Мышление как процесс. Структура процесса мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление как процесс. Структура процесса мышления.



Мышление как феномен

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности.

Характеристика:

Тесная связь с речью;Связь сознания и бессознательного; Обобщенное отражение действительности; Опосредованное познание действительности.

Виды мышления:

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребёнка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых организацию. Наглядно – действенное – генетически наиболее ранняя форма мышления, первые проявления у ребенка можно наблюдать в конце первого - начала второго года жизни, ещё до овладения им активной речью. Особенности проявления в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации. Также такое мышление есть и у взрослых. Наглядно – образное – связано с оперированием образами, этот вид мышления проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Понятийное – приходит не сразу, а через ряд промежуточных этапов. Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида характерно использование понятий логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Теоретическое – направленно на познание законов объективной реальности. Решение теорет. Задач не предполагает быстрой реализации их результатов на практике. Практическое – направленно на решение задач, непосредственно в плетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, и др.Практическое мышл. Всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышается требовательность к интуиции субъекта. Продуктивное – результаты получаемые в процессе мышления,характеризуются степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.

Формы:

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии егоболее или менее существенных объективных связей и отношений.

Суждение – процесс и результат формирования мнения или заключения, основного, на раннее основанной информации.

Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Мышление как процесс. Структура процесса мышления.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

носит опосредствованный характер;

всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека.

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени. Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения. Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи.

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное,

она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных

этапов или фаз:

первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что

неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе

представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения

задач;

пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то

осуществляется реализация решения.

 

 

Теории мышления в истории развития психологической науки

Ассоциативная теория – заложена Гоббсом. Исходит из того, что все психические процессы протекают по законам ассоциаций.

Гештальт теория – представители Вертгеймер, Келлер. Они начали новый подход к мышлению, рассматривали его, как акт переструктурирования ситуаций.

Психоаналитическая – фокусируется на переходе от первичного мышления к вторичному. Фрейд считал, что причиной появления мышления, выступила необходимость удовлетворения биологических потребностей, когда в мозге человека появляется образ объектов, которые могут удовлетворять у него потребность например в пище.

Бихевиористическая - это направление в психологии 20 века.

ДЖ. Утсон отличал 3 формы мышления:

1. простое развитие языковых навыков.

2. решение задач.

3. решение сложных задач,требующая соображения, перед выполнением определенного действия.

Деятельносная теория – представители: Вылготский, Леонтьев, Давыдов, Гальперин.

Логическая теория – Рубинштейн. Мышление – это процесс взаимодействия субъекта и задачи. Рубинштейн считал, что это проблемная ситуация – это ситуация, в которой неизвестное не дано прямо, а заданно через свое отношение к тому, что содержится в ней.

 

Мышление как особая деятельность

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Связь с практической деятельностью.

Неразрывная связь с речью.

Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Невербальные коммуникации.

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык.Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее

Некоторые особенности:

Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение (выражая радость вы улыбаетесь).

Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям (вы говорите, что уверены и грызете ногти).

Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. (можно указать на предмет, не называя его, крокодил, опять же))

Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения.(для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др)

Невербальное действие может повторять вербальное сообщение (просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам)

11.???

Проблема языка и сознания

Для того чтобы было возможно речевое общение, передача в речи чего-либо, нужно, чтобы передаваемое было названо, т. е. выражено в системе звуковых сигналов, обозначающих для всех членов коллектива одно и то же, т. е. понимаемых всеми одинаково, необходимо существование языка, общего для всех членов общества. Именно язык, являясь средством, орудием общения людей между собой, и составляет необходимое условие человеческой речи: если бы не существовало языка, речевое общение было бы невозможно.

Язык возникает в условиях совместного труда людей. Под влиянием необходимости объединять свои действия и направлять их на решение общей задачи люди приходят к тому, что у них вырабатывается общая для всех участников производства система произносимых ими сочетаний звуков, обозначающая те или иные явления и процессы действительности. Передаваясь от одних людей к другим, из поколения в поколение, эта система, под влиянием все расширяющегося общественного опыта (для обобщения, закрепления и передачи которого она служит), постепенно все более обогащается и совершенствуется, образуя, наконец, устойчивый язык общества.

Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. научается пользоваться им в общении.

Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.

В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.

Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.

К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе, о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.

Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества. Вместе с тем сознание отдельного человека (т. е. индивидуальное сознание) обусловливается теми общественно выработанными представлениями, понятиями, идеями, которые он усваивает в повседневном общении с окружающими людьми, в процессе обучения, при чтении литературных произведений, при слушании радио, при восприятии кинофильмов и т. д. А это значит, что в условиях классового общества содержание сознания отдельных людей, как и сознания общественного, неизбежно приобретает классовые черты; такую же зависимость обнаруживает сознание отдельного человека и от уровня развития научных знаний в обществе, членом которого он является, от уровня развития его общей культуры.

Хотя представления, понятия и взгляды, составляющие содержание общественного сознания, возникают в виде отражения реальности в головах отдельных конкретных людей и, разумеется, иначе возникнуть и существовать не могут, однако как явления общественного сознания они изучаются не психологией, а наукой об обществе.

Другая сторона отношения индивидуального сознания и сознания общественного характеризуется тем, что когда отдельный конкретный человек встречается с теми или другими идеями, понятиями или взглядами, то он вовсе не воспринимает их механически. Усваиваемое человеком, их содержание перерабатывается в его голове. Оно может усваиваться человеком более полно или менее полно, более правильно или менее правильно, может занимать в его жизни различное место, приобретая для его личности различный смысл, вызывать у него те или иные чувства и побуждения или же оставлять его равнодушным, как бы вовсе не затрагивая его личности. Эти конкретные психологические особенности, которые приобретает усваиваемое отдельными людьми содержание общественного сознания, определяются уже не самим этим содержанием, его объективным общественным значением, а зависят от обстоятельств жизни, деятельности данного человека и от индивидуальных особенностей его личности.

 

Методика Дж. Брунера (1956)

Джером Брунер (1956) В его эксперименте непосредственной задачей испытуемых становится не определение того, какие объекты соответствуют тому или иному искусственному слову, а определение содержания задуманного экспериментатором «понятия».

Брунер использовал набор объектов с 6-ю признаками (форма, цвет и число фигур на карточке, форма, цвет и число обрамляющих фигуры каёмок), каждый из которых мог принимать 3 значения. Испытуемым заранее объясняют, что их должны интересовать именно эти признаки, а также что под понятием следует понимать определённую комбинацию значений некоторых признаков, и что одни карточки являются положительными примерами данного понятия (т. е. содержат эту комбинацию), а другие — отрицательными (т. е. не содержат её). После этого экспериментатор начинает предъявлять испытуемому карточки по одной, всякий раз сообщая, является данная карточка положительным или отрицательным примером задуманного понятия. Карточки предъявляются в определённом, заранее избранном порядке. Каждая карточка предъявляется на 10 секунд, и после каждого такого предъявления испытуемый записывает своё предположение о задуманном понятии. Экспериментатор не отвечает на вопросы о предыдущих карточках, записывать что-либо кроме гипотез запрещено, и даже к записям своих предыдущих гипотез испытуемый не может возвращаться, т.к. его просят закрывать их картонкой.

Семантические поля

Семанти́ческоепо́ле — самая крупная смысловая парадигма, объединяющая слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак. Например: СП "свет" - свет, вспышка, молния, сиять, сверкать, светлый, ярко и др.

Для упорядочивания поля выделяют доминанту в поле.

Доминанта — слово, которое может служить наименованием поля в целом. Доминанта входит в состав поля.

Поля бывают синонимические и гипонимические. В синонимическом поле доминанта входит в состав поля наравне с другими членами этого поля. Если же доминанта возвышается над другими элементами поля, то такое поле называется гипонимическим.

В эти поля слова входят независимо от внешней формы, иногда даже в одно поле объединяются слова разных частей речи. Все языковые элементы вообще могут сближаться на основании либо сходства, либо смежности. Семантические поля также могут объединять слова по сходству или по смежности их значений. Первые группировки называются лек-сико-семантическими, а вторые — тематическими полями.
Лексико-семантические поля объединяют слова, имеющие общность значения. Все слова, входящие в данное поле, как бы конкретизируют одно общее понятие, добавляя к нему частные значения. Например, семантическое поле глаголов движения охватывает глаголы передвигаться, идти, ехать, бежать, приходить, убегать, проезжать, отплывать и др.

Во многих семантических полях каждое слово представляет собой совокупность пересекающихся различительных признаков — элементарных значений, которые называются семантическими компонентами или семами.

Помимо отношений иерархии и подобия слова в языке могут быть связаны отношениями смежности значений (немецкий ученый В. Пор-циг, впервые обративший на них внимание, назвал их существенными смысловыми отношениями). Таковы отношения: часть — целое (палец — рука), действие — орудие (видеть — глаз), деятель — действие (собака — лаять), предмет—характерный признак (зуб — острый), содержащее — содержимое (хлев — скот) и т. п. Слова, связанные такими отношениями, образуют особые — тематические смысловые поля.

Семантическое поле неоднородно. В ием можно различать центр и периферию. К центру относятся слова, отражающие основные значения, составляющие данное поле.

Семантические поля нежестко отграничены друг от друга. Весь язык можно представить себе как совокупность частично перекрывающих друг друга семантических полей. Одно и то же слово может в своих разных значениях или употреблениях относиться к разным соседним полям или переходить из одного поля в другое.

Речевое высказывание

1.Мотив высказывания (потребность что-либо выразить)

·Может заключаться в необходимости что-либо сказать

·Обратиться к кому-нить

·В желании сформулировать мысль.

Существуют простые формы аффективной речи, которые не требуют специальных мотивов («ой», «вот это да!», «ух ты!»)- их нельзя назвать речевыми высказываниями в полном смысле этого слова

Существует диалогическая и монологическая форамы речевого высказывания (+ Н2О)

 

2. Замысел высказывания- это формирование субъективного смысла высказывания.

В замысле: объект высказывания (известный субъекту) + нечто новое, что необходимо сказать.

Процесс перехода мысли в слово очень сложен (ооооочень): мысль не воплощается в речи, а проходит ряд этапов, формируется или «совершенствуется в речи».

Товарищ Выготский: в процессе речевого высказывания происходит оформления понятного лишь себе смысла в словесную форму (в значение понятное всем)

Внимание важная мысль: Переход смыслаà в значение.

Новое и уже извесное - это основа для исходной мысли, она носит характер свёрнутого речевого высказывания, которая в дальнейшем превращается в систему связных слов.

Порождению речевого высказывания помогают:

1) Цель и задача высказывания

2) Большой объём оперативной памяти

3) Система стратегий, позволяющих выделять существенное, формулировать, тормозить ненужные ассоциации

ð Необходим постоянный контроль за компонентами высказывания + сознательный выбор нужных речевых компонентов.

Развитие речевого высказывания: изолированные слова- изолирование фразы- сложные речевыевысказывания (как только формируется внутренняя речь)- повествовательные высказвания (ранний школьник).

Анализ процессов понимания

Г. С. Костюк, описывая процесс понимания, отмечает, что понять объект означает раскрыть его во всех связях и отношениях. В этом процессе важное значение имеет соответствующий опыт. Понять явление означает попытаться классифицировать его, вспомнить, где приходилось иметь дело с ним или ему подобным, каким законам, правилам подчиняются такие явления, и т.п.

Начинается понимание с осознания, что делает этот процесс целенаправленным и предотвращает возникновение в сознании случайных ассоциаций.

Понимание зависит от инициации, т.е. от осознания цели, от ее четкой формулировки и от постановки и осмислености задачи.

Если перед учащимися поставить задачи в форме, недоступные для их понимания, то напрасно рассчитывать на успех. Они субъективно трансформируют ее и усваивают в неадекватном варианте. Учителю необходимо четко формулировать задачи, обращая внимание на то, что именно необходимо понять, начиная от простых задач и постепенно переходя к более сложных.

Чтобы понять объект, нужно действовать умственно и практически. Например, чтобы понять математическую задачу, следует прочитать условие, выделить известные и неизвестные ее компоненты. Иногда для облегчения процесса понимания необходимо сделать рисунок или схематично изобразить основные компоненты объекта, который будет способствовать отражению связей между ними. Следовательно, понимание - это активный, действенный процесс.

Процесс понимания имеет аналитико-синтетичный характер - такой вывод подтверждается многочисленными исследованиями. Исследования доказывают, что процесс понимания включает виризнення основных элементов объекта и объединение их в единое целое.

Много зарубежных и отечественных психологов склоняются к мысли, что понимание лучше всего рассматривать как решение проблем, решения познавательных задач. Так, В. А. Моляко считает, что понимание задачи необходимо разделить по крайней мере на два этапа: понимание условия задачи, ее требований и сути и понимания результата, который следует найти (выяснения его правильности, соответствия условии задачи).

Понимание - это продуктивный процесс, он всегда связан с познанием нового, неизвестного привлечением к системе ранее приобретенного опыта. Поэтому физиологической основой понимания является активизация образованных ранее временных нервных связей, их применение в новых условиях и формирование новых связей.

Важную роль в этом процессе играет наглядность, однако цель использования ее заключается не только в том, чтобы учащиеся смогли увидеть объект, но и в том, чтобы они выделил в нем существенное, самое существенное.

Мощным орудием понимания является язык и речи. Четкость, последовательность, грамматическая правильность речи способствуют пониманию цели, выделению смысловых единиц в объяснении учителя, прочтено тексте т.д. Слово учителя должно направлять умственную деятельность ученика на создание образа познавательного задачи, переход от него к закону, правила, понятия и т.д.

Успешность понимания зависит не только от знаний человека, но и от мотивов, побуждающих к познавательной деятельности. Основными мотивами являются потребности людей, их интересы, любознательность, жажда к знаниям, потребность понять, осознание необходимости основательно усвоить знания из разных дисциплин, чувство ответственности и т.п.

 

Теории речевого развития

 

Существует множество теорий, объясняющих развитие речи у человека. Можно было бы допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них за это эмоциональное подкрепление. Так считают сторонники теорий научения (бихевиористский подход к развитию речи). Механизмы научения частично объясняют появление у человека определенных речевых оборотов и местного акцента.

Однако в речи детей встречаются и весьма необычные комбинации слов (детское словотворчество), отсутствующие в речи взрослых, и их невозможно усвоить методом подражания. Приходится допустить, что ребенок овладевает чем-то еще, что психологически эквивалентно системе грамматических правил. По мнению психолингвиста Н. Хомского (1974), в мозге существуют структуры, определяющие врожденную способность (задатки) каждого человека к усвоению речи. В частности, хорошо известно, что имеются общие для всего человечества ограничения на длину слова или предложения, связанные с объемом кратковременной памяти, а также обязательность трехчленного строения мысли (субъект, предикат и связка), которые, возможно, и определяют фундамент общечеловеческой "глубинной грамматики". Критический период для усвоения основ языка также во всех культурах одинаков и соответствует возрасту от полутора до трех лет. Данный возраст называется сенситивным для формирования речи.

Другие психологи (Sapir, 1921; Wharf, 1956) приходят к выводу об обусловленности структуры языка культуральными особенностями того или иного народа. Язык, характерный для каждой культуры, формируется в процессе адаптации к жизненным условиям. Например, у эскимосов существует более 10 слов для обозначения разных видов снега.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский (1966) считает язык и речь человека социальным продуктом, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным "орудием" его мышления и "организатором" поведения в целом. Ж. Пиаже (1932), напротив, полагает, что речевое развитие ребенка первоочередно зависит от мышления, а не наоборот. Первые высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения ("регистрации" умственных достижений), формируется при взаимодействии ребенка со средой.

Последняя точка зрения позволяет согласовывать основные положения всех других концепций и поэтому имеет много сторонников. К сожалению, методы, которыми располагает наука в настоящее время для решения вопроса о реальных процессах, лежащих в основе передачи и понимания речевых сообщений, еще чрезвычайно ограничены. Поиск строгих моделей тех языковых структур, которые отвечают за кодирование и декодирование речевых сообщений, т.е. почему язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми, составляет предмет активно развивающейся области науки — психолингвистики.

 

26. Речевое поведение

Речевое поведение человека — сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями. Речевое поведение стереотипно, привычно, поэтому оно выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности — с другой. К этому надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуникации — жесты, мимику, тональные и фонационные особенности. Иначе говоря, в речевом поведении проявляется языковая личность.

Речевое поведение впрямую связано и с ролевым поведением, с присущими каждому из нас постоянными и переменными ролевыми признаками. Во всяком случае каждый человек ведет себя по-разному дома, в роли отца (матери) или сына (дочери), главы семейства или подчиняющегося главе, и в связи с этим так или иначе строит свое речевое поведение.

Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций, постоянно ориентируется в обстановке общения, и в своем партнере, и в присутствующих третьих лицах и постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение. Это владение переключением речевого кода при том или ином ролевом речевом поведении — составная часть наших речевых умений и нашей культуры вообще. Чем культурнее человек, тем выше его культура общения и тем совершеннее его способность переключаться.

Речевая деятельность (леонтьев)

процесс коммуникации совершенно неправомерно сводить к процессу передачи кодированного сообщения от одного индивида к другому. От такого упрощенного подхода можно было бы отказаться при условии, если мы предложим иное представление процесса коммуникации, более соответствующее нашему современному знанию о природе и конкретных факторах речевого процесса. Таким представлением и является «деятельностное» представление глобальной речи, трактовка ее как определенного вида деятельности, а именно как речевой деятельности.

Строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность – целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности.

Не совокупность изолированных речевых актов составляет объект лингвистики, а система речевых действий, речевая деятельность. Лингвистика моделирует в речевой деятельности как глобальном объекте одну ее сторону, психология – другую. Лингвистика интересуется тем, что специфично именно для речевой деятельности; психология же берет в речевой деятельности прежде всего то, что общо для любой деятельности

речевое действие

Существуют ситуации, в которых с помощью речи решается актуальная в данный момент жизненная задача, то есть осуществляются речевые действия. Но есть и другие обстоятельства, когда мы в поисках адекватного языкового выражения творчески работаем над данным материалом и создаем языковое произведение. В понятии "речевое действие" подчеркнем важный момент, от которого нельзя абстрагироваться, заключающийся в том, что речь "исполняется" в той мере, в какой ей удается реализовать практическое решение проблемы в данной ситуации, следовательно, речевое действие неотъемлемо связано с идеей развития. Иначе обстоит дело с языковым произведением.

Языковое произведение как таковое стремится к независимости от положения в жизни индивида и переживаний автора. Результат, представляющий собой произведение человека, имеет тенденцию к обособлению от конкретной ситуации и полной самостоятельности.

 

27. Леонтьев А.А. – Язык, речь, речевая деятельность

ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

объект - совокупность мыслительно-речевых актов (так было первично)

предметом лингвистической науки является сейчас именно система языка

предмет=обобщение различных моделей

Модель -такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Логическая модель – описание объекта, его некоторые черты.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

психология изучает процессы говорения, речь и лишь постольку занимается языком, поскольку его онтология как-то проявляется в этих процессах; лингвистика изучает язык как систему, но не интересуясь реализацией этой системы!

Речь (речевая деятельность) 2 осмысления:

«поток речи» (мыслительное содержание – главное)

как вид деятельности (более глубокое и обширное)

Для психолога в речевой деятельности основное 1 противопоставление — это пр-е речевого механизма и речевого процесса, 2 пр-е языка в предметной форме и языка как процесса, т. е. речи, речевой коммуникации.

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс коммуникации совершенно неправомерно сводить к процессу передачи кодированного сообщения от одного индивида к другому, иное представление процесса коммуникации, «деятельностное» представление глобальной речи, трактовка ее как определенного вида деятельности, а именно как речевой деятельности. (впервые так сказал Выготский)

(далее идёт текст из 16 вопроса)

Что же такое лингвистика? Это — учение об одной из сторон одного из видов или аспектов деятельности — именно речевой деятельности. Она выделяет свой предмет в объекте, каким является речевая деятельность.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ ЯЗЫКА КАК ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание речевой деятельности не исчерпывается простой реализацией коммуникативной системы.может выступать как побудитель деятельности как ее средство и как ее объект, вплетаться в практическую деятельность. Даже в обычной речевой практике коммуникативный аспект речевой деятельности часто уступает место использованию языка в заведомо некоммуникативных целях — например, в интеллектуальных актах, в частности в процессе языкового мышления.

Речевая деятельность - единство общения и обобщения.

ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК И ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знаки:

1) или генетически обусловливают формирование психики человека (языковые знаки, мимические знаки глухонемых);

2) или выступают как разного рода вспомогательные средства при функционировании человеческой психики, не будучи выводимы из более элементарных знаков и сводимы к ним (мнемонические средства, планы и карты, чертежи и схемы);

3) или, будучи сводимы к более «элементарным» знакам (т. е. функционально равнозначны им), выступают как эквиваленты этих «элементарных» знаков (например, знаков языка) в той или иной отдельной функции (знаки уличного движения, флажковый код, азбука Морзе).

Знак не есть реальный пред:мет или явление действительности. Это модель, обобщающая функциональные свойства данного предмета. Простые и сложные(сумма простых).

Под знаковой операцией мы понимаем такой компонент деятельности (операцию или даже действие; в последнем случае целесообразно говорить о знаковом действии), который связан с употреблением знака (как стимула-средства или стимула-объекта).

Под реальным знаком мы понимаем знак как элемент конкретной знаковой операции. «Виртуальный знак — это известные особенности деятельности, отвлеченные от конкретных знаковых операций и атрибутированные соответствующему материальному объекту, т. е. закрепленные в знаковой форме, это— деятельность, опредмеченная в знаке»

Соответственно анализ специфики языкового знака является частью проблематики теории речевой деятельности (психолингвистики), а само понятие языкового знака должно быть включено в число базисных понятий этой дисциплины.

Виды деятельности

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосу­ществующих на протяжении всего жизненного пути вида дея­тельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 4951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.101 с.)