Прохоров: системно-функциональная модель психических состояний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прохоров: системно-функциональная модель психических состояний.



Психическое состояние – характеристика психики человека, отн-но неизменная во времени=>это хар-ка психического пр-са.

Стр-ра психических состояний – 4 уровня:

- социально-психологический

- психологический

- психофизиол

- физиол

На каждом ур-не можно рассматривать S-ные и O-ные хар-ки сост-ия.

S-ные: отражаются в самосозн-ии чел-ка, в них проявляется самоотн-ие чел-ка, рез-ты самопозн-я и саморег-ции.

О-ные: м\б получены с помощью О-ных измерений пар-ров орг-ма и психики, также анализа внешнего облика чел-ка, особ-тей пов-ия и Д-ти.

Также есть sit и надSit составляющие.

Sitные особ-ти психики – отношение силы события к трансsit особ-тям психики и способам Д-ти.

Хар-ки сост-ий: общие (эмоц-е, временные, тонические и т.д. …), видовые, индивидуальные.

Сущность концепции: в процессе саморегуляции 3 больших составляющих:

1.Психол-ий строй личности

2.Психический образ как актуального, так и желаемого сост-ия

3.Наличие Ref

1) Психические сост-ия образуют строй личности. Это пр-сы, сост-я, св-ва. Они развертываются в условиях соц-ного функционирования S-та в Sit жизнеД-ти. От сост-я к сост-ю смена старого строя на новый. Ведущая хар-ка – пр-сы, а сост-ие – это хар-ка пр-са. Также в с\рег-ю входят:

- Ref перживаемого сост-я связанная с осознанием «что я чувствую»

- Представление желаемого сост-я

- Актуализация соответствующей мот-ии – «зачем это мне»

- Исп-ие психорег-их ср-в

Переход к желаемому сост-ю проходит ряд переходных сост-ий. Inf о достижении желаемого сост-ия реализуется при помощи обратной связи

2) Психический образ – феномен отражения О-ной реальности, кот. обладает св-вами предметности, активного форм-ия, системности, многоуровневости. П.образ регулирует не только действия, но и процессы => состояния. М\б оперативным и образом-целью. Уровни образа: он форм-ся на сенсорно-перц. – ощ-ия, переходят на ур-нь представлений, и на вербально-логический. Образ запускает смену психологического строя.

3) Рефлексия. 2 вида: предметная (направлена на осозн. предметной реальности) и личная (на себя).

2 функции: контрольна я (пр-сы сличения и оценки) и консутруктивная (перестройка эталона как неприменимого в данных усл-ях)

 

Осницкий: концептуальная модель регуляторного опыта человека. Опыт – структурированная система знаний, умений и переживаний, влияющий на успешность регуляции деят-ти и пов-ия. Комп-ты опыта:

- опыт рефлексии

- ценностно-мотивационный опыт

- опыт привычной активности

- операциональный опыт

- опыт сотрудничества

 


 

30. Основные виды поведенческих расстройств и их психотерапия

Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей крайней степени доходит до выраженного нарушения со ответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основанием для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения.

Примеры поведения, на которых основывается диагноз расстройства поведения, включают:

чрезмерную драчливость нлн хулиганство: жестокость к другим людям или животным: тяжелые разрушения собственности: поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжелые вспышки гнева: вызывающее провокационное поведение; и постоянное откровенное непослушание. Любая из этих категорий при ее выраженности является достаточной ятя постановки диагноза; но изолированные диссоциальные акты не являются основой дтя диагноза.

Критерии исключения включают нечастые, но серьезные лежащие в основе нарушений поведения состояния, такие, как шизофрения, мания, общее расстройство развития, гиперкинетическое расстройство и депрессия.

 

Нарушения поведения часто совпадают с другими состояниями. Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста должны вести к диагнозу смешанных расстройств поведения и эмоций.

Несоциализированное расстройство поведения - тип расстройства поведения характеризующийся сочетанием упорного диссоцнального или агрессивного поведения (не охватывающего только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение) со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми.

Отсутствие эффективной интеграции в группе сверстников составляет ключевое отличие от "социализированных" нарушений поведения, и это самое важное дифференциальное отличие. О нарушенных взаимосвязях с ровесниками свидетельствуют главным образом изоляция от них и или их отвержение ими или непопулярность у других детей; отсутствие близких друзей или постоянных эмпатическнх взаимных связей с другими детьми в той же возрастной группе. В связях со взрослыми есть тенденция к проявлению несогласия, жестокости и негодования: однако могут случаться и хорошие взаимоотношения со взрослыми.. Часто, но не всегда отмечаются сопутствующие эмоциональные расстройства.

Характерно (но не обязательно), что нарушитель одинок. Типичное поведение включает в себя хулиганство, чрезмерную драчливость и (у более старших детей) вымогательство ити нападения с насилием: чрез мерное непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам: тяжелые вспышки гнева н неконтролируемой ярости, разрушения имущества, поджога и жестокость к другим детям и животным. Однако некоторые одиноко держащиеся дети могут тем не менее вовлекаться в группу правонарушителей: поэтому при постановке диагноза характер поступка менее важен, чем качество личных взаимоотношений.

Обычно расстройство проявляется в различных ситуациях, но может быть более очевидным в школе; совместимой с диагнозом является ситуационная специфичность к иному, чем дом. местоположению.

Социализированное расстройство поведения - категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (не ограничивающееся оппозиционным вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

Ключевым дифференциальным признаком является наличие адекватных взаимоотношений со сверстниками приблизительно того же возраста. Часто, но не всегда, группа сверстников состоит из несовершеннолетних, вовлеченных в делинквентную или диссоциальную активность (в которой социально неприемлемое поведение ребенка может одобряться группой сверстников и регулироваться субкультурой, к которой он принадлежит). Однако это не является необходимым требованием для установления диагноза; ребенок может составлять часть неделинквентной группы сверстников со своим собственным диссоциальным поведением за ее пределами. В частности, если диссоциальное поведение включает в себя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертвами или другими детьми.

Имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с теми взрослыми, которые относятся к представителям властей, но с некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу, но если они ограничены домом, то это исключает диагноз. Часто расстройство наиболее заметно за пределами семьи и специфичность проявления расстройства в обстановке школы (или в других несемейных условиях) совместима с диагнозом.

 

Вызывающее оппозиционное расстройство - тип расстройств поведения характерен для детей младше 9-10 лет. Он определяется наличием заметно вызывающего, непослушного, провокационного поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других. Расстройство требует чтобы удовлетворялись общие критерии: даже серьезное непослушание или озорное поведение сами по себе недостаточны для диагноза. Главным признаком расстройства является постоянно негативистическое. враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня поведения для ребенка того же самого возраста в тех же социокультуральных условиях и не включающее в себя более серьезные нарушения прав других, которые отмечены при агрессивном и диссоциальном поведении. Дети с этим расстройством имеют тенденцию часто и активно игнорировать просьбы взрослых или правила и намеренно досаждать другим людям. Обычно они сердиты, обидчивы и им легко досаждают другие люди, которых они и обвиняют за свои собственные ошибки и трудности У них обычно отмечается низкий уровень фрустрапионной толерантности и легкая потеря самообладания. В типичных случаях их вызывающее поведение имеет характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор и обычно проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление властям. Часто поведение более очевидно во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которых ребенок хорошо знает, и признаки расстройства могут не проявляться во время клинической беседы. Ключевым отличием от других видов нарушений поведения является отсутствие поведения, нарушающего законы и основные права других, как например, воровство, жестокость, драки, нападение и разрушительность.

Смешанные расстройства поведения и эмоций - группа расстройств характеризуется сочетанием стойко агрессивного диссоцнального или вызывающего поведения с явными и заметными симптомами депрессии, тревоги или другими эмоциональными нарушениями.

Тяжесть состояния должна быть достаточной для того, чтобы одновременно выполнялись критерии как расстройств поведения детского возраста, так и эмоциональных расстройств детского возраста или характерных для зрелого возраста невротических расстройств или расстройств настроения.

Выполненные исследования недостаточны, чтобы быть уверенными, что эта категория в самом деле независима от нарушений поведения.

 

Депрессивное расстройство поведения - категория требует сочетания расстройства поведения детства с постоянной выраженной депрессией, проявляющейся такими симптомами как чрезмерное страдание, потеря интересов и удовольствия в обычной активности, самообвинение и безнадежность. Могут также отмечаться нарушения сна или аппетита

 

Терапия. При попытке изменить чье-либо повеление мы используем законы формирования поведения, независимо от того, знаем мы их или нет. Не зная эти законы, чаще всего мы их применяем неправильно. В настоящее время психология поведения может предложить простые и эффективные способы воздействия на поведение. Ниже мы опишем эти способы, опираясь на работы Карен Прайор.

Проблемы, связанные с поведением ребенка, можно разделить на две группы.

 

Первая группа - собственно поведенческие проблемы у достаточно здорового и благополучного ребенка. Например, ребенок часто опаздывает в школу, хотя ему нравится учиться. Другой пример - несоблюдение правил дорожного движения, что часто создает угрозу жизни и здоровью ребенка. В этом случае воздействие на поведение очень эффективно.

Вторая группа - поведенческие проблемы, связанные с нарушением здоровья и благополучия ребенка. Например, при гриппе, на фоне высокой температуры и дети, и даже взрослые становятся капризными, раздражительными, иногда агрессивными. В этом случае нет никакого смысла заниматься психологической коррекцией поведения. Нужно обратиться к врачу-терапевту и провести лечение основного расстройства - гриппа.

Более сложная ситуация возникает тогда, когда ребенок часто болеет и привыкает быть капризным. Только лечение основного заболевания уже не приводит к полному исчезновению капризов. В этом случае необходимо как воздействие на поведение, так и лечение основных или сопутствующих заболеваний. Во всех подобных случаях следует сочетать воздействие на поведение ребенка с лечением того заболевания, которое провоцирует нежелательное поведение.

Самая сложная - третья группа поведенческих проблем. Это проблемы детей, нежелательное поведение которых определяется расстройством, не поддающимся прямому лечению. Например, ребенок с умственной отсталостью или детским аутизмом во многих ситуациях демонстрирует нежелательное поведение. Если поведение ребенка не имеет ярко выраженного патологического характера, применение поведенческих методов бывает достаточно эффективно. хотя и не приводит к полному устранению нежелательного поведения. Но если поведение ребенка приобретает отчетливый патологический характер (например, тики, немотивированная агрессия, жестокость), то поведенческое воздействие нужно сочетать с симптоматическим лечением соответствующего расстройства у врача- психиатра.

Основное понятие, используемое в поведенческом подходе - подкрепление. Всякое поведение направлено на положительное подкрепление и прекращается когда человек не получает ожидаемого подкрепления или получает отрицательное подкрепление. Патологическое поведение считается таким именно потому, что не зависит от подкрепления. Во всяком случае патологическое поведение зависит от подкрепления в значительно меньшей степени, чем обычное поведение.

Часто мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем ребенка, когда он ведет себя плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Законы подкрепления просты: их можно переписать за десять минут и выучить за час. Применение их в основном зависит от ситуации, такое обучение и управление поведением подобно игре

Обучение с подкреплением не похоже не систему наград и наказаний. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они безусловно, не могут воздействовать на уже совершенные действия. Подкрепление - это то, к чему надо стремиться, например, улыбка или ласка, или «отрицательное», которого надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям. Подкрепление происходит именно во время поведения, на кот. Надо воздействовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент. М\б + и -. Пов-ие, кот. уже встречается можно усилить с помощью +. - он будет стараться избегать. Нужно выстроить правильный режим подкрепления чередовать вариативное подкрепление с постоянным.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.031 с.)