Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе.



Вопросы и задания:

1. Художественная литература – одна из форм общественного сознания. Различные формы познания действительности. Искусство как особая форма духовного освоения мира. Взаимосвязь и взаимодействие форм общественного сознания:

a. Влияние на литературу политики, религии, философии, науки.

b. Наука и литература, близость и различие.

c. Литература как вид искусства, ее место среди других видов искусства.

2. Специфика литературы как искусства слова. Особенности выразительных форм в литературе. Образное мышление, художественный вымысел.

3. Соотношение языка в литературном произведении с языком повседневной коммуникации, научным языком.

4. “Состав литературы” с точки зрения синхронии и диахронии

5. Особенности восприятия литературного образа, отличие от других вводов искусств.

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

3. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения, Москва 1999

4. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 255 - 270.

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

 

Тема 2. Тема, проблема, идея художественного произведения.

Количество часов 2

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе; вырабатывать навыки литературоведческого анализа текста художественного произведения.

 

Вопросы и задания:

1. Понятие о теме литературного произведения. Тема рассказа «Старуха Изергиль» в творчестве М. Горького (инд. сообщение «Ранние романтические произведения М. Горького). Причины (объективные и субъективные) обращения писателя к избранной теме.

2. Понятие проблемы литературного произведения. Основная проблема, поставленная писателем в рассказе. Её актуальность для русской действительности конца ХIХ- начала ХХ века.

3. Понятие об идее литературного произведения. Её образная природа. Основная идея (идейный смысл) рассказа «Старуха Изергиль».

4. Пути и формы художественного раскрытия содержания «Старуха Изергиль»:

а) своеобразие композиции рассказа;

б) образы Ларры и Данко: два мировоззрения, две морали, две жизненных философии. «Итог жизни» каждого из героев как выражение авторской оценки их поведения;

в) старуха Изергиль как центральный персонаж рассказа. Воспоминания героини о прошлом и их идейно-композиционная роль в произведении. Приёмы описания внешнего облика старухи Изергиль (портретная характеристика, описание манеры поведения и т. п.) как средство выражения авторского отношения к персонажу;

г) значение «природного обрамления» в раскрытии идейного замысла произведения

д) образ рассказчика, его место и роль в произведении.

 

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Наука. Флинта, 1999

4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

5. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

6. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

Тема 3. Событие в литературном произведении. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Количество часов 2

Цель – Закрепить знания, полученные в лекционном курсе. Выработать навыки анализа литературного произведения.

Вопросы и задания

1. Вспомните основные понятия, изученные ранее: художественное время и художественное пространство как важнейшие характеристики художественного образа; событие в литературном произведении, сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий.

2. Проанализируйте повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

· Попытайтесь обрисовать изначальную ситуацию повести, обращая внимание на формы пространственно-временной локализации героев, систему их ценностей. Как соотносятся мир Москвы и мир деревни, в которой живут Лиза с матерью. Имеют ли эти хронотопы общие точки схождения, или же они абсолютно не совпадают друг с другом и ценностно поляризованы?

· Определите основные события повести и мотивируйте, обозначая какие границы (пространственные, временные, ценностные) пересекаются персонажами. Меняются ли миры после событий, или же изменения касаются только судеб героев, а миры остаются тождественными самим себе?

· Попытайтесь разграничить сюжет и фабулу в этом произведении, используя известные вам критерии разграничения этих понятий.

· Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания в произведении. Подумайте почему для смыслового и сюжетного уровня повести важно, что рассказчик рассказывает историю, переданную ему Эрастом?

Литература:

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307.

5. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964.

6. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

8. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

 

Тема 4. Разделение литературы на роды и жанры

Количество часов 2

Цель занятия – углубить знания, полученные в лекционном курсе, научить самостоятельно определять традиционные жанры литературы. Выработать основные навыки литературоведческого анализа драматического произведения.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику эпоса как литературного рода. Назовите жанры большого эпоса, жанры малого эпоса.

2. Дайте характеристику лирики как литературного рода. Классификация лирических произведений.

3. Объясните своеобразие драматического рода литературы. Назовите жанры драмы.

4. Проанализируйте комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума".

· Попытайтесь определить, какой тип коллизии является доминирующим в этом произведении: а) коллизия между характером и обстоятельствами; б) между характерами; в) внутри характера. Попытайтесь определить природу этой коллизии.

· Определите элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Какую роль в комедии играет экспозиция? Какое значение имеет фраза: "Вы баловник, к лицу ль вам эти лица..."?

· Определите игровые (театральные) и естественные формы поведения персонажей. Можно ли сказать, что данное противоречие разрешается в мире комедии?

· Обратите внимание на речевые портреты персонажей, их жесты. Можно ли сказать, что интимная и выставленная на показ сферы жизни оформляются с помощью разных "образов языка", или же они существуют по одинаковым языковым законам? Можно ли сказать, что фигура Чацкого в комедии соответствует фигуре резонёра (ср. с образами Стародума и Правдина) в классицистической драматургии?

· Слово героя и сюжет в пьесе "Горе от ума". Насколько адекватны оценки, данные Чацким, "глупому миру", Молчалину, Фамусову, Скалозубу и оценки, которые "глупый мир" даёт Чацкому? "Говорящие" и "молчащие" персонажи в пьесе. Есть ли в пьесе персонажи, у кого не возникает ценностного разрыва между словом и действием, поступком? Или же у всех персонажей слово существует в отрыве от его конкретных действий и поведения в той или иной ситуации?

· Почему автор определил жанр своего произведения как комедию? Выделите жанровые признаки комедии. В чем жанровое своеобразие произведения?

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

3. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.011 с.)