Органы законодательной и исполнительной власти края, области РФ: раскрыть конституционно-правовой аспект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы законодательной и исполнительной власти края, области РФ: раскрыть конституционно-правовой аспект.



В соответствии с Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в него Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.,* органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Наименования органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (администрация, правительство и т.п.) и его главы устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации уставами и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Согласно Положению о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г.,* глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Прежде глава администрации, если он не занял эту должность в результате всеобщих равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначался на должность и освобождался от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Освобождение от должности главы администрации производилось в случаях: письменного заявления об отставке утраты гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой администрации; признания гражданина, являющегося главой администрации, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

В настоящее время в связи с новым порядком формирования Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. глава исполнительной власти субъекта Федерации является только выборной должностью.

Глава администрации обязан подать в отставку в случае избрания его депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также при выполнении им любой иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав администраций при Президенте Российской Федерации.

Глава администрации в целях социального и экономического развития соответствующей территории, в интересах ее населения взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции.

Глава администрации обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, городе федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации. Проекты законодательных (правовых) актов, внесенные главой администрации, рассматриваются законодательным (представительным) органом в первоочередном порядке.

Глава администрации подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации. Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в законодательный (представительный) орган края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.

Глава администрации вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа в судебном порядке. Действие решения в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения.

Законодательный (представительный) орган вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или об их отмене в случае противоречия указанных актов законам края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Законодательный (представительный) орган власти имеет право заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.

Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава администрации подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Глава администрации действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, по вопросам, связанным с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти субъекта Федерации по предметам ведения Российской Федерации с полномочиями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией, а также с полномочиями органов исполнительной власти субъекта Федерации по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ее ведению и к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Глава администрации вправе вносить проекты постановлений Правительства Российской Федерации, которые подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации.

В случаях осуществления полномочии по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, глава администрации вправе согласовывать решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и о назначении соответствующих должностных лиц; вносить предложения по вопросам деятельности этих органов на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава администрации самостоятельно руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и определяет основные направления деятельности.

Глава администрации взаимодействует с органами местного самоуправления и содействует их развитию и укреплению.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссии или в судебном порядке.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также, согласно федеральному законодательству, может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.

Глава администрации разрабатывает и направляет на утверждение законодательного (представительного) органа края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение. Он формирует органы исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления.

Глава администрации решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и органах исполнительной власти других субъектов Федерации. Глава администрации осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

При осуществлении своих полномочий глава администрации принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации имеет право получать ответы на свои обращения к Президенту, к членам Правительства Российской Федерации, руководителям других федеральных органов исполнительной власти не позднее чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения.

Глава администрации обеспечивается документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми палатами Федерального Собрания, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. При обращении главы администрации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают главу администрации по вопросам, связанным с его компетенцией, консультациями специалистов, безотлагательно представляют необходимую информацию и документы независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

Глава администрации несет ответственность за деятельность руководимого им органа исполнительной власти.

Глава соответствующей администрации (правительства) формирует состав администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Эта администрация, согласно Положению об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы от 22 октября 199З г., с изменениями и дополнениями от 22 декабря 199,4 г.,* разрабатывает и направляет на утверждение законодательному (представительному) органу края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение; распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановлення, распоряжения).

Администрация осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами законодательных (представительных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы исполнительной власти и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает Положения об этих органах.

131. Конституционные основы судебной системы в РФ: понятие, содержание, особенности.

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.

Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.

Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

 

132. Конституционные основы прокурорского надзора в РФ: понятие, содержание, особенности.

Статья 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре РФ, помещена в гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть». Однако это не означает, что органы прокуратуры можно относить к судебным органам.
Прокуратура РФ представляет собой централизованную правоохранительную структуру, замыкающуюся наверху на Генеральном прокуроре РФ, между прокурорами устанавливаются субординационные связи (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ). Прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ (ч. 3 и 4 ст. 129 Конституции РФ), причем прокурор субъекта РФ назначается на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с соответствующим субъектом РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ).

Например, прокурор Санкт-Петербурга назначается на должность Генеральным прокурором РФ после согласования его кандидатуры с Законодательным Собранием Сан кт- Петербурга.
Сам Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Генеральный прокурор РФ по должности является действительным государственным советником юстиции.
Конституционный Суд РФ в Постановлении № 17-П от 1 декабря 1999 г. по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела установил, что соответствующее полномочие, исходя из Конституции РФ, не принадлежит Совету Федерации.

Следовательно, в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела не просто может, а обязан издать Президент РФ как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

133. Местное самоуправление в РФ: понятие, законодательная база, конституционные гарантии и особенности осуществления местного самоуправления в РФ.

В Конституции РФ 1993 г. в ст. 12, гл. 1 местное самоуправление было впервые определено как основа конституционного строя России. Это требование учитывает Европейская хартия о местном самоуправлении. Местное самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Особое значение имеют юридические гарантии осуществления местного самоуправления. За ограничение прав местного самоуправления законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Местное самоуправление (МСУ) – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, – законами субъектов РФ, самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Главным принципом в местном самоуправлении является принятие самостоятельных решений под свою ответственность. Самостоятельность и ответственность находятся в таком же соотношении, как свобода и дисциплина. Русский философ И. А. Ильин сказал: «Дисциплина без свободы мертва и унизительна, а свобода без дисциплины – это соблазн и разрушение». В местном самоуправлении эта проблема – одна из актуальных.

В ст. 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако они входят в систему органов публичной власти. Впервые понятие публичной власти было сформулировано постановлением Конституционного Суда России от 15.01.98 №3-П.

Сложность, комплексность и объемность норм административного законодательства, наиболее применяемого в организации и функционировании местного самоуправления негативно влияет на эффективность деятельности органов местного самоуправления (ввиду отсутствия законодательного закрепления административных процедур), что создает предпосылки для коррупции и различных должностных правонарушений, так как контроль со стороны граждан практически не налажен, а государственные способы контроля могут осуществляться в соответствии со ст. 132 Конституции РФ только в случае передачи им законом материальных и финансовых государственных средств.

Система муниципального права включает в себя основные понятия, категории и принципы науки муниципального права; теоретические и методологические основы муниципального права; основы правового регулирования местного самоуправления их правоотношения с органами государственной власти; правовое регулирование финансово-экономической основы местного самоуправления; организационно-правовые основы местного самоуправления; особенности осуществления деятельности местного самоуправления в городах и сельских поселениях.

Система местного самоуправления включает в себя основные элементы организации управления по осуществлению функций, задач и целей местного значения. В эту систему входят субъекты и объекты управления, прямые связи (в форме решений и распоряжений органов власти местного самоуправления и их уполномоченных должностных лиц), обратные связи (в форме отчетов, докладов, контроля и проверки исполнения, опросов, анкетирования и др.) и факторы воздействия внешней среды (т.е. условия среды функционирования органа местного самоуправления).

134. Конституционно-правовая ответственность: понятие, юридическая природа, особенности.

Конституционно-правовая ответственность - обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в видеограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая ответственность возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:

  1. субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);
  2. субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);
  3. объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);
  4. объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Признаки конституционно-правовой ответственности:

  1. она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;
  2. она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);
  3. она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности:

  1. ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;
  2. ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
  3. ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
  4. ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
  5. ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
  6. ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собственности - с гражданским и т. д.

135. Субъекты конституционно-правовой ответственности в России: понятие, виды, особенности.

Круг субъектов конституционно-правовой ответственности как ответственности за ненадлежащее осуществление публичной власти ограничен. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Однако для того, чтобы лицо могло нести конституционно-правовую ответственность, оно должно обладать деликтоспособностью, т.е. способностью нести ответственность за свои действия.

Деликтоспособность должностных лиц начинается с момента их вступления в должность (с начала срока полномочий) и заканчивается моментом прекращения полномочий. Деликтоспособность коллегиальных субъектов - органов публичной власти, определяется моментом их создания, однако привлечение к конституционно-правовой ответственности должностных лиц как членов коллективного органа также возможно только в отношении уже вступивших в должность лиц.

Государство является своего рода абстракцией. Даже в случае привлечения государства к гражданско-правовой ответственности за нарушение прав граждан и причинение им материального и морального вреда, ответчиком в суде выступает Министерство финансов РФ. Представляют государство и выражают его волю вовне ряд конкретных органов власти и должностных лиц. Именно они и могут подвергаться конституционно-правовой ответственности, но не само государство.

Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, однако сразу следует оговориться, что возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности и меры ответственности субъектов Федерации обязательно должны быть закреплены в Конституции. Конституция РФ 1993г. не предусматривает ни одной из перечисленных мер (кроме отмены решения органов власти, что, как мы полагаем, не является мерой ответственности), а следовательно, не закрепляет возможности привлечь субъект РФ к конституционно-правовой ответственности. Введение чрезвычайного положения также не относится в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» к мерам ответственности субъекта РФ. После устранения причин, послуживших основанием для его введения, в субъекте РФ восстанавливается деятельность органов государственной власти субъекта (если она была приостановлена), продолжается дальнейшее нормальное функционирование всех органов власти, общественных объединений, предприятий и учреждений. Субъект РФ, как территориальное образование, не несет каких-либо негативных последствий. К ответственности могут быть привлечены отдельные физические и юридические лица, общественные объединения, но не субъект Федерации.

Таким образом, можно констатировать, что круг субъектов конституционно-правовой ответственности не совпадает с кругом субъектов конституционного права и строго ограничен в законодательстве РФ.

Особого рассмотрения требует вопрос о субъектах, правомочных применять меры конституционно-правовой ответственности, а в отдельных случаях владеющих правом возбуждать этот вопрос либо иным образом (например, посредством дачи заключений) участвующих в процедуре реализации конституционно-правовой ответственности. К числу таких органов и должностных лиц в России относятся: Президент РФ, главы органов исполнительной власти (высшие должностные лица) субъектов Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд, собрание (сход) избирателей, избиратели конкретного избирательного округа. Таким образом, целый ряд органов и должностных лиц могут выступать одновременно и как субъект, привлекаемый к конституционно-правовой ответственности, и как субъект, привлекающий к конституционно-правовой ответственности.

Опыт зарубежных государств убеждает в том, что для эффективной реализации конституционно-правовой ответственности необходимо либо создание специального органа, правомочного привлекать иные органы и должностных лиц к конституционно-правовой ответственности (например, Государственный Трибунал в Польше), либо активное участие в процессе привлечения к ответственности Конституционного Суда. Действующая Конституция РФ ограничивает возможности развития конституционно-правовой ответственности, поскольку не предусматривает ни возможности создания специального органа, ни каких-либо серьезных полномочий Конституционного Суда в этой области. Представляется необходимым усиление роли Конституционного Суда путем предоставления ему, например, права рассматривать вопросы о конституционности политических партий, о наличии в действиях должностных лиц состава конституционного деликта.

136. Порядок решения вопросов о конституционной ответственности в РФ.

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности * - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

 

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2 ) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности *:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного процесса);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.053 с.)