Виды восприятия, их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды восприятия, их характеристика.



Виды: от форм отраженияпространство (воспр величины, формы с помощью синтеза ощущений), время (отсутствуе тчёткий физ стимул; не обнаружен м-м, определ появление сенс сигналов), движения (отражение на изменение положения предмета в пространстве и во времения. В озможно при активном взаимодействии различных анализаторов: зрит, слух, вестибулярн); от целипреднамеренное (лежит цель, включено в д-ть) непреднамеренное (Вызванно особенност окр предметов + интер личности. Нет заранее поставл цели, отсутств. волевая активность), организ/не-.

24 Свойства образа восприятия:

1.Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности.

2.Избирательность означает преимущественное выделение объекта из общего фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры.

3. При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга. Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются.

4. Константность восприятия – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от изменения условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.

25.Сущность представлений, их виды и характеристика. Представление — псих познавательный пр-сс воссоздания образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений - отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем.

Свойства: 1. Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.. 2. Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. 3. Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». 4. Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается.

Мышление как психический процесс. Особенности мышления человека.

М. – псих. познават. процесс, характер. Обобщенным и опосредованным отражением отношений между явлениями дей-сти. Признаки:- обобщ. отражение действи-тего (чел постигает общие законом-ти);- познание мира опосредов. имеющимися знаиями;-словес. опосредование (мысл.дея-ть основ. на испол. понятий);-мыш. проявляется и развив. В случае проблемы, к-ю индивиду нужно решить. Мыслит.операции: анализ (мысленное разложение элемента на составляющие), синтез (воссоединение различ. элементов),сравнение (установ. сходства и различия между явлениями), абстрагирование(выделение наиболее существ. Признаков), конкретизация (представл. Единочного предмета во всем его многообразии), обобщение (объедин. предметов по общим признакам)

Физиологические основы мышления. Важнейшие характеристики мышления.

С физиологической точки зрения процесс мышления - сложная аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга, где в осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений ).

Специфичность мышления заключаются в том, что: 1. мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; 2. лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; 3. мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: а) носит опосредствованный характер; б) всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; в) исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; г) в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; д) связано с практической деятельностью человека.

Виды мышления, их характеристика.

По форме выд.3 вида мыш.

1. Нагядно-действенное –решение заачи осущ. С помощью реального физ. преобразования проб. ситуации, осущ. посредством манипуляции предметами. Набл. У высших жив.

2.наглядно-образное – для решения задачи испол. конкретные образы. испол. в дош. и млд. школ. возрасте.

3 абстрактно-лог (слов.-логич) – основано на испол. Понятий, суждений, слов. все виды тесно взаимосвязаны и допол. др.-др. По хар-ру решаемых задач выд. Теоритич (постиж. закономер-тей, свойств предметов и явлений) и практич (подразум. обработку планов и их осуществление). По степени развернутости выд дискрусивное (в ходе мысл. дея-ти чел осознает все ее этапы) и интуативное (решение задачи происх.быстро, спонтанно, не осознается посл-ть Результат мысл. дея-ти может быть рассмотрен с точки зрения новизны. Репродуктивное (воспроизвод) - испол. Имеющиеся спос-бы решения задач Продуктивное (творч) испол. новые подходы к решению задач

Основные процессы (операции) мышления. Формы мышления человека.

Формы: понятие – отраж. закрепленные в слове обобщен. Ё знания о существ. признаках предметов и явлений. Быв конкретные отраж. Связи и отношения между конкретными предметами и явлениями в окр. дейс-ти) и абстрактные (отраж. свойс-ва предметов). Суждение – отраж. С вязь между предметами, свойствами. быв. истинные и ложные. Общивыд. частные и единичные. Умазаключение – на основе известных чел суждений или понятий логически формулир. Новое суждение. Они могут вывод. 3 способами, на основе к-х выд. индуктивные умазакл.вывед.общего правила из частных фактов; дедуктивные умазакл. – распростр. Общего правила на конкрет. случай;

Умазакл. по анологии – новое суждкение вывод. По сходству с уже известным.

Связь мышления и речи.

Мышл взр, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз­никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.007 с.)