – это директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием – производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.

Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.

Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) – совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в следующем:

а) внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;

б) внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;

в) исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.

Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раздельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.055 с.)