Пути применения стратегий диверсификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути применения стратегий диверсификации



 

Постановка проблемы. Развитие рыночных отношений во всех отраслях и сферах хозяйственного комплекса сопровождается появлением факторов, создающих определенные трудности в эффективной организации и управлении производственно-хозяйственной деятельностью бизнес-субъектов, функционирующих в реальной сфере экономики. Осуществляемые структурные преобразования до сих пор не дают ощутимых результатов. В этой ситуации действенным методом адаптации предприятий к рыночным преобразованиям является диверсификация производства, которая в общем виде представляет собой расширение номенклатуры производственной продукции и направлений ее реализации. Применение стратегий диверсификации бизнеса может стать инструментом, который значимо увеличит доход и конкурентоспособность компании. Поэтому очень важно знать, как правильно диверсифицировать свой бизнес и какую именно стратегию диверсификации выбрать.

Анализ исследований. Мировой опыт становления и развития диверсификации обобщен в работах Ансофф И., Кунц Р., Котлер Ф., Кунина Дж., Волкова А. Б., Гринли Г., Минцберга Г., Портера М. и др. Практической реализацией стратегии диверсификации занимались ведущие представители международной бизнес-среды. Среди ученых–экономистов в постсоветском пространстве наибольший вклад в развитие теории и методологии диверсификации внесли Бочаров А. А., Волков А. Б., Забелин П. В., Киперман Г. Я., Немченко Г. И., Фатхутдинова Р. А., Петров А. Н., Белых Л. П., Градов А. П. и другие.

Актуальность темы. Стратегия диверсификации может принести явные преимущества для предприятия и повысить стабильность бизнеса, но требует подробной оценки внутренних ресурсов компании, факторов окружающей среды и знания тенденций рынка. При правильной реализации стратегия диверсификации помогает сохранить работоспособность и прибыль компании в период экономического спада, стагнации или резкого изменения принципов работы отрасли.

Цель исследования: определение целесообразного направления для диверсификации бизнеса.

Основная часть. Эффективным направлением развития предприятий, как и экономики, в целом выступает диверсификация. Главной особенностью специализации экономики страны в настоящее время является чрезмерная зависимость от природных ресурсов. Этот факт, а также многообразие других факторов и рисков (природно-климатических, экологических, макроэкономических, структурно-технологических, внешнеторговых и др.) являются основными аргументами в пользу диверсификации экономики страны в целом и ее отдельных отраслей.

Диверсификация традиционно трактуется в экономической теории и хозяйственной практике как эффективная конкурентная стратегия, снижающая риск производственной деятельности в неблагоприятных условиях и повышающая степень финансовой устойчивости компании. Преимущество диверсификации по сравнению с другими формами концентрации производства идентифицируется как расширение доступа отдельных подразделений диверсифицированной фирмы к общим нематериальным активам (патентам, изобретениям), накопленному опыту внедрения новых технологий, детерминированное взаимосвязанностью и общностью техноструктуры [5]. В рамках классической теории диверсификации Ансоффа И. диверсификация дефинируется как процесс переаллокации ресурсов фирмы в другие сферы и отрасли на основе предложенной им матрицы «продукт- рынок» [1, С. 20].

В отечественной экономической науке традиционно диверсификация позиционируется с расширением номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями [2], и связывается с использованием конкурентных преимуществ предприятия не только в производстве основной продукции или установлении контроля над определенной фазой производства, но и для организации новых видов производства, проникновения в другие отрасли.

Зачастую диверсификация характеризуется как «процесс проникновения корпорации в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью снижения риска ее операций и стабилизации потоков денежных средств, поступающих от этих операций» [4]. Виханский О., типологизируя бизнес-стратегии, необходимость стратегии диверсифицированного роста отождествляет с изменениями продукта, рынка и отрасли и разделяет их на стратегии центрированной (производство нового продукта в существующем бизнесе), горизонтальной (новый продукт на старом рынке за счет новой технологии) и конгломеративной (новый продукт по новой технологии в новой отрасли) диверсификации [2].

В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.

Рис. - Виды диверсификации

 

Стратегические выгоды диверсификации обусловлены рядом фак­торов, важнейшими из которых являются следующие:

потенциал синергизма — сокращение затрат при объединении различных видов бизнеса за счет единой системы управления, конт­роля и координации, а также за счет ускорения оборачиваемости средств;

улучшение информационного обеспечения бизнеса, интеграция маркетинговых исследований (во многих отраслях это является важ­ным побудительным стимулом интеграции);

постоянство деловых связей, стабильность и гарантированность поставок. Это, в свою очередь, позволяет экономить средства, на­правляемые на маркетинг и рекламу;

Рассмотрим, как правильно выбрать стратегию диверсификации. Следуя данному плану, который поможет в разработке стратегии диверсификации, а также в выборе правильного направления для диверсификации бизнеса.

Шаг 1: Анализ сильных сторон и стабильности бизнеса. Прежде, чем перейти к выбору стратегии диверсификации, уделите внимание детальному анализу текущей деятельности компании. Три ключевые вещи, которые вы должны понять:

1) Какие сильные стороны имеет ваш текущий бизнес;

2) Насколько стабильно и без проблем работает ваш текущий бизнес;

3) Есть ли свободные ресурсы и достаточны ли они?

Шаг 2: Поиск направления для диверсификации. В идеале выбор рынка (или сегмента рынка) для диверсификации бизнеса должен быть сделан на основе серьезного макроэкономического и отраслевого анализа, в результате которого можно определить направления с высокими темпами роста и благоприятным инвестиционным климатом. Но чаще бывает так, что направления для диверсификации определяются на основе знаний и опыта владельца бизнеса, а также с учетом личных контактов и связей.

Если вы пока не уверены, в каком направлении расширять свой бизнес, вам необходимо найти идеи, потенциал и жизнеспособность которых вы сможете оценить. Самый простой способ собрать идеи — провести мозговой штурм. Соберите небольшую группу людей, которые разбираются в вашем бизнесе, являются специалистами в узких областях или имеют стратегическое мышление. К таким людям относятся руководители отделов, эксперты рынка, молодые амбициозные специалисты. Часто интересные идеи рождают сторонние эксперты, которые имеют «незамыленное» представление о рынке и могут по-другому посмотреть на бизнес.

Шаг 3: Оценка направлений для диверсификации. Планирование диверсификации компании ничем не отличается от планирования организации нового бизнеса. На этапе оценки альтернативных вариантов для роста продаж важно детально исследовать рынок, интенсивность конкуренции и определить ключевых конкурентов, определить предпочтения потребителей, общие тенденции и динамику рынка. В результате у вас получиться список параметров, по которым вы сможете оценить общую привлекательность каждого рынка и выбрать наиболее подходящий для вашего бизнеса вариант. В конце по каждому возможному направлению диверсификации сделайте следующие выводы: Действительно ли вы знаете долгосрочные перспективы и потенциал рынка, а также понимаете бизнес-модель ключевых игроков? Действительно ли вы знаете, как эффективно продавать на новом рынке и понимаете ключевые драйверы продаж? Действительно ли вы имеете достаточно ресурсов для входа на рынок и захвата целевой доли рынка? Есть ли у вас четкий план финансирования диверсификации, включающий инвестиции в технологии, в оборудовании, в продвижение товара и улучшение качества работы с потребителями? Есть ли у вас критерии оценки эффективности выбранной стратегии диверсификации и четкий план работ на 3-5 лет вперед? Действительно ли диверсификация — самая лучшая стратегия выхода на новый рынок и нет более эффективных решений (партнерство, сотрудничество к компаниями и т.п.)

Шаг 4: Анализ общего портфеля компании. После того, как вы оценили все возможные направления для диверсификации, сделайте проверочное действие и оцените каждое направление в рамках общего товарного портфеля компании. Портфель компании — это сочетание всех продуктов и услуг, которые компания предлагает своим клиентам. Положение и роль каждого товара, товарной линии, направления бизнеса должны быть четко зафиксированы. Возможно, самая успешная стратегия диверсификации не впишется в ваш портфель. В оценке вам помогут различные методики портфельного анализа: матрица БКГ, матрица McKinsey-GE,матрица ADL и др.

Вывод. Стратегия диверсификации деятельности предприятия заключается в создании разнообразия бизнеса предприятия путем вхождения предприятия на новые секторы рынка и расширение отраслевого диапазона его деятельности.

 

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2009.

2. Виханский О. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2003.

3. Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.

4. Левицкая С. Диверсификация позволит нам выжить //Компаньон. - 2004. - № 6. - C. 2-16.

5. Свободная энциклопедия «Википедия». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

Маликова И.А.

Шилец Е.С.

Донецкий национальный университет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.01 с.)