Источники книг Паралипоменон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники книг Паралипоменон



 

Источниками для написания книг Паралипоменон послужили различные книги Ветхого Завета. Это и Моисеево Пятикнижие, по которому составлялись родословные списки, и исторические книги Иисуса Навина, Судей, Руфь. Ссылаясь на книги Царств, автор называет их «словесами Самуила видящего, Нафана пророка и Гада провидящего». Вообще, в книгах Царств и Паралипоменон много буквально сходных повествований. Возникает вопрос: не напрасны ли все эти повторения?

Следует учитывать, что цель написания книг Царств и Паралипоменон – не одинакова. Если в книгах Царств много места отводится повествованию биографического характера и теоретическим вопросам, то книги Паралипрменон излагают скорее церковную историю, нежели государственную. В них даются подробные сведения о подготовке к строительству Храма при Давиде, о построении его Соломоном, о реформатской деятельности Асы, о стремлении Иосафата и Езекии научить народ Закону Божию, восстановить порядок богослужения.

Необходимо отметить, что текст книг Паралипоменон очень неисправен. Это, прежде всего, касается дат и имен. Вопрос этот очень сложен, и на него указывал ещё блаженный Иероним.

Разделение на части и очерк содержания

 

Материал, изложенный в обеих книгах Паралипоменон, условно можно поделить на 4 части.

1 часть – (1 Пар., 1-9 главы). Родословные таблицы ведутся от Адама. Особенно подробно изложены родословные колена Иудина, Левиина и Вениаминова.

2 часть – (1 Пар., 10-29 главы). Царствование Давида.

3 часть – (2 Пар., 1-9 главы). Царствование Соломона.

4 часть – (2 Пар., 10-36 гл.). История преемников Соломона царей Иудейских.

В последней, 36 главе, упоминается указ царя Кира о восстановлении разрушенного иерусалимского Храма.

Распределение Давидом священников по чредам

Для священнослужения при скинии храма (1 Пар. 24, 1-19)

 

Этим благочестивым делом Давид занялся в последние дни своей жизни, когда на царский престол уже восшел его сын Соломон. Ревность о славе Божией и забота о благолепии и порядке при скинии побуждала царя упорядочить службу. Некогда учрежденный Моисеем и Аароном порядок служения к этому времени нарушился. Пример тому – нечестие сыновей Илиевых, священников Офния и Финееса.

Священство, принадлежавшее роду Аарона, во времена Давида было представляемо двумя линиями, или священническими родами, Елиазара и Ифамара (Елиазар и Ифамар – два младших сына Аарона, старшие же сыновья наследников по себе не оставили). Род Елиазара во времена Давида возглавлял священник Садок; род этот насчитывал шестнадцать глав поколений, а род Ифамара возглавлял священник Ахимелех; этот род насчитывал восемь глав поколений. Объединив всех глав поколений (16+8=24), Давид распределил весь годовой богослужебный цикл между ними. Распределяя служение по 24 чредам, царь прибегнул к жребию, дабы избежать возможных недоразумений, причем жребий тянули поочередно то из рода Елиазарова, то из рода Ифамарова. Результаты жеребьевки сразу же записывались в специальные книги и тем самым закреплялись за определенным лицом на века. Так, известно, что Захария – отец Иоанна Крестителя, был из восьмой чреды Авиевой и обязан был дважды в год приходить на неделю в Храм для совершения богослужения.

Подобным образом, то есть на 24 чреды, были распределены Давидом и левиты, которые занимали при храме менее почетные должности: служили привратниками, писцами, музыкантами, певчими, сторожами кладовых (ризничими).

Книга Паралипоменон, 36 глава (неканоническая): молитва Манассии

Манассия – нечестивый царь Иудеи. Царствовал в Иерусалиме после Езекии 50 лет. Был приверженцем идолопоклонства, «гадал, ворожил и чародействовал». Поклонялся всему воинству небесному». Господь наказал его пленением. Ассирийцы «заковали Манассию в кандалы и отвели в плен в Вавилон». «И в тесноте своей» он смирился, каялся в грехах и призывал Бога. Господь услышал его покаянную молитву, простил «и возвратил его на царство в Иерусалим», где Манассия восстановил жертвенник Господень и до смерти уже не согрешал пред Богом (2 Пар. 33). Сама покаянная молитва Манассии была написана позже неизвестным автором на основе предания. В еврейском тексте её нет, а в греческой Библии она помещена в конце Второй книги Паралипоменон. Молитва царя Манассии вошла в церковное богослужение (последование Великого Повечерия) как образец покаяния. Этот покаянный гимн употребляется в Церкви с древнейших времен.

Содержание покаянной молитвы царя Манассии

 

1. Манассия исповедует свою веру в Бога, Отца святых праотцов «Авраама, Исаака и Иакова и семени их праведного...»

2. Манассия называет Бога Вседержителем неба и земли, пред величием славы Которого трепещут все твари, а наипаче грешники.

3. Но Господь не только грозный Судия, но и любящий отец, милость Которого безмерна.

4. Милость Божия распространяется только на кающихся, а поэтому Манассия далее перечисляет свои многие беззакония, особенно идолопоклонство, которым он вводил людей в соблазн и просит Господа излить на него Свою милость и простить все прегрешения.

5. Обещает прославлять Бога во все дни своей жизни.


Первая книга Ездры

Название книги

 

Надписание книги указывает на её автора. В еврейской Библии книга эта обозначается одним словом «Ездра». В греческой Библии книг с названием Ездры две. Причем рассматриваемая нами книга стоит на втором месте и надписана: Εσδράς ο ίέρέυς δευτερον – то есть «Ездры священника вторая».

В латинской, славянской и русской Библиях книга надписана так: «Первая книга Ездры». В латинской Библии насчитывается 4 книги Ездры. Книга Неемии именуется в латинской Библии Второй книги Ездры, Вторая книга Ездры идет под номером 3, а третья – под номером 4.

Исторические сведения об авторе

 

Священник и книжник Ездра происходил из первосвященнического рода по линии Елиазара, сына Ааронова. Считают, что он был внуком (правнуком?) казненного Навуходоносором первосвященника Сераии (4 Цар. 25, 18-21). Знатность происхождения и природный талант позволили получить ему прекрасное образование и занять место придворного воспитателя при вавилонском царском дворе. Кроме того, Ездра был известен как весьма ревностный исполнитель Закона Моисеева.

В 458 году до Р.Х. Ездра получил грамоту от царя Артаксеркса, предоставляющую ему и прочим иудеям право возвратиться из Вавилона в Иерусалим. Это второе переселение он и возглавил. Первое переселение, как известно, было под предводительством Зоровавеля в 538 году по указу Персидского царя Кира.

От царя Артаксеркса Ездра получил почти неограниченную власть, что позволило ему успешно заниматься внутренним устройством и религиозным просвещением иудейского общества. Главной целью Ездры было воссоздать общество, устроенное на началах теократии и Закона Моисеева. Основными направлениями его деятельности были:

1. Установление церковно-богослужебного порядка;

2. Просвещение народа через публичное чтение Закона Моисеева;

3. Очищение народной нравственности (расторжение смешанных браков с язычниками);

4. Составление канона ветхозаветных книг. Последнее требовало особого кропотливого труда, для чего Ездрой было устроено ученое сообщество («Великая синагога»), с помощью которого был приведен пересмотр и исправление священных книг.

Более десяти лет народ находился под мудрым правлением Ездры. Когда же управление принял на себя Неемия, Ездра целиком посвятил себя учительству и нравственному воспитанию еврейского народа. Он занимался толкованием Закона Моисеева, принимал участие в освящении Иерусалимских стен. За свою мудрость Ездра снискал большое уважение не только у иудеев, но и у соседних народов. Арабы почитают его как ученого мужа.

Скончался Ездра в глубокой старости и с честью был погребен в Иерусалиме (по сведениям Иосифа Флавия, скончался он ста двадцати лет в Персии во время второго путешествия к Артаксерксу).

Цель написания книги

 

1. Продолжение истории народа Божия и доведение её до событий, свидетелем которых был сам автор.

2. Общая цель всех священных книг – указание зависимости внешнего успеха от чистоты веры и нравственности. Священник Ездра желал возродить в сердцах иудеев любовь к Богу, к Храму и Закону, свидетельствуя о милости Божией, явленной роду в сохранении его в тяжких обстоятельствах плена. Народ сумел сохранить в плену даже родословные записи, дабы точно знать, откуда должен произойти обетованный Мессия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.007 с.)