Оздоровление экономики США администрацией клинтона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оздоровление экономики США администрацией клинтона



Актуальность. Период 90-х годов, на которые приходится пребывание у власти Билла Клинтона (1993-2000), являлся очередным этапом перестройки существующей мировой системы экономического и политического взаимодействия государств-участников мирового сообщества. Значительные изменения, во многом затронувшие позиции Соединенных Штатов, произошли как внутри самого государства, так и на мировой арене.

В 90-х годах XX в. Соединенные Штаты Америки столкнулись с серьезной ситуацией, которая требовала, с одной стороны, всех их усилий для того, чтобы сохранить свое лидирующее положение на мировой арене и приспособиться к изменениям, а с другой - подстроить свою экономическую базу в соответствии с новыми требованиями. Именно эти задачи стояли перед администрацией Клинтона, сам факт пребывания которого у власти отражает ряд существенных изменений, произошедших внутри американского государства и правящей элиты.

Целью данной статьи является изучение оздоровления экономики США администрацией Клинтона.

Экономическая стратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:

а) акцентирование внимания на долгосрочных пробле­мах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;

б) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной ин­фраструктуры, создания благоприятных условий для дея­тельности малого бизнеса;

в) усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики, разработанный демок­ратической администрацией, состоит из трех основных программ:

1) краткосрочной программы стимулирования экономи­ки, на которую выделяется 30 млрд. дол. Основная ее зада­ча — увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготов­ки, а также путем развития системы общественных работ;

2) долгосрочной инвестиционной программы, рассчитан­ной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предпола­гает создание льгот и стимулов для частных инвесторов, це­левые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяй­ства. На ее осуществление выделено 140 млрд. дол.;

3) программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического рос­та. Предполагается уменьшить дефицит госбюджета до 1997 г. на 500 млрд. долл., в 1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с 5,4 % в 1994 г. до 2,7 % в 1997 г.

 

 

Рис.1. Динамика ВВП США в 1992-1996 году (млрд. долл. США)

 

В 1992 г. в США начался экономический подъем, ха­рактерными чертами которого являются сравнительно не­высокие, но стабильные темпы и сбалансированность рос­та. Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7 %. На фоне общего замедления потребительского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-ми сохранил­ся и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболее обеспеченной части населением США. В 1996 г. объем покупок населением товаров длительного пользования увеличился по сравнению с 1991 г. на 33,5%, а объем инвестиций в жилье - на 42%.

Вместе с тем основой экономического подъема в США в 90-е гг. в значительной степени является инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом технического переоснащения производства на базе современной компью­терной техники. За 1992—1996 гг. объем частных инвести­ций в экономику увеличился на 37 против 3% во второй по­ловине 80-х гг.

Кроме того, к 1998 году США кроме достижений на рынке труда и в сфере денежного предложения впервые с 1960 года добились бездефицитного выполнения федерального бюджета, профицит которого увеличился в 2000 году до 236 млрд. долл. В последующее время, однако, масштабные военные расходы и сокращение налоговых поступлений в условиях замедления темпов экономического роста привели к быстрому возвращению государственного бюджета страны в эпоху больших дефицитов.

Можно утверждать, что США в период президентства Клинтона выступали убежденными сторонниками и «лоббистами» мер по либерализации международной торговли и движения капиталов. Клинтон активно поддерживал усилия международного сообщества по трансформации системы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) во Всемирную торговую организацию, что было успешно завершено в 1994 году. Причем Клинтону удалось добиться утверждения Конгрессом решения администрации о подписании итогового документа Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ – Марракешского соглашения, на основе которого в 1995 году была создана ВТО.

Еще более ранней инициативой Клинтона, связанной с либерализацией международной экономики, было создание в 1993 году Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Несмотря на сопротивление идеи НАФТА как со стороны разнообразных групп по защите экономики США от дешевых товаров, сырья и рабочей силы «во главе» с Россом Перо, так и части собственной демократической партии, Клинтону удалось добиться утверждения этого проекта в Конгрессе в ноябре 1993 года. Создание НАФТА стало одним из главных достижений периода первого президентского правления У. Клинтона.

Таким образом, период пребывания у власти Билла Клинтона представляет собой в целом успешный для президента, но весьма противоречивый для страны этап развития Соединенных Штатов Америки.

В области внутренней политики США в результате проведенных реформ испытала несравнимый бум в своем экономическом и социальном развитии. Основная заслуга администрации Клинтона состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества

В области внешней политики США в годы президентства Клинтона сумели успешно осуществить ряд важных мер, выводящих политику этой страны на мирорегулирующий уровень. Администрации Клинтона удалось: 1) не просто провести расширение НАТО, нейтрализовав противников внутри страны но и закрепить тенденцию к дальнейшему расширению альянса на Восток; 2) совместить стратегию НАТО с глобальными интересами США; 3) закрепить военно-силовую модель урегулирования конфликтов.

Литература:

1. Литературная газета 31.1.96. №5 (5587) стр.14.2 // США: экономика, политика, идеология. - 1994. - №3. с.72

2. Клинтон, Билл // Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

3. Шаклеин В. В. Проблемы международной безопасности и внешняя политика США в 1993–2000 гг. – М., 2004.

 

Экономика предприятия

Алёхин Д.В.

Кондрашова Е.А.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.008 с.)