Тема 1. Бухгалтерский учёт как Функция управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Бухгалтерский учёт как Функция управления.



Тема 1. Бухгалтерский учёт как функция управления.

Вопросы:

1. Виды учёта в России;

2. Бухгалтерский учёт и его функции;

3. Группы пользователей учётной информации;

4. Направления и задачи бухгалтерского учёта;

 

1. Выделяют следующие процедуры учёта:

- наблюдение, измерение, группировка и обобщение информации;

Российский учёт делится на 3 вида:

· Оперативный;

· Статистический;

· Бухгалтерский.

Оперативный учёт – это учёт в момент совершения события. Его целью является быстрое получение информации для корректировки отклонений хозяйственных процессов. Информация может передаваться в устной или письменной форме. Основной измеритель – натуральный. Оперативный учёт имеет выборочный и прерывный характер.

Статистический учёт – он ведётся в макромасштабе, носит массовый характер, основан на данных бухгалтерского и оперативного учётов. Его целью является определение тенденции развития объекта в перспективе. Основные измерители – натуральные и стоимостные. Статистический учёт имеет непрерывный, но выборочный характер.

Бухгалтерский учёт – часть информационной системы предприятия, формируемая путём наблюдения, измерения, группировки и обобщения данных о хозяйственных операциях сплошным, непрерывным, строго документируемым и взаимосвязанным образом. Основные измерители бухгалтерского учёта – натуральные, стоимостные и трудовые.

2. Выделяют следующие функции бухгалтерского учёта:

1) Аналитическая;

2) Информационная;

3) Функция обратной связи;

4) Контрольная;

5) Функция обеспечения сохранности собственности.

3. Существуют несколько групп пользователей учётной информации:

1) внутренние

- это имущественные и трудовые отношения с организацией (аппарат управления, собственники, руководители структурных подразделений)

2) внешние

- делятся на 3 группы:

· Имеющие прямой интерес (инвесторы, поставщики, кредиторы, будущие акционеры, покупатели);

· Имеющие непрямой финансовый интерес (органы управления экономикой, профессиональный участники рынка, контролирующие органы);

· Без финансового интереса (арбитражный суд, аудиторские организации, органы статистики, профессиональные оценщики)

4. Бухгалтерский учёт разделился на 3 направления:

ü Финансовый – для внешних пользователей;

ü Управленческий – для внутренних пользователей;

ü Налоговый – для контролирующих органов.

Основные задачи бухгалтерского учёта:

1) Формирование полной и достоверной информации для пользователей;

2) Обеспечение информацией пользователей для контроля за исполнением Законодательства;

3) Предотвращение отрицательных результатов в деятельности.

 

Тема 2. Предмет и объект бухгалтерского учёта.

Вопросы:

1. Понятия предмета и объекта бухгалтерского учёта;

2. Состав имущества;

3. Источники имущества.

 

1. Предмет бухгалтерского учёта – изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленное на выполнение уставных обязательств.

Объект бухгалтерского учёта – это понятие складывается из следующих составляющих: имущество предприятия и хозяйственные процессы.

С точки зрения бухгалтерского учёта, имущество рассматривается в 2 аспектах:

· Состав имущества (виды имущества);

· Источники имущества.

2. Состав имущества (виды имущества) состоит из внеоборотных активов и оборотных активов.

Оборот – способность товаров превращаться в денежные средства.

Виды имущества предприятия

Внеоборотные активы - имущество, срок использования которого более 12 месяцев Оборотные активы - имущество, срок использования которого менее 12 месяцев
Основные средства - цеха, станки и т.д. Незавершенное производство – продукция в цехе, неоконченная обработкой
Нематериальные активы - патенты, программы ЭВМ и т. д. Производственные запасы и материалы – сырье, топливо и т. д.
Незавершенные капитальные вложения - будущие основные средства и НМА Готовая продукция – продукция, готовая к продаже
Долгосрочные финансовые вложения - предоставленные другим компаниям займы на срок не более 1 года, взносы в УК других компаний и т. д. Товары для перепродажи – готовая продукция других компаний, купленная для оптовой или розничной торговли
Доходные вложения в материальные ценности - прокат, лизинг и т. д. Краткосрочные финансовые вложения – займы, предоставленные на срок менее 1 года, ценные бумаги других компаний со сроком погашения менее 1 года и т. д.
  Дебиторская задолженность – сумма долга других лиц данному предприятию
  Денежные средства – деньги в кассе, на расчетных, валютных счетах предприятия

 

3. Источники имущества делятся на собственные источники (собственный капитал) и заёмные источники (заёмный капитал)

Источники имущества предприятия

Собственные источники Заёмные источники
Уставный капитал – начальный капитал, состоящий из вкладов учредителей Обязательства по долгосрочным кредитам и займам – суммы кредитов и займов, полученных организацией на срок не более 1 года
Нераспределённая прибыль Обязательства по краткосрочным кредитам и займам - суммы краткосрочных кредитов и займов, полученных организацией на срок не менее 1 года
Добавочный капитал – образуется за счет прироста стоимости имущества в результате его переоценки и эмиссионного дохода Кредиторская задолженность – долги предприятия другим предприятиям и отдельным лицам
Резервный капитал – может создаваться для покрытия убытков  
Добавочно – резервный капитал  
Амортизационный фонд  
Целевое финансирование – безвозмездно выделенные другими предприятиями или бюджетом средства  
Специальные фонды  

 

2.3.

Условия обязательного проведения инвентаризации:

1) При реорганизации предприятия;

2) При продаже \ сдаче в аренду имущества;

3) После стихийных бедствий;

4) При смене материально – ответственного лица;

5) При составлении годовой отчётности;

6) При фактах хищения;

7) При смене руководителя коллектива, когда заключён договор о коллективной материальной ответственности или при увольнении половины коллектива.

Результаты инвентаризации.

Акт инвентаризации является единственным оправдательным документом для корректировки бухгалтерских записей.

По результатам инвентаризации возможны следующие варианты:

1) Нормально состояние (фактический = номинальному);

2) Излишки (фактический > номинального)

- они относятся в доход организации.

3) Недостача (фактический < номинального)

- недостачи бывают 2х видов:

· В пределах норм естественной убыли – они возникают в связи с физико-химическим состоянием объекта и относятся на издержки производства;

· Недостача сверх-норм естественной убыли – они относятся на виновное лицо или убытки предприятия.

3.

3.1. Оценка – стоимостное измерение потраченных ресурсов на производство продукции или на заготовление имущества.

Принципы оценки:

1) Основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости, а в отчётности отражаются по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость – Амортизация

2) Материалы и запасы отражаются по фактическим затратам на их приобретение, либо по твёрдой учётной цене;

3) Отправляемые материалы в расход отражаются по стоимости, которая оценивается одним из 3х способов:

- по фактическим затратам на приобретение;

- по средней стоимости остатка;

- по методу ФИФО

4) Капитальные вложения оцениваются по фактическим производственным затратам.

Оценка лежит в основе калькуляции.

3.2. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости произведенной продукции или оказанных услуг.

Объектами калькуляции являются единицы готовой продукции или партии готовой продукции, период времени или передел.

Группировка затрат осуществляется по 2 признакам.

· По экономическим элементам:

- материалы;

- з\п производственных рабочих;

- отчисления на социальное страхование с з\п рабочих;

- амортизация основных средств;

- прочие элементы.

· По статьям калькуляции:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы;

- покупные полуфабрикаты и услуги организациям;

- топливо и энергия на технические нужды; цеховая

- з\п производственных рабочих;

- отчисления на социальное страхование; производственная

- расходы на подготовку и освоение производства;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы; полная

- потери от брака; себестоимость

- прочие производственные расходы;

- коммерческие расходы.

4.

4.1. Бухгалтерский счёт – это регистр бухгалтерского учёта для наполнения информацией об экономически однородном имуществе предприятия.

Структура бухгалтерского счёта.

Счета бухгалтерского учёта являются способом текущего отражения и контроля за состоянием и движением видов имущества и источников его формирования. Счёт имеет форму таблицы и две колонки: левая – «Дебет», правая – «Кредит». Набор предлагаемых к работе бухгалтерских счетов представлен в плане счетов бухгалтерского учёта.

Пример 1.

В кассе на начало дня числилось 1000 рублей денежных средств. Выдано в подотчет на командировку 500 рублей, выдана з\п в размере 300 рублей, погашена дебиторская задолженность на 400 рублей, поступили денежные средства в количестве 100 рублей, потрачены материалы в основном производстве на 100 рублей. Отразить изменения денежных средств в кассе и определить конечные остатки.

 

Cчёт № 50 «Касса»

Дебет (+) Кредит (-)
Сн = 1000  
3)400 = 4)100 = 1)500 = 2)300 =
Об. = 500 = Об. = 800 =
Ск. = 700 =  

 

Пример 2.

Поступили материалы от поставщиков на сумму 500 рублей. Потрачено материалов в производстве на 100 рублей, отправлены материалы на ремонт детского сада на 150 рублей. Возвращены материалы на 300 рублей, выявлена недостача материалов на 50 рублей. Оплачено за материалы поставщику на сумму 100 рублей.

Счёт № 10 «Материалы»

Дебет (+) Кредит (-)
Сн = -  
1)500 = 4)300 = 2)100 = 3)150 = 5)50 =
Об. = 800 = Об. = 300 =
Ск = 500 =  

 

На основании плана счетов бухгалтерского учёта предприятие формирует свой рабочий план счетов.

Методы учёта затрат.

- позаказный (в единичном производстве);

- попередельный (в массовом производстве при большом объеме полуфабрикатов);

(M + Здоп.1 + Здоп.2/ V1) + (Здоп.3 + Здоп. 4/ V2) + (Зупр/V реализации) = ст-сть 1цы

полуфабрикат 1 полуфабрикат 2

- попроцессный (в массовом производстве с небольшим объёмом НЗП и отсутствием полуфабрикатов – нефтехимия)

(М/Vвых)+(Затр.доп./Х1)+(Затр.доп./Х2)+(Затр.доп./Х3)+(Зупр./Vреализации) = Зед.

Основными счетами являются счета 3 раздела плана счетов:

- с 20 по 29 – собирают затраты по статьям расходов, по местам возникновения, исчисляется производительная себестоимость;

- с 30 по 39 – учитывают расходы по их элементам.

2. Счета затрат.

Счёт 20 – прямые производственные затраты по технологическому процессу (материалы, топливо, з/п основных производственных рабочих, социальное страхование). Могут списываться затраты по исправлению брака; по управлению производством и предприятием; себестоимость полуфабрикатов собственного изготовления; расходы, совершенные ранее (РБП). По кредиту счёта 20 списывается себестоимость произведенной продукции. Остаток по счёту 20 показывает величину незавершенного производства.

Счёт 21 – собираются затраты, связанные с изготовлением полуфабрикатов, если они выделяются отдельно от основного производства.

Д20К21 – поступают полуфабрикаты в производство.

Счёт 23 – обобщается информация о затратах вспомогательного производства (газ, электроэнергия и др.), затратах на транспорт, ремонтные работы основных средств, изготовление запасных частей, на временные сооружения.

Счёт 25 (активный, безсальдовый) - собираются затраты, связанные с управлением производством: на содержание машин и оборудования, их амортизацию, затраты по страхованию имущества, отопление, освещение цехов, арендная плата, з/п управленцев производства и другие расходы. Закрывается на счёт 20 (Д20К25).

Счёт 26 (активный, безсальдовый) – собираются затраты, связанные с управлением предприятием: административно – управленческие расходы; амортизация основных средств управленческого характера; затраты на управленческий персонал; арендная плата за помещения административного характера; расходы на юридическое, информационное, маркетинговое обслуживание. Закрывается на счёт 20 или счёт 90. (Д20К26 или Д90К26).

Счёт 28 (активный, безсальдовый) – затраты по исправлению брака. По дебету счёта: материалы, з/п рабочих. Вспомогательные материалы = себестоимость на исправление брака. По кредиту: списание затрат на брак. (Д70К28, Д76/2К28, Д43К28).

Счёт 29 – затраты на ЖКХ, содержание детских и дошкольных учреждений, домов отдыха, столовых. В конце месяца счёт 29 относят на счёт 20, 25, 26 либо Д90К29.

Счёт 97 – затраты, относящиеся к будущим периодам на освоение новой продукции, производств, проектные работы, перебазирование производства, авансовые/арендные платежи.

Д43К20 – на склад отправлена готовая продукция по производственной себестоимости.

3.

Тема 1. Бухгалтерский учёт как функция управления.

Вопросы:

1. Виды учёта в России;

2. Бухгалтерский учёт и его функции;

3. Группы пользователей учётной информации;

4. Направления и задачи бухгалтерского учёта;

 

1. Выделяют следующие процедуры учёта:

- наблюдение, измерение, группировка и обобщение информации;

Российский учёт делится на 3 вида:

· Оперативный;

· Статистический;

· Бухгалтерский.

Оперативный учёт – это учёт в момент совершения события. Его целью является быстрое получение информации для корректировки отклонений хозяйственных процессов. Информация может передаваться в устной или письменной форме. Основной измеритель – натуральный. Оперативный учёт имеет выборочный и прерывный характер.

Статистический учёт – он ведётся в макромасштабе, носит массовый характер, основан на данных бухгалтерского и оперативного учётов. Его целью является определение тенденции развития объекта в перспективе. Основные измерители – натуральные и стоимостные. Статистический учёт имеет непрерывный, но выборочный характер.

Бухгалтерский учёт – часть информационной системы предприятия, формируемая путём наблюдения, измерения, группировки и обобщения данных о хозяйственных операциях сплошным, непрерывным, строго документируемым и взаимосвязанным образом. Основные измерители бухгалтерского учёта – натуральные, стоимостные и трудовые.

2. Выделяют следующие функции бухгалтерского учёта:

1) Аналитическая;

2) Информационная;

3) Функция обратной связи;

4) Контрольная;

5) Функция обеспечения сохранности собственности.

3. Существуют несколько групп пользователей учётной информации:

1) внутренние

- это имущественные и трудовые отношения с организацией (аппарат управления, собственники, руководители структурных подразделений)

2) внешние

- делятся на 3 группы:

· Имеющие прямой интерес (инвесторы, поставщики, кредиторы, будущие акционеры, покупатели);

· Имеющие непрямой финансовый интерес (органы управления экономикой, профессиональный участники рынка, контролирующие органы);

· Без финансового интереса (арбитражный суд, аудиторские организации, органы статистики, профессиональные оценщики)

4. Бухгалтерский учёт разделился на 3 направления:

ü Финансовый – для внешних пользователей;

ü Управленческий – для внутренних пользователей;

ü Налоговый – для контролирующих органов.

Основные задачи бухгалтерского учёта:

1) Формирование полной и достоверной информации для пользователей;

2) Обеспечение информацией пользователей для контроля за исполнением Законодательства;

3) Предотвращение отрицательных результатов в деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.055 с.)