Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА

«Предпринимательское право»

1. Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования. Предпринимательская деятельность: понятие и признаки.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предпринимательские отношения — это отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерческих организаций), деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.

Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, регулируются также нормами гражданского права. Прежде всего, гражданское право регулирует имущественные отношения, отношения собственности и договорные отношения.

Ряд функций правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы административного права, которые регламентируют порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, т. е. устанавливают процедуру приобретения ими статуса предпринимателя, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за совершение административных проступков в сфере предпринимательства. Наиболее же опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности налоговое. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно: путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а следовательно, и предпринимательскими.

Следует также отметить и такую отрасль права, как трудовое право, нормы которого регулируют трудовые отношения, складывающиеся между работниками и работодателями, которыми в ряде случаев являются субъекты предпринимательства.

Предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками:

· получение прибыли как цель деятельности;

· самостоятельность предпринимателя (имущественная и организационная (хоз);

· предпринимательский риск;

· ответственность предпринимателя;

· осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей – признак легитимации

· коммерческая направленность

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности - речь идет не о разовом, а о систематическом получении прибыли.

Самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности подразделяется на имущественную и хозяйственную.

Имущественная самостоятельность — это наличие у хозяйствующего субъекта определенного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Имущество может принадлежать предпринимателю на праве собственности, на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления) или на обязательственном праве, например, на праве аренды.

Хозяйственная самостоятельность означает возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности. Объем этой самостоятельности также связан с формой собственности, на базе которой действует хозяйствующий субъект. Корпоративные предприятия обладают большей хозяйственной самостоятельностью, а самостоятельность государственных и муниципальных предприятий ограничена.

Самостоятельность проявляется и на стадиях поиска партнеров, заключения договоров, распределения предпринимательского дохода.

Предпринимательский риск является неотъемлемым элементом понятия предпринимательства. При плохих результатах предпринимательской деятельности осуществляющий ее субъект рискует разориться.

— это потенциальная возможность (опасность) наступления или не наступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по не зависящим от него обстоятельствам. Такой риск выражается и в неполучении прибыли (дохода), и в возникших убытках, и в свертывании производства товаров и услуг, и в утрате клиентуры и деловой репутации, и в ликвидации бизнеса и др.

Ответственность также составляет необходимый элемент понятия предпринимательской деятельности. Ответственность в предпринимательстве может пониматься в двояком смысле: как ответственность за результаты хозяйственной деятельности и как ответственность по обязательствам. Ответственность за результаты хозяйственной деятельности означает ухудшение имущественного положения предпринимателя при плохих результатах работы. Ответственность занарушение предпринимательских обязательств называется обычно имущественной ответственностью.

Имущественная ответственность определяется гражданским законодательством.

Признак легитимации предпринимательства. В силу ст. 2 ГК подлежат регистрации не предпринимательская деятельность, а лица, ее осуществляющие. Это общее правило распространяется и на индивидуальное, и на коллективное предпринимательство. Например, коммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента их государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Коммерческая направленность — важный признак предпринимательства, позволяющий провести отграничение его от иной экономической деятельности. Но нельзя при определении предпринимательства основной упор делать на цели извлечения прибыли. Цивилизованный рынок нуждается в предпринимателях, которые стремятся к созданию устойчивого во всех отношениях собственного бизнеса. Это — имущественный комплекс, наделенный реальными материальными и нематериальными активами, организация производства и реализации готовой продукции (работ и услуг), кадровый состав, клиентская база, рынок сбыта и т. д.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Введение в предпринимательское право

2. Предпринимательские правоотношения

3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятия

4. Разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности

5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики

6. Защита имущественных прав и интересов предпринимателей (хозяйствующих субъектов)

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Правовое регулирование функциональных видов народного хозяйства

7. Правовое регулирование монополистической деятельности

8. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

9. Правовое регулирование ценообразования

10. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

11. Правовое регулирование расчетов и кредитования

12. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита

13. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Участники коммерческих организаций имеют право участвовать в управлении ими, получать информацию об их деятельности, участвовать в распределении полученной прибыли, получать пропорциональную своему вкладу часть имущества, остающегося после ликвидации организации, иметь другие права по закону и в соответствии с уставными документами

Категория коммерческой организации не является исключительно правовой в отличие, например, от юридического лица. В объеме понятия коммерческой организации в широком смысле, не ограничиваясь рамками, установленными Гражданским кодексом, предлагается рассматривать все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением собственно некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством и их учредительными документами. В объеме понятия коммерческой организации в узком смысле предлагается рассматривать традиционный перечень правовых форм, указанных в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а именно хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Руководствуясь положениями ст. 50 ГК РФ можно сложить следующую логическую цепочку правового регулирования процесса возникновения коммерческой организации как субъекта права:

1) организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, является коммерческой организацией;

2) коммерческая организация (равно как и некоммерческая) может быть юридическим лицом;

3) юридические лица могут создаваться в установленных законом организационно-правовых формах, а коммерческие – в формах, установленных Гражданским кодексом.

Холдинги.

Струк-ра гражд-прав регул-я холдинговых отн-й представ. собой сист. средств нормативно-статусного, вещно-правов, обязат-прав, корпоративного и организац регул-я.

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя "управляющую компанию", владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом.

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.

Создание холдинга может происходить несколькими способами. При «горизонтальной интеграции» в единую структуру объединяются или присоединяются предприятия, объединенные единым видом бизнеса (легкая промышленность, сельскохозяйственное производство и т.п.).

«Вертикальная интеграция» предполагает объединение нескольких предприятий единого производственного цикла (когда первичное сырье за несколько этапов превращается в готовую продукцию). Подобная структура, как правило, сокращает издержки и повышает рыночную стоимость (или капитализацию) фирмы.

Образование холдинга может происходить и путем создания новых предприятий и их дальнейшего включения в единую корпорацию. Между собой могут объединяться и несколько холдинговых организаций.

Производить деление и выделение типов холдинговых структур можно по разным основаниям. В зависимости от способа установления контроля головной (материнской) компанией над дочерними фирмами можно выделить:

§ Имущественный – тот, в котором холдинговая компания является владельцем контрольного пакета акций дочерней организации

§ Договорной – холдинговая компания не обладает контрольным пакетом акций, но контролирует и определяет деятельность дочерних компаний на основе заключенных между ними договоров.

В зависимости от роли головной компании в деятельности холдинга:

§ Чистый – головная (холдинговая) компания занимается исключительно контрольно-управленческой деятельностью

§ Смешанный – холдинговая компания занимается не только управлением дочерних фирм, но и сама ведет производственную или иную хозяйственную деятельность, в том числе оказывает услуги

В зависимости от взаимосвязей компаний в производственной цепочке:

§ Интегрированный – предприятия внутри холдинга связаны производственной цепочкой, например: в нефтегазовом холдинге часть компаний занимается добычей нефти или газа, часть транспортировкой, часть переработкой, и часть сбытом.

§ Конгломератный – деятельность дочерних компаний может вестись в разных направлениях, не связанных единым технологическим процессом

В зависимости от величины взаимного влияния компаний внутри холдинга:

§ Классический – материнская компания управляет дочерними, в то время как дочерние мало могут повлиять на деятельность материнской компании и, как правило, обладают лишь малыми долями общего пакета акций холдинговой компании

§ Перекрестный – предприятия, входящие в единую структуру, обладают контрольными пакетами акций друг друга, в том числе дочерняя фирма контролирует деятельность головной. Примером может служить объединение банка и предприятия в единую структуру, которая дает широкие преимущества и возможности для обеих организаций. Такие слияния фирм характерны, к примеру, для Японии.

I. Преимущества

1. Возможность независимой активности и независимого развития головной и дочерних компаний

2. Выбор удобной системы налогообложения для каждой компании в общей структуре

3. Разделение финансовых потоков и удобный контроль за финансовыми средствами

4. Защита имущества общей структуры от кредиторов одной из фирм

5. Фиксация ответственности – у каждой фирмы есть свой непосредственный начальник (директор), отвечающий за состояние ее деятельности.

 

 

Лицензионный процесс.

Лицензирующим органом формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата, в которое включаются следующие документы:

1) заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, заявление лицензиата и прилагаемые к соответствующему заявлению документы;

2) приказы (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии, об отказе в предоставлении лицензии, о переоформлении лицензии, о продлении срока действия лицензии (в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами), о приостановлении, возобновлении и прекращении действия лицензии;

3) копия подписанной и зарегистрированной лицензии;

4) приказы (распоряжения) лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других связанных с осуществлением лицензионного контроля документов;

5) выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии; 6) копии уведомлений и других связанных с осуществлением лицензирования документов.

2. Формирование и хранение лицензионного дела осуществляются лицензирующим органом в соответствии с законодательством РФ. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к формированию и ведению лицензионного дела.

3. В случае, если взаимодействие лицензирующего органа и соискателя лицензии или лицензиата осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг, лицензионное дело формируется лицензирующим органом в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности.

2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

3. основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию.

7. Предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

9. Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

12. Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

13. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, без направления предварительного уведомления лицензиату.

14. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем лицензии, лицензиатом сведений и документов, информацию, подтверждающую соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством РФ

Антимонопольный контроль. Функции и структура Федеральной антимонопольной службы.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основными функциями ФАС являются:

а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

г) контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

д) контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

е) контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Структура ФАС

В структуру ФАС РФ входят центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений, и территориальные органы. В настоящее время число территориальных органов ФАС России по субъектам РФ составляет 84.

В настоящий момент (на 03.04.2015 по данным оф.сайта ФАС РФ) ФАС имеет след. структуру:

Структура ФАС России включает в себя непосредственно руководство (руководителя и 8 заместителей руководителя (их кол-во устанавливает Правительство РФ), в том числе статс-секретаря - заместителя руководителя) [Все назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ], помощников руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - управления, возглавляемые начальниками. В управлениях ФАС России образуются отделы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА

«Предпринимательское право»

1. Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования. Предпринимательская деятельность: понятие и признаки.

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предпринимательские отношения — это отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера (например, по созданию и прекращению коммерческих организаций), деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, объединений и др.), деятельности товарных и фондовых бирж по организации торговли на соответствующем рынке.

Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, регулируются также нормами гражданского права. Прежде всего, гражданское право регулирует имущественные отношения, отношения собственности и договорные отношения.

Ряд функций правового регулирования предпринимательской деятельности выполняют нормы административного права, которые регламентируют порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, т. е. устанавливают процедуру приобретения ими статуса предпринимателя, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за совершение административных проступков в сфере предпринимательства. Наиболее же опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности налоговое. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно: путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а следовательно, и предпринимательскими.

Следует также отметить и такую отрасль права, как трудовое право, нормы которого регулируют трудовые отношения, складывающиеся между работниками и работодателями, которыми в ряде случаев являются субъекты предпринимательства.

Предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками:

· получение прибыли как цель деятельности;

· самостоятельность предпринимателя (имущественная и организационная (хоз);

· предпринимательский риск;

· ответственность предпринимателя;

· осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей – признак легитимации

· коммерческая направленность

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности - речь идет не о разовом, а о систематическом получении прибыли.

Самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности подразделяется на имущественную и хозяйственную.

Имущественная самостоятельность — это наличие у хозяйствующего субъекта определенного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Имущество может принадлежать предпринимателю на праве собственности, на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, оперативного управления) или на обязательственном праве, например, на праве аренды.

Хозяйственная самостоятельность означает возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности. Объем этой самостоятельности также связан с формой собственности, на базе которой действует хозяйствующий субъект. Корпоративные предприятия обладают большей хозяйственной самостоятельностью, а самостоятельность государственных и муниципальных предприятий ограничена.

Самостоятельность проявляется и на стадиях поиска партнеров, заключения договоров, распределения предпринимательского дохода.

Предпринимательский риск является неотъемлемым элементом понятия предпринимательства. При плохих результатах предпринимательской деятельности осуществляющий ее субъект рискует разориться.

— это потенциальная возможность (опасность) наступления или не наступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по не зависящим от него обстоятельствам. Такой риск выражается и в неполучении прибыли (дохода), и в возникших убытках, и в свертывании производства товаров и услуг, и в утрате клиентуры и деловой репутации, и в ликвидации бизнеса и др.

Ответственность также составляет необходимый элемент понятия предпринимательской деятельности. Ответственность в предпринимательстве может пониматься в двояком смысле: как ответственность за результаты хозяйственной деятельности и как ответственность по обязательствам. Ответственность за результаты хозяйственной деятельности означает ухудшение имущественного положения предпринимателя при плохих результатах работы. Ответственность занарушение предпринимательских обязательств называется обычно имущественной ответственностью.

Имущественная ответственность определяется гражданским законодательством.

Признак легитимации предпринимательства. В силу ст. 2 ГК подлежат регистрации не предпринимательская деятельность, а лица, ее осуществляющие. Это общее правило распространяется и на индивидуальное, и на коллективное предпринимательство. Например, коммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента их государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Коммерческая направленность — важный признак предпринимательства, позволяющий провести отграничение его от иной экономической деятельности. Но нельзя при определении предпринимательства основной упор делать на цели извлечения прибыли. Цивилизованный рынок нуждается в предпринимателях, которые стремятся к созданию устойчивого во всех отношениях собственного бизнеса. Это — имущественный комплекс, наделенный реальными материальными и нематериальными активами, организация производства и реализации готовой продукции (работ и услуг), кадровый состав, клиентская база, рынок сбыта и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.079 с.)