V. Изучение краеведения во внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Изучение краеведения во внеурочной деятельности



ОУ имеют право выбирать направления внеурочной деятельности, исходя из своих образовательных потребностей, и таковым может быть краеведение. При этом следует рассматривать краеведение как системообразующий компонент организации внеурочной деятельности, через который будут осуществлены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления, общественно полезная и проектная деятельность и др.

Рассматривая краеведение как направление внеурочной деятельности необходимо уделить внимание её конкретным формам исходя из следующих видов деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

VI. Краеведение в содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

При формировании всех разделов основной образовательной программы начального общего образования, прежде всего, необходимо ориентироваться на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В документе определено, что одной из ступеней развития гражданина России является «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики». Таким образом при разработке содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования целесообразно наряду с другими использовать и краеведческий принцип.

Применение краеведческого принципа расширяет возможность активизации и разнообразия форм, методов учебной и внеурочной работы со школьниками, способствует осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи учебной, внеурочной деятельности и социальной практики. В основе данного принципа лежит специфика восприятия пространства человеком. В центре его действий всегда оказывается собственное «Я». Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдаленные (периферийные) – убывающую.

Качественные характеристики краеведения позволяют определить его одним из оснований в формировании нравственной культуры младшего школьника. Краеведение обеспечивает ценностно-смысловой насыщенностью содержание воспитательной работы за счет включения в нее важных для личности ребенка нравственно-социальных проблем, вызывающих эмоциональное переживание. Краеведение, рассматривая пространственно-временные стороны взаимодействия природы-общества-собственного «Я», позволяет ребенку конструировать мир для себя на основе отождествления себя со значимым другим, стремления быть похожим на него.

Источники:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения)

№5. Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Применение наглядных методов в преподавании было шагом вперед по сравнению с чисто словесным. Но при применении наглядных методов ребенок остается в значительной степени пассивным, в то время как для него свойственна активная деятельность. Поэтому необходимы такие методы, которые бы превратили учащихся в деятелей, исследователей, творцов, работников. Так возникли практические методы.

Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе: развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теоретическую и практическую познавательную деятельность учащихся, развивая мышление, практические умения и навыки.

Проект как одна из форм организации исследоват. деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах. Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма обучения » нет единого подхода. По определению Ю. К. Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме».

Исследовательская деятельность -это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Одной из форм организации исллед. де-ти является проектн. дея-ть учащ-ся – совместная учеб.-познават., тв. дея-ть учащ., имеющая общую цель, способы деятельности, направление на достижения общего результата дея-ти.

МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. (Дж. Дьюи, Килпатрик).

Проектная деятельность предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Осн. этапы проектной дея-ти:

1. Выделение и поставновка проблемы (стадия целеполагания: помощь учителя в определении наиболее актуальной, личностно-значимой для детей задачи, выбор темы исследования)

2. Планирование (выдвижение гипотиз, разработка плана де-ти для достижения цели, определение источников, установка критериев оценки результата).

3. Апробация проекта на практике = коррекция проекта, т.е. сбор материала, фиксация его, обобщение полученных данных, подготовка проекта к форме, соответствующей содержанию (сообщение, научный отчет, макет со словесным описанием, написанная книга, спектакль, презентация видеофильма, газеты, проведение экскурсии и т.д.)

4. Защита проекта =презентация, коллективное обсуждение=отчет в устной или письменной форме.

Возможности формирования УУД мл. шк. при изучении материала курса «ОМ».

Предмет «ОМ» имеет ярко выраженный интегрир. х-р. Он помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность. При изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие УУД:

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Начинать форм-ть исслед. У необх. еще в нач. шк., т.к. именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от кот. зависит успешность человека в будущем. Исслед. дея-ть мл. шк-ков – это творч. познават. дея-ть, направ. на постижение мира, «открытие детьми новых для них Знаний». Она обеспечивает условия для продуктив. развития их тв. потенциала, форм-ия у них интереса к изуч. мат-лу, позволяет расширить рамки изучаемого.

В совр. школе авторы программ по курсу «ОМ» считают исслед. дея-ть основной:

Прог-ма “Школа 2100 ”(А.А.Вахрушев) предполагает исслед. дея-ть на уроках ОМ. Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования». Первые 3 года обучения работы носят коллектив. х-р, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе. В последний год обучения в НШ многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исслед-ния.

«Нач. школа XXI века» курс «ОМ», автор Н.Ф. Виноградовой. В методике обуч. преобладают поисковая и тв. дея-ть: дети поставлены в условия, когда могут сам-но добывать Знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать ОМ»).

Методика организации и проведения занятий с использованием эксперимента.

Эксперимент – способ изучения объектов и явлений природы с целью док-ва определенного предположения. Проведение любого эксперимента требует следующих этапов работы:

1. Подготовительный этап состоит из 2-ух частей: для учителя- проверка оборудования, определение состояния вещества, для детей- ставится проблемная ситуация, проводится инструктаж, план проведения и оформления рез-ов, выдвигается предположение.

2. Проведение опыта

3. Анализ полученных результатов (фиксацию рез-ов лучше проводить с помощью заранее подготовленных схем, таблиц или с индивид листками с опорными фразами. Пр- Почва состоит из ____. Брось комочек сухой почвы в стакан с водой. Ты увидишь, что из почвы ___.)

Цепочка требований к проведению таких занятий: а) четко поставленная цель б) ясная инструкция по технике выполнения в) проверка усвоения детьми хода предстоящей работы г) раздача оборудования д)выполнение работы е)отчет детей о рез-ах в виде связного рассказа.

Формирование экспериментальных умений младших школьников.

Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.

КАК ИХ ФОРМИРОВАТЬ:

Умение видеть проблемы – свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Некоторые из упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др.

С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)».

Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если…

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.

Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.

Умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем.

Схема - «дом с колоннами». Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны – это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Как видим, даже такая простая схема – хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно также использовать схемы «Паучок» и «Дерево».

Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.

Сущность наблюдения как ведущего способа познания объектов окр мира.

Наиболее широко применяемым практическим методом в процессе изучения природоведения является метод наблюдений. Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира, в проц. кот. уточняются отличит. признаки, изменения, происходящие в природных объектах;

Оно нацелено на расширение у детей представлений о мире, выработку системы ценностей и установок по отношению к природе, на развитие воображения и эстетического восприятия окружающего. Т.Е. это целенаправленно организованное отражение внешнего мира, доставляющее материал для научного поиска, исследования.

*Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Учитель определяет конкретное содержание наблюдений. Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Наблюдения призваны развивать в детях важное качество личности — наблюдательность. Это важнейшая познавательная способность, необходимая не только для успешного учения. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений и упражнений. Любые наблюдения начинаются с постановки цепи, определения объекта и сообщения задания. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Отобранные объекты должны быть доступны для наблюдений детьми в любое время года, в любую погоду. Их можно увидеть издали, вблизи, к ним можно подойти и потрогать. Число отобранных объектов может быть достаточно ограниченным.

Классификации наблюдений по основаниям: 1) организацион. форма – инд., групп., фронтал.; 2) продолжительность – кратковрем. или краткосроч. (на уроке, в ходе экскурсий); долгосроч. или длительные (во внеур. время – в процессе изучения динамики в природе на примере развития живых организмов); 3) х-р наблюдения – комплексные или сплошные (сезонные) и локальные или выборочные (за конкретным природным / социальным объектом – растением, животным, отношениями в семье); 4) характер предварительной работы – непосредственные (фиксирование природных и социальных предметов и явлений, попавших в поле зрения), опосредованные (предварительная подготовка специального оборудование, выслеживание необходимого объекта).

Источники:

1) Словарь Коджаспировой

2) Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля

3) Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания

 

Практические вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.043 с.)