Тема 2.1. Личность в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Личность в социальной психологии



 

Понятие «личность и все производные от него слова: «личный», «личностный», «персональный» и т.д. - сегодня очень прочно вошли в сознание человека современной европейской культуры и во все европейские языки. Слово это настолько широко задействовано в ны­нешнем лексиконе, что может сложиться впечатление, будто оно су­ществовало всегда и всюду, но это далеко не так.

Проблема личности в социальной психологии имеет свою исто­рию. Анализ дискуссии о категории «личность» в системе социаль­но-психологического знания, проведенный Г.М. Андреевой (2000), показывает наличие противоположных взглядов на проблему. Одни исследователи задачей социальной психологии считают именно изу­чение личности (Платонов К.К.), в том числе и в контексте группы. Другие придерживаются точки зрения, что для социальной психоло­гии главный объект исследования - изучение «психологии группы». При такой аргументации предполагалось, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии и персонологии, а отличие социальной психологии от них состоит в другом фокусе интереса.

По мнению Г.М. Андреевой, необходимость включения катего­рии «личность» в предмет социальной психологии диктуется и други­ми соображениями. Проблема личности - это задача всей совокуп­ности психологических наук, и поэтому, даже если определить «гра­ницы» между ними, вопрос о специфике анализа личности полностью не решится. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: философия и социология; этика, педагогика, генетика. Совместность этих усилий, конечно, предполагает комплексный подход к исследованию личности, но и он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска каждой из вовлеченных в него дисциплин.

Для социальной психологии важно установить отличие своего подхода к личности от двух других «родительских» дисциплин: социологии и психологии. Вся трудность решения этой проблемы заклю­чается в том, что в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социаль­ной психологии.

Известно, что в отношении человека используются разные терми­ны и понятия: человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Человек - понятие самое общее. Оно означает вид в биологи­ческой классификации (Homo sapiens) и поэтому представляет со­бой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне мы можем выделить категориальные пары понятий «вид-индивид», за биологическим индивидом закрепилось понятие «особь», а за человеческим - «индивидуум». Человеческий индивид, или ин­дивидуум, есть представитель рода, а именно биологического вида Homo sapiens. Человек, взятый в его социальном качестве, есть лич­ность. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Сущность человека не в его уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном. В его социальном качестве, сближающем его с подобными ему индивидами того же рода, сущность в его соци­альности.

Это социальное качество человека мы и называем личностью.

В процессе социализации человеческий индивидуум становится личностью, качество которой зависит от социальной среды, от соци­ально-экономического строя, от культуры, т.е. от многочисленных собственно социальных характеристик его окружения.

Личность последовательно формируется в процессе он­тогенеза в обществе. Поэтому категория, парная понятию «лич­ность», - это «общество».

Личность - это конкретный человек, являющийся представите­лем определенного государства, общества и группы (социальной, эт­нической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осозна­ющий свое отношение к окружающим его людям и социальной дей­ствительности, включенный во все отношения последней и занимаю­щийся своеобразным видом деятельности, наделенный специфически­ми индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психо­логические особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека - это сложившаяся система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились н сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отно­шений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социаль­но психологических качеств на поведение, действия и поступки;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутстви­ем или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказыва­ется в силу различного рода социальных обстоятельств;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффектив­но проявляться;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устой­чивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогран­ностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально- психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения и на поведении.

Социально-психологическая характеристика личности как описа­ние всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою иерархизированную внутреннюю структуру, основной фокус ко­торой ориентирован на выделение социально-психологических качеств через осмысление всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.

При этом не надо забывать и об общепсихологической структу­ре личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвя­занных сторон.

Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы - это психические явления, обеспечи­вающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоян­но проявляющиеся особенности личности обеспечивающие опреде­ленный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Разли­чают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния - это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный мо­мент времени. Психические образования представляют собой пси­хические явления, формирующиеся в процессе приобретения челове­ком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности связана с общественно значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Мо­ральный облик личности - это система представлений о морали, от­ражающая наличие 7'вердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности - это устойчи­вая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности выявляет ее ос­новные качества и характеристики, позволяющие играть определен­ные роли в обществе, занимать определенное положение среди дру­гих людей. Входящие в нее отношения к другим людям представля­ют собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-пси­хологических качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности - типичные способы поведения личности, обусловливае­мые индивидуально- и социально-психологическими особенностя­ми, позволяющими завоевывать определенный авторитет и дове­рие со стороны других людей. Социальные позиции личности - взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности - настроенность на определенное отношение к обществу и к другим людям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.005 с.)