Глава 5. Риторика как искусство убеждать при помощи слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Риторика как искусство убеждать при помощи слова



Вопросы

1. Какой функциональный стиль речи более всего подходит аргу-ментирующей (пропагандистской и агитационной) речи?  
2. В каких речевых ситуациях чаще всего звучат аргументирующие выступления? Грачев Илья Олегович
3. Древние римляне говорили: «когда учим – учимся сами». Верно ли это утверждение в отношении аргументирующей речи? Кривонос Анна Владимировна
4. Выступают два оратора. Один стремится обратить в свою веру возможно большее число слушателей, другой апеллирует только к заведомым союзникам. В каких речевых ситуациях предпочти-тельнее каждая из этих стратегий? Максюта Артем Андреевич
5. В убеждающей речи грамотному оратору имеет смысл подтяги-вать публику до своего уровня или приспосабливаться к ее уров-ню культуры и знаний? Матвеева Василиса Владимировна
6. Как следует поступать оратору, если в аудитории завязалась дис-куссия по поднятой им проблеме? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Когда оратору следует расширять, а когда сужать поле речевого ожидания слушателей, и как это делать? Петрова Ольга Андреевна
8. Как, обращаясь к одной адресной группе, не оскорбить невнима-нием других? Руденко Елизавета Николаевна
9. Какую сферу сознания слушателей задействуют основные каче-ства оратора? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Какие параметры анализа аудитории вам кажутся наиболее важными и почему? Сысоева Евгения Игоревна
11. Вы поняли чужую мысль. Что происходит дальше? Тавризян Ирина Робертовна
12. Как сместить восприятие слушателем вашей информации в нужную вам сторону? Шушков Анатолий Анатольевич
13. Какова роль тропов и риторических фигур в аргументирующей речи?  
14. Чем помогают убеждающему оратору пословицы, поговорки, афо-ризмы, анекдоты и цитаты из уважаемых публикой источников?  
15. Как реагирует сознание человека на новой факт или идею? Дей-ствует здесь в первую очередь рационально-логический или эмоциональный фактор, и почему?  
16. Если одна информация противоречит общеизвестным и хорошо подтвержденным фактом, а другая – убеждениям данного чело-века, то чему он будет склонен скорее поверить?  
17. Что в первую очередь формирует убеждающий оратор: знание или веру?  
18. Стоит ли оратору опровергать мировоззренческие стереотипы публики?  
19. Почему мифы, догмы и утопии не уходят, как общее явление, из сознания народа, а лишь сменяются новыми?  

 

Контрольный тест

1. Убеждение – это по преимуществу:

а) демонстрация новых фактов – примеров;

б) раскрытие новых, неожиданных сторон давно известных фак-
тов;

в) логическая аргументация;

г) воздействие на сферу подсознательного и иррационального;

д) игра на эмоциях;

е) внушение;

ж) давление авторитетом.

2. Фильтры сознания обеспечивают:

а) объективность восприятия информации;

б) сохранение душевного комфорта;

в) снижение информационного шума;

г) поддержание постоянства внутренней духовной среды – наего Я;

д) оптимизацию уровня коммуникабельности.

3. Фильтры сознания пропускают информацию в глубины психики (сферу доверия), когда:

а) слушатель обладает широтой и гибкостью мировоззрения;

б) слушатель некритичен или духовно всеяден;

в) слушатель нетрезв;

г) слушатель информация интересна;

д) слушатель рассеян;

е) слушатель радостно возбужден;

ж) слушатель подавлен горем;

з) слушатель охвачен гневом;

и) слушатель находится под внушением;

к) информация представляется полезной;

л) информация подается в доверительном ключе;

м) информация носит шоковый характер.

4. Стереотипы несут функцию:

а) накопления и передачи социального опыта;

б) основы взаимопонимания;

в) анализа социальной действительности;

г) приспособления к окружающему миру;

д) защиты от враждебных веяний.

5. Стереотип, возникший в создании индивидуума или массы, – это:

а) миф;

б) догма;

в) утопия;

г) иллюзия.

6. Стереотип, привитый извне, – это:

а) миф;

б) догма;

в) утопия;

г) иллюзия.

7. Мечта о светлом будущем, основанная на вековых чаяниях народа и идеологизированных философских конструкциях, – это:

а) миф;

б) догма;

в) утопия;

г) иллюзия.

8. Идеология – это:

а) определенный взгляд на мир;

б) система ценностей и символов веры;

в) оправдание действий субъекта политики;

г) орудие манипулирования сознанием масс;

д) духовный стержень народа;

е) доктрина правящей партии;

ж) практическое применение психологии к политике.

9. Наибольшего успеха в убеждении можно ожидать, когда:

а) затрагивается широкий комплекс идей;

б) утверждается или опровергается одна идея;

в) часть оспариваемой идеи включается в новую схему.

10. Для психологии большинства людей характерными являются:

а) склонность к философскому анализу явлений;

б) эмоциональность;

в) крайность в оценках;

г) ответственность за свои слова и поступки;

д) самокритичность;

е) последовательность;

ж) подчинение авторитету;

з) скептицизм;

и) короткая память на обиды;

к) короткая память на собственные ошибки;

л) короткая память на собственные обещания;

м) осмотрительность;

н) принципиальность;

о) знание исторического опыта своего народа;

п) уступчивость.

11. При дружественном отношении аудитории к оратору при изложении речевого материала имеет смысл использовать метод:

а) дедукции;

б) индукции.

12. Большинство людей предпочитает ждать решения острых проблем:

а) от спасителя, который придет и сам все сделает без участия масс;

б) от героя, который поведет народ на решительную и беспощадную борьбу с врагами народа;

в) от мудреца, который научит заблудшее общество, как надо жить;

г) от диктатора с железной рукой;

д) от самопроизвольного постепенного просветления умов и очищения нравов;

е) от катастрофы, которая всех отрезвит и сплотит;

ж) от своих личных действий;

з) от политической партии.

13. Рухнувший миф заменяется:

а) опровергшей его истиной;

б) новым мифом;

в) безысходностью;

г) догмой.

14. Неистребимость мифов как социально-психологического явления обусловлена:

а) возвышенностью выражаемых в них идей;

б) стремлением приукрасить суровую действительность;

в) потребностями властей;

г) потребностями оппозиции;

д) идеализмом личностей и масс.

15. Утопия – это явление:

а) литературное;

б) сценическое;

в) социально-психологическое;

г) фольклорное;

д) мировоззренческое;

е) политическое;

ж) идеологическое.

16. Демагогия – это:

а) болезнь политики;

б) неотъемлемая черта политики;

в) сущность политики;

г) тонкий учет психологии индивидуумов и масс.

17. Во взаимодействии с публикой оратор должен:

а) решительно опровергать массовые стереотипы, дабы избавить народ от суеверий;

б) делать это, дабы заменить их новыми;

в) постепенно стремиться заменить старые стереотипы на новые;

г) творчески опираться на стереотипы для достижения своих целей с наименьшим сопротивлением;

д) игнорировать их.

18. Любой мировоззренческий стереотип окружен слоем сопряженных идей, задача которых:

а) дать стереотипу оптимальную словную форму для более прочного закрепления его в сознании масс;

б) повысить его живучесть в условиях идеологического кризиса;

в) обеспечить его органичную стыковку с другими стереотипами.

19. Первая стадия оценки речи слушателя – эмоциональная – как правило, самая короткая, потому что эмоции:

а) сильны, но бедны содержанием;

б) противоречивы;

в) утомляют аудиторию;

г) не всегда в ладах с фактами и логикой;

д) встречают конкуренцию со стороны эмоций других субъектов.

20. Критерии успеха устного выступления:

а) субъективны со стороны оратора;

б) субъективны со стороны аудитории;

в) субъективны со стороны объекта похвалы или критики;

г) имеют объективные параметры оценки;

д) иррациональны;

е) зависят от факторов, не относящихся к делу;

ж) зависят от речевой ситуации;

з) изменчивы во времени.


Глава 6. Сущность, типологии и искусство спора как словесного состязания сторон

Вопросы

1. Дейл Карнеги писал: «Избегайте споров, подобно тому, как вы избе-гаете гремучих змей и землетрясений. В девяти случаях из десяти спор заканчивается тем, что его участники проникаются еще большей уве-ренностью в собственной правоте. Нельзя победить в споре. Нельзя, потому что, проиграв его, вы оказываетесь побежденным; и, выиграв его, тоже проигрываете». Какой стратегический подход к спору отра-жен в этой мысли? В какой мере он справедлив?  
2. Спор разжигает конфликт или гасит его? Грачев Илья Олегович
3. Чему способствует подготовка к спору (определение его цели, прогноз речевой ситуации, договор о принципах)? Кривонос Анна Владимировна
4. Если от спора нельзя уйти, а любое молчание будет воспринято как знак согласия, то как следует поступить? Максюта Артем Андреевич
5. В каких случаях и под каким предлогом имеет смысл отказаться от спора? Матвеева Василиса Владимировна
6. Что значит грамотно вести спор? Муравецкая Евгения Олеговна
7. Что произойдет, если спор как словесное противоборство уйдет из жизни человечества? Петрова Ольга Андреевна
8. Для кого спор – счастье, для кого – тяжкое испытание? Руденко Елизавета Николаевна
9. Чему чаще всего способствуют споры: убеждению других или убе-ждению самого себя? Склярова Виктория Евгеньевна
10. Что дает метод бесконфликтного спора путем постепенной под-мены тезиса(«да, вы правы, и, более того, из вашей идеи следует...» и далее идет своя мысль)? Сысоева Евгения Игоревна
11. Что означает прагматический подход к методике и цели спора? Тавризян Ирина Робертовна
12. Какие черты массовой психологии следует учитывать в первую очередь при открытой полемике? Шушков Анатолий Анатольевич

 

Контрольный тест

1. Полемика:

а) спор для выяснения истины;

б) спор для обращения оппонента в свою веру;

в) спор для публичной победы над оппонентом;

г) спор ради удовольствия.

2. Основная черта грамотного дискуссионного красноречия (посути, а не по форме):

а) вежливость;

б) ясность;

в) уклончивость;

г) знание психологии адресата;

д) полемичность;

е) продуманность;

ж) профессионализм.

3. Полемика на социально значимые темы способствует:

а) уяснению позиций оппонентов;

б) политическому просвещению народа;

в) нравственному просвещению;

г) усилению напряженности в обществе;

д) обретению реальных путей выхода из кризиса.

4. Конструктивный подход к взаимодействию с оппонентами:

а) исключает полемику;

б) переводит ее в оптимальную плоскость;

в) отводит на задний план;

г) маскирует ее;

д) меняет ее форму, но не сущность.

5. Агрессивность или корректность формы полемики определяется:

а) содержанием тезисов, выдвигаемых полемистами;

б) ситуацией в данной сфере деятельности;

в) речевой ситуацией;

г) личными качествами полемистов.

6. Конструктивная полемика – это:

а) уход от острых проблем;

б) концентрация на острых проблемах;

в) избегание резкостей, насмешек и ярлыков;

г) защита своих интересов с учетом чужих;

д) умение приобрести больше, чем уступил.

7. Опытный полемист, прежде всего, стремится:

а) показать себя знающим и заслуживающим доверия человеком;

б) нанести максимальный урон оппонентам;

в) привлечь их, сколь возможно, на свою сторону;

г) внести раскол в ряды оппонентов;

д) переложить бремя полемики на союзников.

8. Эмоции в полемике - это:

а) помеха отстаиваемому делу;

б) необходимое условие успеха в словесных баталиях;

в) нейтральное явление;

г) неизбежное явление.

9. Даже самые рассудительные люди подчас не внемлют логике и фактам, если:

а) оппонент занимается явным краснобайством;

б) задеваются честь и достоинство участника спора;

в) атакуются базовые ценности и стереотипы;

г) одна из сторон игнорирует доводы оппонента;

д) соперников вдохновляет публика: воюй до конца!

10. Софизм:

а) логическая ошибка;

б) намеренное искажение логики;

в) психологическое давление на оппонента.

11. Какая логическая ошибка допущена во фразе: «Мореплавание в этом районе совершенно безопасно - наш рейс прошел без всяких происшествий»?

а) подмена предмета спора;

б) подмена тезиса спора;

в) логический круг;

г) поспешное обобщение;

д) повторение тезиса в качестве довода;

е) расширение тезиса;

ж) отсутствие логической связи между тезисом и доводом.

12. Какая логическая ошибка допущена во фразе: «Запел петух, и от этого взошло Солнце»?

а) сужение тезиса;

б) поспешное обобщение;

в) необоснованный вывод;

г) доведение тезиса до абсурда.

13. Блеф – это:

а) подтасовка фактов (ложь);

б) подтасовка логической основы рассуждений (софизм);

в) увод внимания оппонента в сторону;

г) ложная демонстрация сил;

д) игра на эмоциях оппонента;

е) дезинформация о намерениях;

ж) неожиданный маневр в споре.

14. Подмена фактов и логики психологическими аргументами, пафосом или «цветами красноречия»:

а) внушение;

б) блеф;

в) психологическое давление;

г) краснобайство;

д) смещение тезиса (его постепенная подмена).

15. Какой прием здесь использован: «За подобные слова надо сажать в тюрьму!»?

а) поспешное обобщение;

б) инсинуация;

в) внушение;

г) палочный довод;

д) краснобайство;

е) психологическое давление на оппонента;

ж) психологическое давление на свидетелей спора;

з) чтение в сердцах;

и) психологический бумеранг;

к) зажимание рта оппоненту.

16. «Рабское умолчание» – это:

а) отказ от спора по цензурным соображениям;

б) имитация а), когда нечего сказать;

в) создание нимба страдальца;

г) спекуляция на доверчивости аудитории;

д) откровенная демагогия;

е) боязнь быть неправильно понятым;

ж) форма высокомерия;

з) нежелание спорить с грубым оппонентом.

17. Двойная мораль - это:

а) действие по принципу «сегодня я сужу так, а завтра - иначе»;

б) дозволение себе того, чего не дозволяешь оппоненту;

в) следование принципу «в морали каждый сам себе судья»;

г) следование принципу: «вообще этого нельзя, но в данных условиях можно»;

д) подмена моральных критериев соображениями пользы (прагматизм).

18. В ходе публичного спора слушателям важно, прежде всего, продемонстрировать:

а) знание фактов;

б) владение логикой;

в) остроумие;

г) заботу об общем благе;

д) принципиальность;

е) готовность пойти на разумный компромисс;

ж) искренность и честность в отношении к оппоненту;

з) искренность и честность в отношении к публике;

и) выдержку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.104 с.)