Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.



Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя. Проявляется в том, что:

§ местное самоуправление выступает как базовый конституционный принцип

§ как конституционное право населения, граждан.

КС в постановлении по курскому делу сказал, что местное самоуправление это не только право, но и конституционная обязанность населения решать вопросы местного значения, поэтому от данного права отказаться нельзя, при этом население может отказаться от определенного количества пределов на начальном уровне.

Право населения на местное население включает:

- право на самоорганизацию и признание городских и сельских поселений в качестве территории местного самоуправления

- право на самостоятельное осуществление власти

- право на самостоятельность организации власти на своей территории и определение ее структуры

- право на поведение местных референдумов

- правой на муниципальные выборы

- право на обладание местным бюджетом

- иные права.

Конституционный принцип местного самоуправления заключается в признании и гарантировании самостоятельности МСУ на всей территории России. Самостоятельность местного самоуправления — это возможность местных сообществ людей решать вопросы обеспечения своей жизнедеятельности по своей воле и в своем интересе.

Гарантирование самостоятельности МСУ — подкрепление, защита государством местного самоуправления с помощью ряда мер, прежде всего тех, что предусмотрены конституционно.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, языка, имущественного и должностного положения.

 

Установленные Конституцией РФ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя.

Децентрализация МСУ – перемещение властных полномочий от государства к ОМС.

Принципы:

1) Необходимость организации МСУ на всей территории РФ

2) Самостоятельное определение МО своего статуса/ структуры своих органов.

3) Запрет на осуществление местного самоуправления ОГВ или ДЛ.

4) Экономическая самостоятельность

Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции КС РФ.

Власть местного самоуправления самостоятельна как форма публичной власти, но не самодостаточна и пока нуждается в существенной поддержке со стороны государственной власти. Органы государственной власти обеспечивают защиту прав местного самоуправления.

местное самоуправление - это один из видов социального управления. Органы местного самоуправления осуществляют ту разновидность публикой власти, которая называется местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти, однако данные признаки подчеркивают не столько государственное начало местной власти, сколько отражают ее публичный характер. Данная позиция нашла свое подтверждение в постановлении КСРФ от 15.01.98 по делу о проверке конституционности закона республики об ОИВ в республике Коми: местные органы согласно закону республики Коми являются органами власти, что самом по себе не свидетельствует об их гос природе - публичная власть может быть и муниципальной, поэтому КС считает, что ОМС осуществляют не гос, а муницип власть, значит муницип власть – это публичная власть особого рода, которая отличается от гос следующими признаками:

1 территориальная ограниченность

2 широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями (выборы, референдумы, ТОСы)

3 система принуждения (такое принуждение носит государственный характер)

4 законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства

5 подконтрольность государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий

6 в сфере полномочий местного самоуправления преобладают хозяйствейнная составляющая а не властная.

Важнейшей чертой местного самоуправления, отражающей его специфику как формы осуществления власти народа, является институт ответственности. Население, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения под свою ответственность. Закон предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Принципы местного самоуправления

Принципы МСУ - это закрепляемые Конституцией, федеральными законами коренные начала и идеи, которые определяют статус местного самоуправления, его органов и должностных лиц, а также характер содержания его деятельности.

 

I. Общие принципы:

1. Принцип гласности ст. 3;

2. Принцип законности (ст 15);

3. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина. (ст 2);

4. Принцип обязательности решений местной власти в пределах соответствующей территории;

5. Принцип подотчетности органов и ДЛ и депутатов перед населением

 

II. Специальные принципы:

1. Принцип самостоятельности решения населения всех вопросов местного значения. ОМС обладают полной свободой действий по любому вопросу, если этот вопрос не отнесен к ведению иных субъектов власти.

Черты принципа самостоятельности:

- самостоятельное решение вопросов местного значения осуществляется через различные формы демократии;

- наличие финансово-экономической самостоятельности (бюджет, налоги, собственность);

- заперт ОГВ вмешиваться в действие ОМС.

- в рамках данного принципа муниципальные образования вправе принимать планы и программы развития муниципального образования.

2. Организационное обособление местного самоуправления и его органов в системе государственного управления - созданные демократическим путем соответствующие местные органы обладают самостоятельность в отношении своей компетенции, а так же полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении. Содержание принципа раскрывается в ст. 12 КРФ. Конкретизация принципа содержится в ФЗ № 131.

3. Принцип многообразия орг. форм осуществления местного самоуправления - осуществляется через институты прямой и представительной демократии.

4.Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием

5. Принцип судебной защиты местного самоуправления

 

 

Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

Муниципальные правоотношения – это реальное фактическое общественное отношение в сфере МС, участники которого наделены муниципально-правовыми формами, соответствующими правами и обязанностями и реализуют их в рамках того или иного отношения.

Особенности:

1. Они осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем, прежде всего КРФ ст. 131.

2. Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.

3. Муниципальные-правоотношения носят властный характер.

4. Присущ особый субъектный состав (граждане, само население, ОМС, соответствующие органы государственной власти и т. д.)

Виды.

К1. По субъекту:

1. Индивидуальные субъекты:

а) общие – граждане, иностранные гр, ЛБГ.

б) специальные – избиратели, депутаты, ДЛ.

2. Коллективные (ОГВ, ОМС).

3. Политико-территориальные образования (РФ, субъекты РФ).

4. Социальные общности (население МО, народ РФ).

К2. По содержанию:

1. Возникающие в сфере организации МС (например: в связи с проведением местных выборов, связанные с образованием МО)

2. Возникающие в сфере решения вопросов местного значения (например: по управлению муниципальной собственностью, по формированию местного бюджета)

3. Возникающие, при осуществлении ОМС отдельных гос. полномочий.

К3. Основание возникновения: отношения, возникшие на основе материальных норм и отношения на основе процессуальных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.008 с.)