Особенности принятия решения в трудовой деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности принятия решения в трудовой деятельности человека



 

Принятие решений - это постоянная и весьма ответственная работа.

Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель

любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Выработка и

принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей.

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т. п. Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений. Пpоцессы пpинятия pешений, понимаемые как выбоp одной из нескольких возможных

альтеpнатив, пpонизывают всю человеческую жизнь. Большинство pешений мы пpинимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения,

выpаботанный многолетней пpактикой. Есть pешения, котоpым мы пpидаем малое значение, и поэтому мало задумываемся пpи осуществлении выбоpа. И, наконец, существуют пpоблемы выбоpа, pешая котоpые, человек испытывает pаздумья. Как пpавило, эти пpоблемы имеют исключительный неповтоpяющийся хаpактеp и связаны с pассмотpением целого pяда альтеpнатив. В таких пpоблемах новым является либо объект выбоpа, либо обстановка, в котоpой совеpшается выбоp. Существует множество pазличных пpоблем уникального выбоpа. Прежде всего выделим пpоблемы, в котоpых в пpинципе может быть найдено pациональное, понятное дpугим людям изложение пpичин, пpиведших к выбоpу одной из альтеpнатив (заметим, что многие человеческие, “житейские” пpоблемы выбоpа не попадают под это опpеделение).

Hаиболее сложными, требующие к себе особого внимания в настоящее время

являются пpоблемы, возникающие пеpед людьми, pаботающими в pазных

администpативных службах, - пpи упpавлении оpганизациями и совокупностью оpганизаций. Любой сотpудник администpативного аппаpата обязан быть pациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить дpугим логические основания своего выбоpа в принятии решения.

Данные пpоблемы характерны для администpативной деятельности (выбоp плана капиталовложений, выбоp пpоектов пpоведения научных исследований и pазpаботок, выбоp плана пpоизводства изделий, выбоp пеpспективного плана pазвития пpедпpиятия и дp.) всегда интеpесовали многих специалистов и исследователей. Список подобных пpоблем довольно обшиpен, но все они имеют следующие общие чеpты:

- уникальность, неповтоpяемость ситуации выбоpа;

- сложный для оценки хаpактеp pассматpиваемых альтеpнатив;

- недостаточная опpеделенность последствий пpинимаемых pешений;

- наличие совокупности pазноpодных фактоpов, котоpые следует пpинять во

внимание;

- наличие лица или гpуппы лиц, ответственных за пpинятие pешений.

 

Постановка задачи принятия решения.

Технологический процесс принятия управленческих решений можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи (информационные потоки).

В процессе принятия и реализации решения выделяют следующие четыре этапа:

- постановка задачи;

- формирование решения;

- выбор решения;

- организация исполнения и контроля за реализацией решения.

Постановка задачи принятия решения должна содержать характеристику

проблемной ситуации, а также при необходимости другие известные элементы модели задачи. Постановка задачи служит основанием для последующей выработки и принятия соответствующего управленческого решения.

Проблемная ситуация в постановке задачи принятия решения описывается

содержательно и, если это возможно, количественными параметрами. Должны быть сформулированы условия, связанные с проблемой, причины ее возникновения и развития. Описание проблемной ситуации должно заканчиваться краткой содержательной формулировкой проблемы, которую необходимо решать. Формирует задачу принятия решения руководитель или специалист, который планирует и контролирует работу объекта управления, в отношении которого принимается решение, причем ставить задачу, находить и принимать решение могут одни и те же или совершенно разные работники аппарата управления.

Важным фактором в принятии решения является время. В зависимости от

характера задачи оно может составлять секунды или часы для оперативных

задач, месяцы или годы – для долгосрочных стратегических задач. Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблемной ситуации и всестороннего обоснования последствий решения.

В качестве ресурсов, необходимых для принятия решения, могут использоваться знания и опыт лиц, принимающих решение, средства автоматизированной обработки данных, экономико-математические методы и модели, прототипы искомых решений.

Иногда при принятии решения отсутствует полная и достоверная информация о проблемной ситуации. Неопределенность может быть обусловлена различными факторами, например, погодные условия, уровень спроса на продукцию или услуги, уровень инфляции. В этих условиях для уточнения проблемной ситуации в процессе поиска решения необходимо сформулировать ситуации (гипотезы, версии). Все ситуации должны быть взаимоисключающими и независимыми. Каждая ситуация описывается количественно и качественно, причем характеристика достоверности ситуации оценивается вероятностью ситуации.

Принятие решений всегда осуществляется в условиях различных ограничений: финансовых, материальных, правовых, этических и т; п., поэтому важно четко сформулировать множество ограничений, которые должны учитываться при принятии решения в конкретной проблемной ситуации.

Таким образом, задача принятия решения формируется следующим образом:

- в условиях проблемной ситуации, располагаемого времени и ресурсов

необходимо доопределить данную ситуацию множеством альтернативных ситуаций, сформулировать множество целей, ограничений, альтернативных решений, произвести оценку предпочтений решений и найти наилучшее решение, руководствуясь сформулированным критерием выбора. Наилучшее согласование определяется выбором соответствующего принципа. Наиболее известным принципом согласования индивидуальных предпочтений, образующим групповое предпочтение, является, например, принцип большинства голосов.

В конечном итоге постановка задачи принятия решения должна давать ответы на следующие вопросы:

- в чем сущность проблемы;

- каковы основные факторы и условия возникновения и развития

проблемной ситуации (по какой причине и по чьей вине возникла данная

ситуация);

- актуальность и срочность решения проблемы;

- степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации;

- каковы возможные последствия от непринятия решения;

- кто должен принимать решение.

 

Механизмы обратной связи в психологии профессиональной деятельности

в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие

Собственно дальше нужно плести всякие интересности про то, что успех деятельности зависит от обратной связи. В соответствии с ней изменяется деятельность, корректируется и все такое…

37.

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: “стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью”). В литературе встречается также термин “психическое выгорание”, под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.

Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек - человек».

Профессиональное “выгорание” сотрудников может быть обусловлено такими причинами: 1) перегруженность или незагруженность работой; 2) организационные перемены; 3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт; 4) эпидемия психогенного заболевания; 5) истощение физических и духовных сил; 6) трудоголизм. Формами проявления производственных стрессов являются: 1) депрессии; 2) агрессивность по отношению к коллегам; 3) нежелание выходить на работу, прогулы; 4) большое количество брака продукции; 5) излишняя нагрузка на работе; 6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

Перечислим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями: 1) создание благоприятного организационного климата; 2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу; 3) четкое определение обязанностей работников; 4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой; 5) социальная поддержка; 6) психологическая помощь на предприятии; 7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед. Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с “наполеоновскими” возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе. Следует также отметить важность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов.

Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем. Существуют еще и организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса.

Так, например:

1. В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний). 2. С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.

3. Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.

4. Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и "озвучить" претензии.

5. Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

6. Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.

7. Для устранения причин, ведущих к перегруженности или недогрузке работой, руководитель предприятия должен надлежащим образом организовать процессы обучения, беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение обязанностей, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет. 8. Рекомендуется обеспечить в организации систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для негативных последствий стресса.

8. Социальная поддержка способна минимизировать негативные последствия стресса.

9. Необходимо проводить мониторинг функционального состояния организма человека в течение рабочей смены с помощью автоматизированной системы регистрации и анализа информации с целью постоянного выявления "физиологической цены" производственной деятельности и создания "архива" или "банка" индивидуальных физиологических данных для обоснования рекомендаций, направленных на профилактику нарушений состояния здоровья.

10. Целесообразно создание системы мер, направленных на профилактику стрессового состояния и сохранения здоровья работающих: - обучение и повышение квалификации на базе корпоративных образовательных центров с использованием компьютеризированных программ и обучение на базе Интернета для повышения профессионального уровня специалистов, отработки безопасных приемов труда и соблюдения правил и норм безопасности с целью профилактики профессиональной заболеваемости и снижения уровня травматизма; - формирование навыков, необходимых для принятия решений в сложных производственных и конфликтных ситуациях, и тренировка в использовании этих навыков путем изучения реальных производственных проблем и стресс-факторов, с которыми сталкиваются работающие, а также имитации сложных производственных ситуаций; - модификация поведения для увеличения эффективности труда работников с помощью аудита (контроля) использования должностных обязанностей; - использование тренажеров для отработки моделирования поведения, особенно в экстремальных ситуациях и при дефиците времени, индивидуальный тренинг работников нервно-напряженных видов деятельности; - формирование потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками: курением, злоупотреблением алкогольными напитками.

Для предупреждения производственного стресса: создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением.

 

38.

 

Прямого ответа на этот вопрос в интернете я не нашла,но думаю,что зная,что такое космическая психология и инженерная,можно сформировать ответ.

 

Инжене́рная психоло́гия (от фр. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

 

Космическая психология (англ. cosmic psychology, space psychology) - раздел психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и врачебно-летной экспертизой.

К. п. изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете: 1) непрерывность деятельности; 2) обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам; 3) дефицит или лимит времени; 4) опосредованный характер восприятия и переработку информации техническими системами; 5) влияние постуральных (изменения положения площади опоры при эволюциях корабля, давлении площади опоры при перегрузках, трансформации и «отсутствии» площади опоры при невесомости) и пространственных (высоты, ограниченности и замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема, неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов; 6) влияние новизны как стрессора.

В целях профессионального отбора К. п. использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.

При наземных длительных испытаниях особое значение имеет полиэффекторный метод регистрации электрофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР, дыхания и пр.). Исходные данные сравниваются с данными телеметрии, получаемыми во время космического полета (особенности процессов восприятия пространства и восприятия времени, функций зрения - глубинного, цветового и пр., почерка и речи). Большую роль в изучении проблем К. п. играют данные самонаблюдения космонавтов, а также результаты проводимых ими в полете исследований.

Выделяют 2 основные группы проблем К. п.: 1) пространственной напряженности и 2) экологической психологии. 1-я группа изучает формирование психической «схемы тела» и схем типа «человек - корабль», «человек - корабль - окружающее пространство», а также развитие у кандидатов в космонавты пространственной смелости (в адаптационном, биомеханическом и психологическом планах) в условиях свободного перемещения в неограниченном пространстве при отсутствии площади опоры, в трудных (новых) условиях перемещения (напр., на Луне) и при длительном пребывании в замкнутых пространствах ограниченного объема (см. Изоляция, Сенсорная изоляция). 2-я группа проблем изучает особенности совместной жизни и деятельности нескольких людей (экипаж) в пространствах малого объема и автономных условиях (напр., на орбитальной станции). Основные вопросы К. п. в данном аспекте - формирование экипажа, обучение взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности, пространственное размещение членов экипажа и пр. Групповая деятельность изучается объективными методами, позволяющими моделировать совместную деятельность нескольких лиц (малая группа) в ситуациях соревновательного и конфликтного типа (гомеостатическая методика, методика парных проб и др.).

К. п. исследует особенности сна космонавта при проведении длительных наземных экспериментов, в предстартовом состоянии и в полете, в частности, при различных режимах сна и бодрствования, а также при применении седативных и снотворных средств, транквилизаторов, адаптогенов и стимуляторов (см. Сон, Психотропные средства).

Инженерно-психологические проблемы К. п. связаны с общим прогрессом космических исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом, осуществляемое с Земли, и т. п.).

 

39.

Первоначально рассмотрим, что понимать под термином “безопасный труд”. Не является ли это понятие синонимом понятия “безопасные условия труда”? Выше приведено определение: “Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов”. Как видно, это определение не исключает наличия на рабочем месте потенциально опасных факторов и не содержит каких-либо требований к работнику.
Достаточно ли подобных условий, чтобы предупредить несчастный случай (аварию)? Нет.
Во-первых, как отмечено, в силу ряда причин, сам работник может совершить опасное действие, в результате которого последует несчастный случай или авария.
Во-вторых, потенциальная опасность производства при определенных условиях может перейти в реальную, при которой создается опасная ситуация или аварийная обстановка, требующая от работника адекватных действий, поведения.
Наконец, возможны ситуации, когда тяжелые последствия наступают не из-за воздействия опасного фактора, не из-за опрометчивого поведения работника, а в связи с его состоянием. Представим, что на идеальном (по критерию безопасности) рабочем месте, у работника из-за сильных переживаний (которые имели место до начала рабочего дня) произошел сердечный приступ, он потерял сознание, упал и получил черепно-мозговую травму.
Таким образом, следует признать, что безопасные условия труда являются необходимыми, но недостаточными для безопасного труда. Многое зависит от работника: от его квалификации, поведения, физического и психического состояния.
Основываясь на приведенных выше суждениях, дадим определение понятию “безопасный труд”.
Безопасный труд - это деятельность, при которой обеспечиваются безопасные условия труда; работник целесообразно и безопасно действует как при выполнении рабочих операций, так и при возникновении опасных ситуаций; физическое и психическое состояние работника соответствует норме.
Выше рассмотрены четыре группы причин опасных действий работников: 1) не умеет; 2) не хочет; 3) не может; 4) не обеспечен.
Очевидно, что для безопасного труда эти причины должны быть устранены.
Тогда формулу необходимых и достаточных условий для безопасного труда конкретного работника можно представить в следующем виде:

Безопасный труд работника = 1. Умеет + 2. Хочет + 3. Может + 4. Обеспечен

В свою очередь:
1. Умеет:
а) обладает профессиональными знаниями + б) владеет соответствующими профессии (должности, выполняемой работе) навыками, методами, приемами, способами.
2. Хочет:
а) выработана психологическая установка на выполнение требований безопасности + б) сформирована положительная мотивация.
3. Может:
а) способен физически + б) в состоянии психически.
4. Обеспечен:
санитарно-гигиенические и материально-технические условия труда соответствуют требованиям охраны труда и научной организации труда.
Первые три элемента в своем единстве – то, что называют “человеческий фактор” - формируют безопасное поведение (действия, деятельность) работника.
Четвертый элемент формулы (“обеспечен”) относится к области организации и управления производством и выходит за рамки настоящей темы. Поэтому далее мы рассмотрим только те психологические методы (мероприятия), которые направлены на обеспечение безопасного поведения работника.
Психологические методы состоят в психологическом воздействии на работника, которое осуществляется системно, непрерывно, целесообразно через различные формы работы с персоналом.
Система работы с персоналом с целью обеспечения безопасного труда включает несколько подсистем. Каждая из них состоит из ряда элементов, которые в своем единстве формируют то, что обозначено как “умеет”, “хочет” и “может” (рис. 1).

  Система работы с персоналом 1. подсистема “профессиональный отбор” 2. подсистема “обучение, проверка знаний” 3. подсистема “пропаганда и воспитание” 4. подсистема “стимулирование” 5. подсистема “лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия”  
• профотбор • обучение • инструктажи • стажировки • тренировки • проверки знаний • повышение квалификации • профотбор • пропаганда • воспитание • стимулирование • психологический климат в коллективе • профотбор • мед- и профосвидетельствования • лечебно- профилактические и реабилитационные мероприятия
УМЕЕТ ХОЧЕТ МОЖЕТ
       

 

 

43.

 

Утомление — это сложный и разнородный комплекс явлений, который возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Представления о том, что утомление возникает вследствие «истощения» энергетических и пластических ресурсов либо «засорения» работающего органа или организма в целом продуктами обмена (и другие подобные механистические теории) принадлежат прошлому.

Утомление - совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека и животного, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности. Субъективное ощущение утомления называется усталостью.

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Особенно часто монотония возникает у людей, работающих на конвейере. Под влиянием переживания монотонности человек, который не может сдерживать или устранять это психическое состояние становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности отрицательно действует на организм работающих, приводя их к преждевременному утомлению.

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Одни под монотонностью понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, которое является следствием однообразной работы. В зарубежной литературе, в частности, американской понятие монотонности трактуется во втором, субъективном смысле.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Утомление усиливает психическую напряженность, а монотонность ее снижает.

И последний, рассматриваемый в связи с состоянием монотонии, вопрос: борьба с монотонностью на производстве. М. И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий по борьбе с монотонностью вообще, а при поточном производстве - особенно: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая в цехе во время работы).

Несколько иначе, более “психологично” видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д. Левитов.

1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, - в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. (Этот путь допустим лишь при однообразных и очень простых видах работы).

4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

5. Введение функциональной музыки.

 

44.

 

Утомление — это сложный и разнородный комплекс явлений, который возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Представления о том, что утомление возникает вследствие «истощения» энергетических и пластических ресурсов либо «засорения» работающего органа или организма в целом продуктами обмена (и другие подобные механистические теории) принадлежат прошлому.

Утомление - совокупность изменений в физическом и психическом состоянии человека и животного, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности. Субъективное ощущение утомления называется усталостью.

Виды утомления

В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомления, при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температуры тела, биоэлектрических потенциалов. Различают сенсорное утомление и его разновидности (перцептивное и информационное) и эффекторное. Кроме того, выделяют как обобщённую форму общее утомление. В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все перечисленные изменения, выделяют общее утомление, подчёркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе.

Начальные фазы утомления оказывают благоприятное влияние на устойчивость организма, способствуют в последующем более быстрой и совершенной мобилизации резервов и компенсаторных функций, ускоряют овладение навыком и его упрочение. Выраженное утомление отрицательно влияет на организм, уменьшая производительность труда, и может привести сразу к предпатологической фазе срыва, а при нерациональном отдыхе и к развитию патологического состояния переутомления. Чрезмерное утомление может сопровождаться неврозами и сосудистыми заболеваниями.

Утомление является не только физиолого-гигиенической, но и социальной проблемой. В СССР с целью повышения производительности труда и предупреждения утомления в широком масштабе проводится механизация трудоемких работ, автоматизация производственных процессов, рационализация станков и оборудования, радио- и телеуправление ими. Все это бесспорно значительно облегчает и улучшает условия труда, способствует повышению его производительности и улучшению состояния здоровья работающих.

Наряду с этим исключительно большое значение придается физиологической рационализации, основными направлениями которой являются 1) рациональная организация трудового процесса; 2) создание условий для быстрого овладения трудовыми навыками, 3) рациональная организация режима труда и отдыха.

 

45.

 

Не бейте меня, но я не знаю что сюда такого написать))) По сути сюда надо отнести все особенности организма, мышления, особенности ЦНС и т.д. которые могут влиять на успешное или не успешное обучение чему-либо. Например, человек со слабым зрением (особенность организма) должен будет приложить очень-очень-очень много усилий, чтобы стать хорошим стрелком и то, неуверена, что это ему удастся, так как в реальных условиях это достаточно сложно. Ну и так же холерик будет хуже справляться с работой например смотретиеля и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.051 с.)