Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности.



 

 

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества, выступающие трансляторами социального опыта, называют институтами социализации. Здесь термин «институт» используется в широком социологическом смысле как сложившаяся в обществе форма отношений между людьми.

На дотрудовой стадии социализации ее институтами являются семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысляют первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа «Я». Роль семьи как института социализации естественно зависит от типа общества, его традиций и культурных норм, от национальной и социальной принадлежности, от других макро- и мезофакторов.

Во втором периоде дотрудовой стадии социализации основным ее институтом является школа, которая еще в большей мере, чем семья, зависит от общества, политического устройства государства.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречитим.

Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта.

 

Общее понятие об общении, функции и компоненты общения.

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайнеймере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление(развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляциюсовместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

 

В отечественной психологии одним из методологических принципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева). В общении осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъект — субъектные отношения.

 

Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с деятельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа (Б.Ф. Ломов):

Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.

На втором, или мезоуровене, общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках жизни.

Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции.

 

Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных

сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене или приеме — передаче информации между взаимодействующими индивидами.Обычно различают вербальную, и невербальную коммуникацию,

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

 

Г. Андреева определяет структуру(компоненты) общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов:

коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);

интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

 

 

Основные виды и структура межличностного общения.

Виды межличностного общения

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайнеймере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление(развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляциюсовместной деятельности. Происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

 

В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

 

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма (открытого)воздействияна партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

 

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстремальных условиях.

 

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

 

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая (скрытое) воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.

 

Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

 

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практически недопустима. Сферой "разрешенной манипуляции" несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Вместе с тем есть опасность переноса таких навыков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоотношений, контроль за собой и своей жизнью.

 

 

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

 

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.

2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

 

Столь же сложной является внутренняя структура самого общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

 

коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);

интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.01 с.)