Психология и естественные науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология и естественные науки



ü Патопсихология: занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой психол.нарушений при псих.заболеваниях, патопсихолог в клинике способствует более точной диагностике и коррекции при работе с личностью.

ü Нейропсихология: изучает специфические вклады, к-ые мозговые структуры вносят в протекание псих.Д + диагностика и коррекция нарушений при локальных поражениях мозга

ü Зоопсихология: изучает особенности поведения и псих.отражения животными их мира на разных ступенях эволюции.

ü Психофизиология: изучает нейрофизиологические механизмы псих.процессов.

Психология и общественные науки

ü Социальная психология: изучает особенности психологии людей, обусловленные включением их в различные группы, и психол.хар-ки этих групп.

ü Этнопсихология: изучает различия в психологии разных национальностей, особенности образа мира, специфику нац.характера, стереотипы и пр.

ü Историческая психология: изучает конкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных ист.эпох

ü Политическая психология.

ü Юридическая психология.

ü Экономическая психология.

Психология и технические науки

ü Психология труда и инженерная психология: изучает психол.особенности трудовой Д чел. разных профессий и человека-оператора (инженерка), адаптация изменений в производстве и на работе к психологии человека, проблемами профпригодности и индивидуальным стилем Д.

В вышеперечисленные группы не попали, но очень важны:

ü Педагогическая психология: изучает закономерности усвоения соц.опыта в учебно-воспитательной Д, опосредованной особыми орудиями учения.

ü Психология искусства: изучает процессы создания и восприятия произведений искусства + приемы и средства воздействия на реципиента автором

ü Психолингвистика: изучает проблемы психологии восприятия и порождения речевых высказываний + использование языка как важнейшего «психол.орудия».

ü Возрастная психология: изучает закономерности псих.развития чел. от рождения до смерти, в особенности период детства.

ü Общая психология: изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики в Д чел. и животных, фундаментальнейшая отрасль, исследования в к-ой (мышление, память, восприятие и пр.) должны проходить не только на материале здорового взрослого европейца, а и на материале детей, и на материале патологий

ü История психологии: рефлексирует всю науку, обобщает рез-ты и достижения конкретных психол. дисциплин, определяет перспективы развития.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

1. Определения

2. Классификации (Рубинштейн, Ананьев)

3. Современная систематика методов в психологии.

-Наблюдение

-Эксперимент

-Беседа

- Измерение

- Проективные техники

- Тесты (интеллекта, личностные опросники)

- Анализ продуктов деятельности

- Методы психологической практики

4. Соответствие методов и используемых гипотез.

 

 

(1) Определения

Характеристика науки включает не только ее предмет, но и определение метода.

Метод (в широком смысле ) – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). Это «путь к цели», где в качестве цели лежит объективное знание. Это общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания. По существу метод – это удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. Метод в этом смысле – теория в действии. Условно- это путь от незнания к объективному знанию, который опосредован принципами познания.

Метод (в узком смысле) – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Методика – процедура, техника сбора данных.

Часто происходит смешение понятий метода и методики, что приводит к путанице. Мы говорим именно о методе.

 

(2) Классификации методов в психологии

Классификация методов всегда носит условный характер, т.к. одно и то же название метода может маскировать совершенно разные теоретические позиции отдельных авторов.

По Корниловой: Исторически наиболее старой классификацией является выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования: 1) интроспекции, 2) экстероспекции, 3) понимания «непосредственное восприятие чужой души».

Рубинштейн:

ü Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

ü Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический, вспомогательный метод – физиологический эксперимент (в его основной модификации метод условных реакций)

ü приемы изучения продуктов деятельности

ü беседа, в частности клиническая беседа

ü анкета

Ананьев: в его классификации фактически отражена схема исследования в психологии.

ü организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный анализ);

ü эмпирические (все виды наблюдения, тесты, анкеты, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографические и др.);

ü приемы обработки экспериментальных данных (количественные – математическо-статистические методы и качественные);

ü интерпретационные (генетические фило- и онтогенетический и структурные методы: классификация, типологизация и др.).

 

Методы

1. Пассивные (Ограничены в контроле)

2. Активные

1. Лабораторные

2. Квазиэкспериментальные исследования (Устанавливают причинно-следственную связь)

1. Лонгитюдные

2. кросскультурные

3. психогенетические

 

 

(3) Современная систематика методов психологического исследования

Современная систематика методов отражает особенности познавательного отношения к психологической реальности – перечень решаемых задач или различие нормативов (и возможных выводов), различия в психологических гипотезах. Тогда мы будем говорить о следующих типах методов в психологии:

ü Наблюдение

-преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан

ü Эксперимент

-это вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соотв. с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причино-следственной зависимости.

ü Беседа

-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

 

ü Измерение

система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов

ü Проективные техники

ü Тесты

ü Анализ продуктов деятельности

-способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников

ü Методы психологической практики

 

Наблюдение

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан (словарь под ред. Петровского и Ярошевского).

Наблюдение как научный метод предполагает:

- определение цели и задач наблюдения;

- исходную описательную гипотезу;

- подробно разработанный план наблюдения (выбор объекта, условий наблюдения, способа наблюдения (напр., зеркало Гезелла), способов регистрации наблюдаемого, способов обработки получаемой информации).

Наблюдение часто включено в другие методы исследования: беседу, эксперимент и др.

При психол. наблюдении субъект наблюдения исп. спец. выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

ü единицы наблюдения - описание объекта в словаре ест. языка и языка научных понятий;

ü категория наблюдения разработка систем условных названий, искусственных созданных знаков и кодов, к-ые строятся на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении (например, система категорий в методе наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии, предложенном Р. Бейлзом).

Виды наблюдения (по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко)

ü несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану;

ü сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка;

ü включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс.

ü непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности;

ü непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера);

ü естественное (полевое) и лабораторное;

ü открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают).

 

Недостатки метода:

-предвзятое отношение (может исказить некоторые черты или факты);

-одиночное проявление черты, а принимается как характерное (галла-эффект, или эффект Ореола);

-противопоставление себе каких-либо черт;

-ошибки усреднения (неуверенность наблюдателя и выведение результатов как средние проявления);

- смешивание второстепенного с существенным.

 

Эксперимент

Эксперимент - метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

По Корниловой: это вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соотв. с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причино-следственной зависимости.

4 особенности по Рубинштейну:

ü в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;

ü экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

ü возможно попеременное исключение отдельных условий;

ü эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

 

В эксперименте проверяется каузальная гипотеза - предположение о существовании причинно-следственной связи между явлениями. Часто гипотезы возникают на насущных потребностях и при желании что-нибудь улучшить.

Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает в себя:

- НП (независимая переменная - управляемая, т.е. активно изменяемая исследователем переменная; представлена на двух или более уровнях, в экспериментальной гипотезе понимается в качестве причинно-действующего фактора)

- ЗП (зависимая переменная - то, что изменяется под влиянием изменение НП, в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждении и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д.)

- ДП (дополнительные переменные - переменные, влияющие на результат эксперимента, напр, время проведение, самочувствие испытуемого, интонация экспериментатора).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.156.75 (0.039 с.)