Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии



Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии

Возникновению конфликтологиив конце 1950-х годов предшествовал длительный период формирования конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук.

Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях.. Аристотель утверждал, что государство является инструментом примирения людей.

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Выдающиеся мыслители этого периода: Николай Коперник, Джордано Бруно, Николо Макиавелли.

Новое время и эпоха Просвещения. Это была эпоха культурного подъема европейских стран. Наиболее характерные взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Адама Смита и др. В частности, Ф. Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны.

Первая половина XIX века. На этом этапе особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии – Иммануила Канта, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха и др. Их взгляды:проблема войны и мира.

Вторая половина XIX– начало XX века.

1. К этому времени был накоплен большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Были сильные соц. потрясения–войны, экономич. кризисы, соц. революции и т. п. Это требовало новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3. Возникаютновые науки и концепции, кот.изменили человеческие возможности социального познания. Среди этих наук – марксистская философия, социология, психология.

2. Особенности определения конфликта в отечественной науке

Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований.

Острые конфликты существовали в экономической, политической и социальнобытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (Поэтому в 1980 – начал е 1990х гг. дефицит конфликтологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликтов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров).

Потребность в урегулировании конфликтов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликта.

Поэтому в Москве, СанктПетербурге, Новосибирске, Белгороде и других городах открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликтов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликтологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях.

Во второй половине 1990х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман),выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А.Анцупов и А. Шипилов издают учебные материалы по конфликтологии, в которых систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей конфликта.

Проблема конфликта в зарубежной конфликтологии

Можно заметить несколько особенностей зарубежных исследований конфликта:

1. Более длительная история исследований в этой области 2. В конфликтологии за рубежом доминируют прикладные цели и задачи, поэтому эмпирические исследования имеют большую ценность, нежели разработка теории.

3. Представленные взгляды на вопросы конфликта более разнообразны, вариативны и поляризованы – все это расширяет теоретические границы понимания конфликтов.

4. Существуют специальные научные журналы, посвященные исследованиям конфликтов и конфликтологии.

Психологические исследования конфликта проходили по следующим направлениям: поведенческие конфликты; конфликты взаимодействия; конфликт как следствие фрустрации; природная агрессивность человека – основная причина конфликтов в этиологическом подходе; влияние окружения, группы и ее развития на конфликты; исследования конфликтов, объясняющие их природу наличием у людей социальных инстинктов и страхов – социотропное направление; психоаналитическое направление; изучение переговорного процесса при решении конфликтов; эксперименты по моделированию конфликтных ситуаций; исследование стилей поведения субъектов конфликта.

Столь разнообразные психологические исследования конфликтов дали значительные результаты, данные позволили сформулировать многие теоретические подходы в конфликтологии.

Например, стратегии поведения человека в конфликтной ситуации, выявленные Р. Блейком, К.Томасом и Дж. Мутоном (приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество, избегание), оказали большое влияние на теорию разрешения конфликтов.

Социологические исследования конфликтов признаются тождественными исследованиям в современной конфликтологии, потому что основные теории конфликтологии были разработаны именно благодаря исследованиям социологов. Социологические исследования, ставшие значимыми для конфликтологии: теории функционального конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер),структурнофункциональный подход (Т. Парсонс), теории конфликта в обществе (К. Боулдинг, Р. Дарендорф).

Исследования конфликта в политологии внесли свой вклад в конфликтологию благодаря теории политических групп (Г. Моска, А.Бентли), исследованиям политической стабильности (Дж. Блондел, С. Липсет) и элиты общества (В. Парето).

Конфликт как социально-психологический феномен.

Конфликт – столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.

Конфликт как социально-психологический феномен включает в себя следующие элементы:

-предмет конфликта – проблема, по поводу которой он возникает;

-конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия;

-участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт;

-повод к столкновению сторон;

-инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;

-средства и способы их использования конфликтующими сторонами;

-условия, в которых возникает и протекает конфликт.

При анализе конкретного конфликта необходимо выявить все эти элементы и их характеристики, а также его инициаторов, причины.

Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит несколько этапов и стадий.

Причины конфликтных отношений многообразны, и их можно свести в две группы: объективные и субъективные.

 

Отрицательные последствия

• прекращение развития личности, начало деградации;

• психическая и физиологическая дезорганизация личности;

• снижение активности и эффективности деятельности;

• состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;

• появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций н+а внутриличностный конфликт;

• появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;

• разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

Положительные последствия:

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;

3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».

Внутренние причины

Внутренние причины ВК коренятся в противоречиях между различ. мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

· противоречие между потребностью и социальной нормой. ВК, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом;

· противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

· противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

· противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность “не убий” и долг защиты отечества на поле боя.

· Внешние причины

· Внешние причины ВК могут быть обусловлены: положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе.

· 1 Внешние причины ВК, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе “Психология индивида и группы” выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих ВК:

· 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум иди часовой, не пропускающий в то или иное место;

· 2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

· 3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

· 4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

МЕЖГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.

В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать и некоторые другие их особенности.

Во-первых, следует определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они». 2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются. 3. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.

Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации

В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются:• собрания, совещания, митинги групп;• забастовки;• встречи лидеров;• дискуссии;• переговоры.

При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать функции этих конфликтов. В этом плане следует иметь в виду такие функции, как:• сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;• раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;• утверждение статуса личности в группе.

Типология

По сферам проявления конфликты делят на:

– производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;

– идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;

– социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека,

– семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

– общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон;

– острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий;

– слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;

– слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.

По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:

– внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности;

– межличностные при столкновении интересов двух личностей;

– межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа; межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.

По предмету конфликта различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные(случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников)и субъективные.

По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы;

– эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах и т.п.;

– социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.

Конфликты коммуникативной направленности разделяются на

– горизонтальные, в которых участвуют люд и, не находящиеся, как правило, в подчинении другу друга;

– вертикальные, участники, которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения.

Особую печать несет вертикальный конфликт (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон

По социальным последствиям конфликты бывают:

– позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации;

– конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности организации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации;

– созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному развитию, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.

По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.

По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.

От степени гибкости поведения противоборствующих сторон в антагонистическом или компромиссном конфликте зависят способ и масштаб его урегулирования. Конфликт может быть разрешен полностью, частично и привести к сотрудничеству участвующих сторон.

Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии

Возникновению конфликтологиив конце 1950-х годов предшествовал длительный период формирования конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии и других наук.

Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях.. Аристотель утверждал, что государство является инструментом примирения людей.

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Выдающиеся мыслители этого периода: Николай Коперник, Джордано Бруно, Николо Макиавелли.

Новое время и эпоха Просвещения. Это была эпоха культурного подъема европейских стран. Наиболее характерные взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Адама Смита и др. В частности, Ф. Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны.

Первая половина XIX века. На этом этапе особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии – Иммануила Канта, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха и др. Их взгляды:проблема войны и мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.207 (0.064 с.)