Таможенное обложение в международной торговле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное обложение в международной торговле



К тарифным барьерам относят таможенные пошлины.

Пошлина – денежный сбор, взимаемый государством при перевозе товара через таможенную границу.

Если нужно защитить внутренний рынок, то вводят пошлины на импорт. Если надо стимулировать экспорт, то снижают экспортные пошлины

Таможенные пошлины исчисляются на основе таможенного тарифа, который может определяться как:

– инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

– свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу;

– конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей оплате при вывозе или ввозе определенного товара.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции при организации внешней торговли и осуществлении протекционистских мер государством:

– фискальную функцию – она относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, так как поступления от таможенного обложения являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

– протекционистскую функцию – она относится к импорту, так как защищает национальных производителей от конкуренции;

– балансировочную функцию – она относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров из страны.

В хозяйственной практике встречается много разновидностей пошлин и их можно классифицировать по следующим признакам. По способу взимания различают:

– адвалорные пошлины (ценовые) – исчисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

– специфические пошлины – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара – комбинированные пошлины – представляют собой сочетание двух предыдущих видов

По объекту обложения различают:

– импортные пошлины – облагается импорт;

– экспортные пошлины – облагается экспорт, применяются редко отдельными странами;

– транзитные пошлины – облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру обложения различают:

– сезонные пошлины – используются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельского хозяйства. Срок их действия - до 4 месяцев;

– антидемпинговые пошлины – используются в случае, ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортируемой стране и если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров;

– компенсационные пошлины – накладываются на импорт товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По типам ставок различают:

– постоянные пошлины – единовременно установленные ставки государством и не изменяются в зависимости от обстоятельств;

– переменные пошлины – ставки тарифа могут изменяться в установленных государством случаях.

В зависимости от режима обложения устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. (максимальными):

– преференциальные пошлины – ставки этих пошлин ниже минимальных или равны нулю, т.е. товар, ввозится беспошлинно

– договорные пошлины используются в договорных отношениях.

– генеральные (максимальные) пошлины используются для защиты внутреннего рынка.

таможенный тариф – детальный перечень подлежащих таможенному обложению товаров с указанием ставок пошлин. Различают следующие таможенные тарифы:

– одноколонный тариф - в нем указана одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товара. (встречается в наименее развитых странах);

– многоколонный тариф - как правило, трех - или четырехколонный, в нем определены несколько ставок пошлин на каждую тарифную позицию в зависимости от страны происхождения товара.

защиты внутреннего рынка).

Под тарифной эскалацией понимают повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара, т. е. на сырье действуют низкие ставки пошлин

 

Нетарифные барьеры в международной торговле

измерение нетарифных методов. Для этого, как правило, используют один из следующих индексов:

– индекс частотности – индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями.

– индекс покрытия торговли – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями.

индекс воздействия на цены – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям.

Различают следующие группы нетарифных барьеров:

Количественные нетарифные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Наиболее распространенными формами количественных ограничений являются:

1.Квотирование (контенгирование) – квота или контингент - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени. Различают:

– Экспортные квоты – вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, которые устанавливают долю каждой страны в общем экспорте определенного товара

– Импортные квоты – вводятся национальным государством для
защиты местных производителей, достижения сбалансированного торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке. Импортная квота определяет строго ограниченное количество товара, разрешенное к импорту в данную страну.

2.Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения (лицензии), выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Различают:

– разовые лицензии – письменное разрешение сроком до 1 года

– генеральные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара без ограничения количества;

– глобальные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз товара в любую страну мира за определенной промежуток времени, без ограничения количества или стоимости;

– автоматические лицензии – разрешение, выдаваемое немедленно
после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.

3. Добровольные экспортные ограничения – вводятся обычно под политическим давлением для того, чтобы не столкнуться с более жестким барьером. Наибольшее распространение добровольные экспортные ограничения получили во взаимной торговле США, Японии и стран Евросоюза.

Скрытые нетарифные барьеры. К скрытым методам торговой политики относят барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются на пути торговли органами государственной власти. Их очень много, около нескольких сотен. Самые популярные из них скрытые нетарифные барьеры, к числу которых относят:

– скрытые технические барьеры – национальные нормативы, нормы и стандарты построены так, что препятствуют ввозу товаров из-за рубежа

– внутренние налоги сборы – налоги, накладываемые на импортные товары – налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу, сборы на таможенное оформление и т. д.;

– политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, исходящий от государственных органов и предлагающий предпринимателям покупать определенные товары только у национальных фирм.

Финансовые барьеры

Финансовые методы торговой политики используются для снижения стоимости экспортируемого товара и повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Различают:

– субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

прямые субсидии – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;

косвенные субсидии – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготных условий страхования, займов и т. д.;

внутренние субсидии - предусматривают бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными товарами;

экспортные субсидии – это бюджетные выплаты национальным экспортерам, позволяющие продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.

– демпинг – это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен, по сравнению с существующими ценами в этих странах. Различают:

спорадический демпинг – это эпизодическая продажа по заниженным ценам;

преднамеренный демпинг – это временное умышленное снижение цен;

обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех или иных товаров на внутреннем рынке (по цене ниже справедливой);

взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

25. Ценообразование в мировой торговле

На мировых рынках процесс ценообразования имеет свои особенности, обусловленные внешнеэкономическими факторами, которые накладываются на внутристрановые. В результате, процесс ценообразования в мировой торговле между хозяйствующими субъектами различных стран зависит:

– от условий конкурентной среды;

– от рыночной коньюктуры;

– от вида рынка.

В ценообразовании принято различать группы ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:

– макроэкономические показатели (фаза цикла, AD и AS, инфляция);

– конкретно-экономические факторы (издержки, прибыль, налоги, потребительские свойства товара, наличие заменителей и т. д.);

– специфические факторы (сезонность, комплексность, гарантии и условия сервиса);

– внешнеэкономические факторы (государственное регулирование и валютный курс);

– военно-политические факторы.

Основной особенностью цен на мировых рынках является их множественность, то есть наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.. В мировой практике встречаются:

– цены по обычным коммерческим сделкам с платежом в СКВ;

– цены по клиринговым соглашениям;

– цены по программам в рамках государственной или гуманитарной помощи.

Термин «мировые цены» означает цены крупных импортно-экспортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами, а так же цены, складывающиеся в важнейших центрах мировой торговли. К категории мировых цен, с точки зрения их представительности для использования, в качестве основы рыночной цены при переговорах относят цены несвязанных (чистых) сделок, совершаемых регулярно, на достаточно большие (представительные) партии товаров, в крупных торговых центрах и с оплатой в СКВ.

Мировым ценам присущи следующие признаки, отличающие их от внутренних цен:

– регулярность,

– раздельность коммерческого характера,

– открытость торгово-политического режима,

– свободная конвертируемость валюты платежа.

В мировой практике принято различать две группы цен:

Расчетные цены – это цены, индивидуально определяемые фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.

Контрактные цены устанавливаются в процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:

– твердая фиксированная цена. Устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения.

– твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки. Так же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако, при этом оговариваются условия ее корректировки

. – цена с последующей фиксацией в контракте. Устанавливаются принцип определения цен, а так же используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются.

Эти цены используются в случае, если в период выполнения контракта на рынке предполагается сильное повышения цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью.

– скользящая цена – это цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая часть имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товаров.

– смешанная цена – это такая цена, в которой одна часть является твердой фиксированной ценой, а другая - скользящей ценой.

– биржевые котировки отражают реальные цены сделок на бирже;

– цены аукционов показывают реальные цены сделок на аукционах;

– цены фактических сделок и контрактов публикуются очень редко и поэтому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах.

Платежный баланс

Термин «платежный баланс» был введен шотландским экономистом Джеймсом Стюартом в XVIII веке. платежный баланс страны – это свод всех фактических внешнеэкономических операций, которые осуществлены между экономическими субъектами страны (потребители, фирмы и государство) и резидентами всех прочих зарубежных стран.

Кроме платежного баланса существует расчетный баланс страны – это свод всех требований и обязательств данной страны к другим государствам.

В основе составления платежного баланса лежит два организационных принципа:

Первый принцип «всеобщности» - это охват всех без исключения внешнеэкономических операций страны за определенный период (месяц, квартал, год). В законе РФ от 9.12.1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что: резиденты страны – это:

– физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождение6м в РФ;

– предприятия и организации, не являющиеся юридическими лица-
ми, созданные в соответствии с законодательством РФ, находящиеся за пределами РФ;

– дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

– находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов;

нерезиденты страны – это:

– физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

– предприятия и организации, не являющиеся юридическими лица-
ми, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

– находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

– находящиеся в РФ представительства нерезидентов.

Вторым принципом составления таблицы платежного баланса является принцип двойной бухгалтерской проводки, в соответствии с которой каждая регистрируемая операция должна получить двойное отражение в платежном балансе. Такой баланс всегда должен сводиться к нулю.

Для определения того, в кредит (+) или дебет (-) заносить ту или иную операцию, важно помнить:

– кредит отражает потенциальный источник иностранной валюты, а

дебет – ее потенциальное расходование;

– кредит означает уменьшение активов или увеличение обязательств страны, а дебет – увеличение активов и уменьшение обязательств;

– кредит означает отток экономических ресурсов из страны, дебет –
их приток.

если валютные поступления превышают платежи, или требования превышают обязательства, то наблюдается активное сальдо или актив платежного или расчетного балансов. Если платежи превышают поступления, или обязательства превышают требования, то наблюдается пассивное сальдо или пассивный баланс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.049 с.)