Словарь «Логопсихология и логопедагогика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь «Логопсихология и логопедагогика»



Аграмматизм (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — на­рушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный Аграмматизм— ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрес­сивный Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении активной речи. Аграмматизм воз­никает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головно­го мозга. Обычно является симптомом афазии', у детей наблюдается при алалиях. Явления Аграмматизма могут быть компенсированы в результате специального вос­становительного обучения.

Аграфия (от греч. а- - - приставка со значением отрицания и grapho — пишу) — нарушение письма. Как правило, Аграфия обусловлена по­ражением речевого отдела коры больших полушарий головного мозга и является симптомом речевых расстройств, связанных с нарушениями звукового анализа слов и овладения звуковым составом слова. У детей Аграфия может выступать одним из проявлений алалии или афазии. Аграфию необходи­мо отличать от ошибок при письме, характерных для детей с нарушени­ями слуха. Компенсация Аграфии осуществляется с опорой на зрительные и кинестезические ощущения звукопроизношения.

Алалия (от греч. а----приставка со значением отрицания и lalia — речь) — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразви­тия или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга. Различают моторную и сенсорную Алалию (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная Алалия). Моторная Алалия характеризуется преимущественным недоразвитием зву­ковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее пони­мании. При сенсорной Алалии отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею. При Алалии ограничение речевого общения приводит к вторичному недо­развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). По­становка диагноза требует разграничения Алалии и вторичных речевых нару­шений при умственной отсталости и дефектах слуха. Коррекционное обучение при Алалии осуществляется преимущественно в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Алексия (от греч. а-----приставка со значением отрицания и лат. lego — читаю) — расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по сравнению с менее выраженной формой — дислексией. Возни­кает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии.

Анартрия (от греч. anarthros — нечленораздельный) — нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь; крайне выраженная степень дизартрии.

Афазия (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phasis — высказывание) — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха.

Афония (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phone— голос) — неспособность к звучной и громкой речи при сохран­ной шепотной речи. Истинная (гортанная) Афония бывает вызвана поражени­ями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронических заболева­ний гортани и т. п.). Функциональная Афония возникает как следствие пси­хических травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной ре­гуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смы­кания голосовых связок. Функциональная Афония излечивается преимуще­ственно методами психотерапии.

Афразия (от греч. а- — приставка со значением отрицания и phrasis— выражение) — расстройство речи, выражающееся в неспособ­ности построить осмысленную фразу.

Баттаризм (от франц. battre— бить, ударять) — нарушение речи, при котором, как и при тахилалии, слова произносятся в чрезмерно бы­стром темпе, а также, помимо этого, сопровождаются нечеткостью арти­куляции, «проглатыванием» окончаний и т. п. В результате речь стано­вится очень неразборчивой. Б. часто сопутствует невропатии как одно из проявлений повышенной возбудимости.

Брадифразия (от греч. bradys — медленный и phrasis — выраже­ние) — патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нару­шения баланса нервных процессов (преобладание торможения над воз­буждением). Речь страдающих Брадифразией отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжитель­ные высказывания затруднительны.

Гнусавость — устаревший термин, которым ранее обозначались ре­чевые нарушения, определяемые в современной дефектологии как ринолалия.

Дети с нарушениями речи — дети с сохранным слухом и ин­теллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Нарушения ре­чи весьма разнообразны.

Дизартрия (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и arthron — сочленение) — расстройство артикуляции, вызванное недоста­точной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различ­ных органических поражений ЦНС. В зависимости от локализации участка поражения различают бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамид­ную, мозжечковую и корковую Дизартрия Бывает выражена в различной степе­ни — от нечеткого произношения отдельных звуков до полной неспособ­ности произношения звуков (анартрия). Дизартрии сопутствуют изменения темпа и интонации речи, нарушения звуко-слоговой структуры высказывания, что делает речь крайне непонятной.

Дисграфия (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство grapho — пишу) — частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложе­ния. В основе Дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдаются неполноценность фонематического слуха и недо­статки произношения, препятствующие овладению фонетическим (зву­ковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма.

Дислалия (от греч. dis- — приставка, означающая расстройство, и lalia — речь) — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вы­званное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Дислалия), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фо­нематического восприятия (функциональная Дислалия). Крайне выраженная форма — алалия. Коррекция Дислалии осуществляется при помощи специально логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произно­шения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.

Дисфония (от греч. dis-----приставка, означающая расстройство, и phone — голос) — частичное расстройство голоса, при котором, в отличие от афонии, звукопроизнесение сохраняется, но страдает необычным тем­бром, слабостью или прерывистостью. Как правило, Дисфония — следствие за­болеваний гортани, проходит в результате лечения.

Заикание — сложное нарушение речи, характеризующееся рас­стройством ее ритма и плавности.

Косноязычие — нарушение звукопроизношения, выражающееся в искажении или замене звуков речи. Может выступать одним из сим­птомов общего недоразвития речи, а также в качестве самостоятельного нарушения. Возникает вследствие аномалий речевого аппарата, наруше­ний его иннервации (органическое Косноязычие). В раннем возрасте незрелость речи ребенка проявляется в том числе и в так называемом физиологическом Косноязычии, которое проходит по мере освоения ребенком фонетической системы языка. Если этот процесс нарушен или затруднен, возможно закрепление неправильного произношения (функциональное Косноязычие). Наиболее часто искажению иди замене подвергаются шипящие и свистящие звуки, а также звуки р и л.

Логоневроз (от греч. logos — слово, речь и neuron — нерв) — не­вротическое заболевание с преимущественным поражением речевой фун­кции. Проявляется в виде мутизма или заикания. Возникает в результате психической травмы, содержание которой отражается в картине заболевания. С течением времени смягчается. Характеризуется общеневротическими проявле­ниями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настро­ение, вегетативные расстройства), а также невротическим поражением речи, в частности в виде логофобии (страха речи). При этом мучительное пред­чувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизнесения. Лечение проводится преимущественно методами психотерапии.

Логопатия (от греч. logos — слово, речь и pathos — страдание, бо­лезнь) — термин, который в дефектологии служит для общего обозначения различных видов речевой недостаточности при нормальном слухе.

Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.

Логопсхилогия - отрасль специальной психологии изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами. Изучает причины, механизмы, симптоматику, структуру нарушений в познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также межличностных отношений детей с нарушениями в речевом развитии.

Логопедагогика - это направление специальной педагогики, разрабатывающий вопросы исправления речи детей и подростков.

Мутизм (от лат. тиШа — немой) — отказ от активной речи. Возни­кает преимущественно в школьном возрасте в результате психической травмы. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию. В зависимости от природы этой травмы Мутизм может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявля­ющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне за­икания. Если Мутизм сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР.

Немота — собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В некоторых случаях Немота бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха Немота возника­ет вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью. При нормальном слухе к Немоте могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм. В случаях глубокой интеллектуальной недо­статочности неспособность к овладению речью также приводит к Немоте.

Ринолалия (от греч. rhinos — нос и лат. lalia—- речь), паталалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловлен­ное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тем­бра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Через рас­щелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа; при этом звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малораз­борчивая, монотонная (устаревшее название Ринолалии - - гнусавость). Такая форма Ринолалии называется открытой в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронических воспалительных процессах носоглотки. При закрытой Р. носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразования и голос лишается ряда обертонов, звучит глухо, с искажением носовых звуков «м», «н».

Сопряжённая речь — логопедический прием, заключающийся в од­новременном созвучном произнесении двумя или несколькими людьми слов и фраз. Для детей с нарушением речи высказывание в Сопряжённой речи значи­тельно легче самостоятельного. Поэтому Сопряжённая речь используется как важный способ преодоления речевых нарушений (в частности, заикания) на ран­них этапах логопедической работы, предшествующих самостоятельному проговариванию.

Тахилалия (от греч. tachys — быстрый и lalia— речь) — наруше­ние речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа при сохране­нии фонетического оформления, лексики и грамматического строя речи. Тахилалию следует отличать от баттаршма, при котором нарушаются и другие названные компоненты речи. Устраняется во время специальных логопедических занятий.

Фонастения (от греч. phone — звук и asthenia — слабость, бесси­лие) — нарушение голосообразования, наступающее при отсутствии ор­ганического поражения речедвигательного аппарата. Часто выступает следстви­ем чрезмерной голосовой нагрузки, проходит после достаточного отдыха, в необходимых случаях — после физиотерапевтических процедур. Фонастения может иметь психогенный характер, т. е. может быть вызвана психической травмой; в этом случае устранение явлений Фонастения требует психотерапевтического воздействия.

Шепелявость — устаревший термин, которым ранее обозначались нарушения произношения, определяемые в современной логопедии как сигматизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.01 с.)