Тема 1. Статистика как наука и практика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Статистика как наука и практика.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Тема 1 Статистика как наука и практика.  
Тема 2 Статистическое наблюдение  
Тема 3 Сводка и группировка статистических данных  
Тема 4 Способы наглядного представления статистических данных  
Тема 5 Абсолютные и относительные величины  
Тема 6 Средние величины и показатели вариации  
Тема 7 Индексы  
Тема 8 Ряды динамики и ряды распределения  
Тема 9 Статистическое наблюдение связей между явлениями.  
Список рекомендуемой литературы  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по учебной дисциплине «Статистика» от студента требуется овладение знаниями общих основ статистической науки, искусством организации и проведения статистических исследований, принятыми в российской практике учета и статистики, анализа экономической информации и обобщения их результатов.

В результате изучения курса «Статистика» студенты

должны уметь:

· собирать и регистрировать статистическую информацию;

· проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

· выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;

· осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;

должны знать:

· предмет, метод и задачи статистики;

· общие основы статистической науки;

· принципы организации государственной статистики;

· современные тенденции развития статистического учёта;

· основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

· основные формы и виды действующей статистической отчётности;

· технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления

Данное учебное пособие представляет собой полный курс лекций по темам, в соответствии с утверждёнными программами по учебной дисциплине «Статистика» и предназначено для теоретического освоения соответствующих тем и получения практических навыков студентами Тамбовского бизнес – колледжа по специальностям: «Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело», «Гостиничный сервис», «Право и организация социального обеспечения», «АСОИУ», «ПОВТ».

Учебное пособие может быть использовано для организации как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов.


Тема 1. Статистика как наука и практика.

1. Предмет и основные категории статистики как науки.

2. Методология статистики.

3. Система органов статистика

 

Для руководства и управления хозяйством страны, для познания закономерностей в экономике необходимы обширные сведения: экономические, социальные, технические и др. Эти сведения являются статистическими данными.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в 3 значениях:

1. под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей (стат. учет), по сбору, обработке и анализу данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны и её регионов, отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий.

2. статистикой часто называют совокупность цифровых сведений, стат. данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодическое прессе, представляющие собой результат стат. работы.

3. статистикой называют науку, занимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.

Между статистикой наукой и статистикой практикой существует тесная связь. Стат. практика применяет правила, выработанные наукой, а стат. наука, в свою очередь, опирается на материалы практики и обобщая опыт практики разрабатывает новые теоретические положения.

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Статистика изучает общественные явления во взаимосвязи, взаимозависимости друг с другом, в их развитии, сравнивая их, выясняя направления и темпы развития. Статистика использует свои специфические, только ей присущие, методы и приемы для изучения явлений общественной жизни.

Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий.

1. статистическая совокупность – множество единиц (объектов, явлений) однокачественных по нескольким или одному признаку. Однокачественность (однородность) – подчиненность составляющих совокупность элементов общему закону развития. Т.е. объекты совокупности объединены общей связью, но отличаются друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность предприятий, фирм, совокупность семей, дошкольных и школьных учреждений.

Специфическим свойством стат. совокупности является массовость единиц.

2. массовость – форма проявления статистической совокупности. Статистика не может быть точной без анализа большого количества данных о процессах и явлениях. Массовость явления осуществляется путем взаимодействия единиц совокупности.

3. единица совокупности – первичный элемент стат. совокупности, выражающий её качественную определенность. Единицей совокупности могут выступать промышленные или торговые предприятия, ларьки, колхозы, школы. Единица совокупности является носителем ряда свойств или признаков, подлежащих регистрации и основой ведущегося при обследовании счета.

4. признак – качественная особенность, свойство единицы совокупности, которое может быть установлено или измерено в ходе его количественного изучения.

Признаки делятся на 2 основные группы:

- количественные – свойства общественных явлений, которые различаются их численным значением. Например, мощность или размер предприятия, численность работников на предприятии, средний заработок, стаж работы;

- качественные – выражают содержательные (существенные) различия. Например, оценка уровня образования по ступеням: неполное среднее, среднее, средне специальное, высшее, кандидат, доктор наук.

Особенностью статистических исследований является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. те, которые принимают различное значение.

5. статистический показатель – обобщенная количественно-качественная характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом.

6. система статистических показателей – совокупность стат. показателей, отражающих взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Система стат. показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны, региона, предприятия, семьи.

7. статистическая закономерность – закономерности массовых процессов, выражающие усредненный результат взаимодействия значительного числа однородных социально-экономических явлений. Выявление стат. закономерности является непосредственной целью стат. изучения. Стат. закономерность следует рассматривать как форму выражения действия социально-экономических законов.

Природа статистической закономерности может быть достаточно полно исследована лишь с учетом действия закона больших чисел – это объективный закон, согласно которому совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти не зависящему от случая. Т.е. основан на принципе использования большой массы случаев, на математическом выражении свойств стат. совокупностей в виде ряда теорем.

 

Методология статистики.

Общие правила статистического исследования исходят из положений экономической теории и принципа диалектического метода познания (согласно которому все явления изучаются в процессе развития). Специальные приемы и методы статистического исследования представляют собой статистическую методологию (методы массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических рядов, индексный метод и др.) Применение конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.

Стататистические методы используются комплексно (системно) Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоящего из 3 основных стадий:

1. Сбор первичной стат. информации: метод массового статистического наблюдения, обеспечивает всеобщность, полноту и представительность (репрезентативность) полученной первичной информации;

2. Статистическая сводка и обработка первичной информации: метод группировки дает возможность выделить из совокупности единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в различных условиях; метод сводки обобщение данных наблюдения по выделенным частям и целому, т.е. получение стат. показателей в форме абсолютных величин, при помощи которых измеряют объемы явлений.

3. Обобщение и интерпретация стат. информации = анализ стат. информации на основе применения метода обобщающих показателей, которыйпозволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи стат. величин: относительных, средних, вариации и т.п. Проведение анализа позволяет проверить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, определить влияние и взаимодействие различных факторов, оценить эффективность принимаемых управленческих решений, возможные эк. и соц. последствия складывающихся ситуаций.

При изучении стат. информации широкое применение имеют табличный и графический методы.

Особенность статистики заключается в том, что стат. данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всем её многообразии и проявлении. При этом статистику интересуют те выводы, которые можно сделать на основе анализа собранных и обработанных цифровых данных.

Таблица 1.1

Численность населения РФ.

показатели 1985г 1990г 1995г 2002г 2010г
1. Численность населения на конец года, млн. чел. 143,6 148,2 148,0 145,2 142,9
2 Изменение численности по сравнению с 1985 г., %   103,2 103,4 101,1 99,5

 

Как видно из приведенной таблицы, данные статистики отражают состояние или уровень изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени, а также качественные сдвиги в процессе развития. Абсолютные цифры численности населения имеют ознакомительное значение, их сопоставление друг с другом позволяет выявить определенную тенденцию в изменении численности населения. Следовательно, называя то или иное стат. число, всегда указывают какое явление изучается, время и место, границы, в которых оно наблюдается, и в каких единицах измерения выражаются его величина.

Существуют 3 уровня статистики:

1. Общая теория статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики.

2. Отраслевой: включает экономическую и социальную статистику

Экономическая статистика разрабатывает и анализирует синтетические показатели, отражающие состояние национальной экономки, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений

3. Уровень определенной отрасли. Отрасли экономической статистики - статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.; их задача - разработка и анализ статистических показателей развития соответствующих отраслей.

Статистики крупных отраслей могут быть подразделены на более мелкие отраслевые статистики: например, статистика промышленности - на статистику машиностроения, металлургии, химии и др.; статистика сельского хозяйства - на статистику земледелия и животноводства и т.п.

Отрасли социальной статистики - статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической или социальной статистики, а те и другие основываются в свою очередь на категориях (показателях) и методах анализа, разработанных общей теорией статистики.

Общая теория статистики является той учебной дисциплиной, с изучения которой начинается формирование необходимых профессиональных знаний у экономистов, менеджеров, руководителей предприятий.

 

Система органов статистики.

Изучением экономического и социального развития страны, отдельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, совокупность которых называется статистической службой. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы ведомственной статистики.

Эффективное социально-экономическое обустройство и развитие государства, деятельность органов государственного управления и власти неразрывно связаны с деятельностью государственной статистики – важнейшей составляющей информационного обеспечения в масштабе всей страны.

Миссией государственной статистики является обеспечение общества достоверной, своевременной и исчерпывающей информацией о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

В настоящее время главным учетно-статистическим центром в стране является Главный межрегиональный центр обработки и распространения стат. информации Росстата (ГМЦ Росстата), а в целом - Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

В её задачи входит:

- представление официальной стат. информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям;

- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам;

- координация статистической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- разработка экономико-статистической информации, её анализ, составление национальных счетов, проведение балансовых расчетов;

- гарантирование полноты и научной обоснованности официальной стат. информации, обеспечение равного доступа к её изучению всем пользователям.

Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. Т.е. территориальные органы Росстата функционируют в республиках, входящих в РФ, в автономной области, автономных округах, краях, а также в областях и в городах по всей стране.

Росстат выполняет работу по сбору, обработке и анализу научно обоснованных данных, характеризующих экономическое и социальное развитие страны, ход выполнения государственных и региональных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем, эффективность производства. Характеризуя развитие национальной экономики страны, Росстат выявляет соотношения отраслей экономики, соотношения между размерами производства продукции и размерами ее потребления, в том числе потребления различных видов продукции на душу населения, отражает достигнутый уровень ВВП и ВНП, национальный доход и т.д. Этой информацией обеспечиваются законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы. Одновременно с этим Росстат занимается совершенствованием методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчетности. Методы сбора и обработки стат. данных, методология исчисления стат. показателей, установленные Росстатом, являются официальными стандартами Российской Федерации.

Органы государственной статистики выполняют переписи и единовременные учеты, необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикует данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных ее регионов, данные по международной статистике и международным сопоставлениям.

Одной из важных задач Росстата является укрепление контактов с международными статистическими службами - национальными статистическими службами стран СНГ, Статистической комиссией ООН, Секритариатом Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Евростатом (страны ЕС). Сотрудничество направлено на обеспечение сближения российской статистической методологии и практики с международными стандартами, эффективное использование зарубежного опыта при организации стат. наблюдения за новыми экономическими явлениями в РФ, совершенствование международного информационного взаимодействия, удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных пользователей в качественной и сопоставимой стат. информации социально-экономическом развитии России в сравнении с другими странами.

Сложившаяся информационно-статистическая система РФ имеет межведомственный характер. Наряду с Росстатом, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование статистической деятельностью в России около 60 федеральных органов государственной власти формируют официальную статистическую информацию. Кроме того, статистика в обязательном порядке ведется и на предприятиях, в их объединениях (холдингах, концернах, ассоциациях).

Это ведомственная статистика. Она выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства и планирования деятельности отдельных ведомств (органов гос. власти, министерств) и хозяйствующих субъектов.

Для ведения статистики на предприятиях, в объединениях, министерствах созданы те или иные статистические органы (ячейки). На отдельных предприятиях стат. работу может вести один человек, даже по должности не статистик; в крупных объединениях, министерствах имеются специальные отделы, управления.

Значение ведомственной статистики огромно, т.к. рыночная экономика основана на самостоятельности предприятий и полной ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности, что требует более глубокого анализа экономических процессов, происходящих на предприятиях. Такой анализ нуждается в обширной стат. информации, которая может быть получена не только на основе первичного учета, ведущегося на предприятиях, но и дополнительно путем специальных обследований, использования нормативных и информационных материалов, в частности информации Статрегистра.

Главная задача ведомственной статистики заключается в обеспечении информацией, характеризующей выполнение внутрифирменных планов, наличие внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска продукции, улучшения использования производственного потенциала.

Благодаря статистике управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта - отрасли экономики, предприятия или его отдельных подразделений. Статистика системой своих показателей выражает результаты их работы за истекший период, осуществляет контроль за выполнением плана, что требует единства методологии показателей в статистике и планировании. Точные и объективные данные статистики необходимы для составления планов работы предприятий.

Необходимость в стат. информации появляется уже на начальном этапе планирования. В общей системе планов на предприятиях определяющим является план выпуска продукции, поэтому обоснованное предвидение темпов роста и пропорций определенных видов продукции на перспективу имеет исключительно большое значение. С развитием рыночных отношений меняется подход к планированию выпуска продукции, что требует дополнительной статистической информации. В первую очередь статистика обеспечивает информацию о состоянии и сегментации рынка, о конкурентоспособности каждого вида продукции, работ, услуг. Важное значение имеет анализ динамики цен и исследование вопросов ценообразования. Рыночный механизм ценообразования требует системы статистических показателей как информационной основы для моделирования рыночных ситуаций и для обоснованного прогнозирования последствий. Для целей составления плана необходимы статистические данные о наличии трудовых и материальных ресурсов, достигнутом уровне их использования, имеющихся резервах.

Перед органами государственной и ведомственной статистики стоит ответственная задача теоретического обоснования объема и состава стат. информации, которая отвечала бы современным условиям развития экономики, перехода к новым принципам управления. Вопросы улучшения информационной базы требуют решения двух групп задач.

1) Система информации должна содействовать полному удовлетворению потребностей в информации различных уровней управления; на переход в управлении преимущественно на режим предотвращения перебоев в работе вместо режима устранения последствий отклонений от нормального хода производства.

2) Необходимо сдерживать рост информации за счет исключения избыточных данных, не имеющих значения для принятия обоснованных управленческих решений; это связано с рационализацией в самой системе учета и статистики и должно способствовать минимизации затрат на выполнение этой функции.

Т.о., главным содержанием статистики является исчисление стат. показателей и их анализ, благодаря чему управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия и их подразделения. Управлять сложными социальными и экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной стат. информацией.

 

Глоссарий: статистика, статистическая совокупность, массовость, статистическая единица, признак, статистический показатель, статистическая закономерность, закон больших чисел, статистическая методология, уровни статистики, статистическая служба, ведомственная статистика, Статрегистр Росстата.

 

Контрольные вопросы:

  1. Что означает термин «статистика»?
  2. Что является предметом исследования статистической науки?
  3. Какими основными категориями оперирует статистическая наука?
  4. В чем заключается сущность статистической методологии?
  5. Обозначьте три уровня статистики.

6. Какова структура органов государственной статистики на современном этапе?

7. Каковы задачи государственной статистики в условиях рыночной экономики?

8. Каковы задачи ведомственной статистики и чем объясняется возрастание её роли в современных условиях?

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Опишите основные задачи статистического учета и статистики.

2. В чем сущность и назначение Статистического реестра Росстата?

3. Какую информацию об объектах включает этот реестр?

 


 

Статистические таблицы.

Статистические графики.

 

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в форме таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. Значение таблиц определяется тем, что они позволяют изолированные статистические данные рассматривать совместно, достаточно полно и точно охватывая сложную природу явлений. Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования могут носить табличную форму, но не являться статистическими таблицами.

Статистическая таблица отличается от других табличных форм следующим:

Ø содержат результаты подсчета эмпирических данных;

Ø является итогом сводки первоначальной информации.

Таким образом, статистическая таблица – способ рационального изложения и обобщения данных о социально-экономических явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

Основные элементы статистической таблицы, представлены на рис.5.1., составляют её основу.

Название таблицы (общий заголовок)

Содержание строк Наименование граф (верхние заголовки)
А      
Наименование строк (боковые заголовки)
 
 
Подлежащее таблицы

 
Сказуемое таблицы

   
Итоговая строка       Итоговая графа

Рис. 4.1. Остов (основа) статистической таблицы.

Табличная форма представления числовой информации – это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемого графой, и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе – строке.

Статистическая таблица содержит три вида заголовков:

Ø общий – отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над её макетом по центру и является внешним заголовком.;

Ø верхние заголовки характеризуют содержание граф;

Ø боковые характеризуют содержание строк.

Остов таблицы, заполненный заголовками, образует её макет. Составление макетов таблиц - важное направление обработки статистических материалов. Для того чтобы получилась полная таблица, достаточно внести данные статистической сводки в пересечение каждой строки и графы. Схематично взаимодействие основных элементов статистической таблицы представлено на рис 4.2.

В случае необходимости таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

Статистическая таблица, подобно предложению в грамматике, имеет подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы характеризует объект исследования, в нём дается перечень единиц совокупности либо групп исследуемого объекта по существенным признакам. Сказуемым таблицы являются цифровые данные, характеризующие подлежащее. Обычно подлежащее располагается слева в виде названий строк, сказуемое - сверху в виде названий граф.

 

 

 


Рис. 4.2. Основные составляющие элементы статистической таблицы.

В практике экономико-статистического анализа используются различные виды статистических таблиц, отличающихся различным строением подлежащего и сказуемого, структурой и соотношением признаков, формирующих их.

По построению подлежащего таблицы могут быть:

Ø простыми,

Ø групповыми,

Ø комбинационными.

Простой называется такая статистическая таблица, в подлежащем которой нет группировок. Простые таблицы бывают:

· монографические характеризуют не всю совокупность единиц, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку (пример табл. 4.1);

Таблица 4.1

За 1992-2000 гг.

Показатели    
А    
Среднегодовая численность населения - всего, млн чел. 148,3 145,2
Ожидаемая продолжительность жизни    
при рождении, число лет:    
все население 67,9 65,3
мужчин 62,0 59,0
женщин 73,8 72,2
На 1000 чел. населения:    
родившихся 10,7 8,7
умерших 12,2 15,4
Естественный прирост (+), убыль (-) населения -1,5 -6,7
Число браков 7,1 6,2
Число разводов 4,3 4,3

 

Таблица 4.3

Москвы в июне 2003г.

 

 

    В том числе распределение
  Количество по отраслевой принадлежности
Административный убыточных  
     
округ предприятии, промыш- строитель- транспорт-
  ед. ленных ных ных
    предприятий организаций организаций
А        
Центральный        
Северный        
Северо-Восточный        
Восточный        
Юго-Восточный        
Южный        
Юго-Западный        
Западный        
Северо-Западный        
Зеленоград     -  
Всего        

Таблица 4.4

  Число учреждений, единиц Численность обучающихся, тыс.человек
Уч. год 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
РФ           15112,8 14291,0 13694,7 13363,3 13258,3
Тамбовская область           114,0 106,4 101,3 97,4 96,2

Динамика государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
(на начало учебного года)

 

Таблица 4.5

Классификация графиков.

Существует много видов графических изображений. Их классификация основана на ряде признаков, в основе которых:

Ø способ построения графического образа;

Ø геометрические знаки, изображающие статистические показатели;

Ø задачи, решаемые с помощью графического изображения (цели использования).

По способу построения статистические графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Диаграммы наиболее распространенный способ графических изображений. Это графики количественных отношений. Виды и способы их построения разнообразны.

Статистические карты графики количественного распределения по конкретной территории. Они специфичны лишь в том отношении, что представляют собой условные изображения статистических данных на контурной географической карте.

Рис 4.3. Классификация графиков.

Геометрические знаки, как было сказано выше, представляют собой точки, линии или плоскости, либо геометрические фигуры. В соответствии с этим различают графики точечные линейные, плоскостные, объемные и д.п.

В зависимости от круга решаемых задач выделяют диаграммы сравнения, структурные диаграммы и диаграммы динамики.

Рассмотрение начнем с наиболее простых видов графиков и в то же время достаточно широко распространенных в экономико-статистическом анализе – линейных диаграмм. Линейные диаграммы применяются для характеристики динамики, т.е. оценки изменений явлений во времени.

Они строятся в прямоугольной системе координат. По оси абсцисс откладывают время (годы, месяцы и т.д.), по оси ординат – размеры изображаемых явлений или процессов. Полученные точки соединяют отрезками в виде ломаной линии. Каждая точка соответствует уровню динамического ряда на определенный момент времени. На одном графике может быть размещено несколько диаграмм, что позволяет сравнивать динамику различных показателей, либо одного показателя по разным регионам или странам.

Рис. 4.4. Браки и разводы в РФ.

Для тех же целей, а именно анализа динамики социально-экономических явлений, оценки выполнения плана и характеристики вариации в рядах распределений могут использоваться также столбиковые диаграммы. Столбики располагаются вплотную или раздельно на одинаковом расстоянии. Они имеют одинаковое основание, а их высота должна быть пропорциональна числовым значениям уровней признака. По высоте столбиков этой диаграммы определяют соотношение между уровнями изучаемых показателей. Пример такой диаграммы приведен на рис. 4.5.

 
 

 


Рис. 4.5. Динамика экспорта и импорта в Российской Федерации в 2000 г.

Столбиковые диаграммы могут использоваться также для пространственных сопоставлений: сравнения по территориям, странам, фирмам, по различным видам продукции. Кроме того, для изучения структуры явлений. Каждая из полос диаграммы в этом случае будет иметь одинаковую длину, т.к. в относительных величинах погасятся различия абсолютных размеров совокупностей. В то же время структурные различия проявятся значительно четче. Примером использования такой диаграммы является рис. 4.6 Структура величины прожиточного минимума..

На этой диаграмме разными цветами отображается удельный вес различных частей исследуемого показателя, каждой из которых отведен определенный участок столбца, соответствующего по высоте 100%. Иногда, кроме цвета или штриховки приводят цифровое значение удельного веса каждой части.

Разновидность столбиковых диаграмм составляют так называемые ленточные, или полосовые, диаграммы. Их отличие состоит в том, что масштабная шкала расположена по горизонтали сверху или снизу и она определяет величину полос по длине. Принцип построения полосовых диаграмм тот же, что и столбиковых диаграмм. Например, рис. 4.7 Уровень образования населения в РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.088 с.)