Трудовой пост и его компоненты как продукты организационного проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой пост и его компоненты как продукты организационного проектирования



Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и к-л образом зафиксированная область приложения сил чела, рассчитанная на создание ч-л ценного для об-ва (материал вещи, инфо, сфера услуг, эстетич ценности и т.д.) Это некоторое социально фиксированное разно- многопризнаковое системное образование. Основные составляющие: 1)Цели труда. Представления об ожидаемых рез-ах деят-ти. Рез-ты м б вещественными, инфо-ыми, процессуальными (нормальное напряжение тока в сети), рез-ты м существовать в мире культуры и во внутр мире чела (усвоенные знания) Цели: объективные (социально фиксированные) и субъективные (присущие субъекту, возникают под влиянием жизнен, производств ситуаций, личных или групповых побуждений, интеллекта. Цель труда с т.зр. общества м б одной, а с тюзр. Субъекта труда – другой 2) Заданный или подлежащий поиску, созданию предмет,исходный материал. Не обязательно вещь, а некоторая предметная область – набор взаимосвязанных признаков, св-в вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом. С-ма св-в и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, кот чел д мысленно или практически оперировать на трудовом посту. Любая с-ма (биологич, техническая, социальная, знаковая, художественно – эстетическая). Исходным материалом в некот случ м б ситуация неопределенности. Прим: в работе геолога – разведчика, следователя. 3) Средство труда – любая реальность, кот дает возможность челу взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели. С-ма средств, орудий труда. Включает внешние и внутренние средства, т.е. схемы принятия решений, мысленные образцы (эталоны). В зависимости от предметн обл труда его средства различны: от игрушечных весов в детсаду до автоматизированных средств упр производств объектами. Вещественные ср-ва, орудия труда: I.Ср-ва познания (приема, получения, обработки инфо) *приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп), *приборы. Машины, дающие условный знак, символ (вольтметр, термометр, мнемоническая схема на сигнальном табло диспетчерского пульта управления), *приборы, машины, обрабатыв инфо. II. Средства воздействия на предметную ситуацию: а) применяются в соц системах (СМИ, мегафон, сирена, спец группы, боевые подразделения) б)применяются в природных, технических с-мах: *ручные (молоток), * механизированные (дрель), *машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран), *автоматизированные и автоматические с-мы, аппараты для осуществления непрерывных процессов (ткацкий станок). Внешние функциональные ср-ва труда: III. выразительные ср-ва поведения, речи чела как субъекта труда (интонация, позы, жесты, выражение лица). IV. Организм чела как субъекта труда (балерина, акробат) Внутренние функциональные ср-ва: V. Невербальные (мысленные образцы объектов, процессов, их признаков, мысленные схемы планы познавательных и испольнит процессов) VI. Вербальные (правила, самоинструкции, алгоритмы, кот удерживаются в памяти) 4)С-ма заданных и внутренне принятых работником обязанностей (трудовых функций). 5) С-ма прав работника. 6) Производственная среда (предметные, информационные, организационные, простр-временные усл). 7) Множ-во мыслимых и возможн ограничений для развития субъекта д-ти. В указанных пунктах имеются в виду подсистемы трудового поста.

9. Предмет и продукт труда. Типология видов продуктов труда, цели и методы их психологического изучения, оценки. Предмет,исходный материал. Не обязательно вещь, а некоторая предметная область – набор взаимосвязанных признаков, св-в вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом. С-ма св-в и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, кот чел д мысленно или практически оперировать на трудовом посту. Любая с-ма (биологич, техническая, социальная, знаковая, художественно – эстетическая). Исходным материалом в некот случ м б ситуация неопределенности. Прим: в работе геолога – разведчика, следователя. Предмет: заданный и субъективно принятый. Псих-ое изучение субъективной предметной области у опытных специалистов – важн усл и средство информационного обеспечения с-м профессионального образования. Метод анализа продуктов деятельности. Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат. Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:

Область существования продукта труда / Вид фактуры продукта труда Внешняя реальность: природный мир Внешняя реальность: мир культуры Субъективная реальность, внутренний мир
Действительно существующие целостности, системы А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога)
Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения). Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады
Информация, знаково-символические объекты Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях И – Оперативная осведомленность человека

 

Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1.Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)2Систематичность, всесторонность подбора фактов. 3.Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4.Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)Виды продуктов труда: 1. Материальные, материализованные, документально фиксированные: -прод-ты сельского х-ва, строительства, промышленности. Предмет рассмотрения – тот вклад в продукцию, кот работник вносит в нее; -созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления раб места; -составленные документы, деловые записки, докладные,распоряжения, приказы, публикации, рукописи, комп-ые программы; -рез-ты изобразительного, графического труда (чертежы, схемы, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки); -резты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов. 2. Функциональные (процессуальные) продукты д-ти: -общ-ое настроение в коллективе, «псих климат» в группе; -устные выступления, доклады, лекции, акты деловолго общения, активное участие в совещаниях, обмен опытом, наставничество; -приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде. Эти явления создаются в ходе педагогич, организаторской, политич, просветительской, худ работы. 3.Продуткы, существующие во внутреннем мире: отношения личности, знания;

 

10.Орудия (средства) труда, их типология. Психологические аспекты проектирования, совершенствования, использования и оценки.

Средство труда – любая реальность, кот дает возможность челу взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели. С-ма средств, орудий труда. Включает внешние и внутренние средства, т.е. схемы принятия решений, мысленные образцы (эталоны). В зависимости от предметн обл труда его средства различны: от игрушечных весов в детсаду до автоматизированных средств упр производств объектами. Вещественные ср-ва, орудия труда: I.Ср-ва познания (приема, получения, обработки инфо) *приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп), *приборы. Машины, дающие условный знак, символ (вольтметр, термометр, мнемоническая схема на сигнальном табло диспетчерского пульта управления), *приборы, машины, обрабатыв инфо. II. Средства воздействия на предметную ситуацию: а) применяются в соц системах (СМИ, мегафон, сирена, спец группы, боевые подразделения) б)применяются в природных, технических с-мах: *ручные (молоток), * механизированные (дрель), *машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран), *автоматизированные и автоматические с-мы, аппараты для осуществления непрерывных процессов (ткацкий станок). Внешние функциональные ср-ва труда: III. выразительные ср-ва поведения, речи чела как субъекта труда (интонация, позы, жесты, выражение лица). IV. Организм чела как субъекта труда (балерина, акробат) Внутренние функциональные ср-ва: V. Невербальные (мысленные образцы объектов, процессов, их признаков, мысленные схемы планы познавательных и испольнит процессов) VI. Вербальные (правила, самоинструкции, алгоритмы, кот удерживаются в памяти).Внутренние ср-ва м б общезначимыми и индивидуально своеобразными, ими нужно овладевать так же как и ср-ами внешними. Преподавание к-л предмета: владение сложной с-мой внутренних средств, выбирать их сообразно ситуации, целям преподават работы и умело их использовать. В работе профессионала использ с-ма внешних и внутр средств, существует зависимость м/д сосотвом тех и других – чем меньше выражены внешние средства и чем они проще, тем сложнее с-ма внутренних средств, тем более высокие требования предъявляются к ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.007 с.)