Развитие психологич. идей в Ср.века и период Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие психологич. идей в Ср.века и период Возрождения.



А.Я. Гуревич сделал вывод, что в эту эпоху складывается понятие о личности. 3 главных подхода в изучении человека: * теологический * мистический * философский. Деят-сть Фомы Аквинского. Он самый видный схолас), система которого стала ведущим направлением католицизма. Он признавал значимость телесного «человек есть не только душа, но и некое соединение души и тела». Цель человека он видел в достижении загробного блаженства, а средством его достижения считал добродетельную жизнь. Основной принцип его философии – гармония веры и разума.. Августин Блаженный большое внимание уделял проблеме человеческой личности и развития общества. Проблема личности рассматривается им в «Исповеди» лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого самоанализа он раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивости этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавляя его от грехаТ. обр., психология Средних веков из-за проникновения религии во все области знания затормозилась в развитии, но учение о личности, изучение соотношения психологического и физиологического дали начало дальнейшему развитию науки психологии. Бэкон в спорах со схоластами провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. В14 в. в Италии начинается эпоха Возрождения, её отличит. черта антропоцентризм (т. е. интерес к человеку и его деятельности). Браччолини: труд- одно из главных условий достоинства человека/ основа развития общества и культуры. Акцент на личной добродетели, достигаемой самим человеком в труде. Резко критикуется праздность, как проявление безнравственности. Леон Батист Альберти: предмет размышления- человек деятельностный. Самый большой парок- безделье. Манетти: говорил о высоких возможностях человека, развивает идею о богатстве эмоционального мира человека. Леонардо да Винчи: создание человеком чувственно-причинной связи явл средством познания закономерного строя вещей. Чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом.

3. Проблема развития в бихивиористических теор. развития. Сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской. Ее основоположник - Джон Уотсон. Согл. бихевиор. т., человек таков, каким он научился быть. определяют три типа обучения: классич. обусловливание, оперантное обусловл. и подражание. В процессе классич.обусл. используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. (малыш,кот.вздрагивает от сильн.звука.и плачет). Оперантное обусловливание Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию. Суть обучения посредством подражания заключается в том, что человек копирует чьи-то модели поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать обраэГцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

 

 

Билет № 12

1. Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание) Память -это психический процесс отражения, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением. З апоминание - обобщенное название мнемических процессов, Выделяют две (непроизвольная и произвольная) формы запоминания. Непроизвольное запоминание — это сохранение материала без специальных волевых усилий и сознательного использования каких-либо мненимических приемов. Произвольное запоминание или заучивание — это обусловленное наличием волевых усилий сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего извлечения.. Забывание. Теории забывания: угасания следов (забывание — естественный и пассивно протекающий процесс постоянного угасания следов памяти) и теория интерферирующего торможения (забывание — результат отрицательного влияния предшествующей или последующей деятельности. Воспроизведение — мнемический процесс воссоздания сохраненной раннее и актуализированной информации. Оно имеет формы: Узнавание — это кратковременное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение — это непосредственное воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями или чувствами либо деятельностью, выполняемой в данный момент (например, чтением книги). Произвольное воспроизведение — это осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Оно связано с постановкой специальной репродуктивной задачи и использованием определенных приемов. Припоминание — наиболее активная форма воспроизведения, связанная с избирательностью и реконструкцией воспроизводимой информации. Кодирование - отбор значимой информации и ее преобразование в адекватную форму хранения. Хранение — это накопление и удержание информации в сознании с целью ее дальнейшего использования. Извлечение — процесс актуализации и воспроизведения информации с переводом ее из долговременной памяти в кратковременную (т.е. сферу активного сознания).

2. Психологические учения 17-18в. Ассоцианизм. Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Впервые постулаты ассоциативной психологии были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В 17 веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. В 18в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Беркли утверждал, что нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояния, величина, положения предметов в пространстве относительно друг друга глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение..

Юм развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными и объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:1. Ассоциации случайные и неправильные – ас-ции по закону смежности в пространстве или во времени. 2. А. естественные и правильные – ас-ции по закону сходства и причинности. Д. Гартли – автор первой законченной системы ассоциативной психологии. развил представление Локка об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Опирался также на И. Ньютона. В главном труде – «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов); простейший аффективный план (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации.

3. Проблема развития в психоаналитических теориях развития. Фрейд считал, что снову теоретической концепции психоан-за сост. открытие бессознательного и сексуального начала. В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Оновной источник удовольствия -на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот. Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я». Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители пр-го пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. У мальчиков это наз-ся «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослым. Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются.

Психоанализом занимались Юнг, А. Адлер, К. Хорни. • по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур; по А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций; по К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

 

Билет № 13

1. Понятие мышления. Виды мышления. Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах. Мышление протекает в целом с опорой на знания, приобретенные ранее. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего. Виды мышления: 1. По характеру решаемых задач: - теоретическое – направлено на нахождение общих закономерностей. - практическое - направлено на разрешение частных конкретных задач. 2. По способу решения задач -наглядно-действенное - инструментом является предмет.-наглядно-образное - позволяет познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. По степени развёрнутости: - логическое - опосредованно логикой рассуждений, а не восприятия.-интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий. по степени новизны и оригинальности: -творческое (продуктивное) - мышление на основе творческого воображения.-воссоздающее (репродуктивное) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. По средствам мышления: - вербальное - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.- наглядное - мышление на основе образов и представлений предметов. 6. По функциям: - критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей - творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Формы мышления: Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе суждений делается определённый вывод.

2. Основные научные школы и направления в зарубежн. психол. в период с 30-90г.20в. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения. Структурализм Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Представители: Титченер.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Представители: В.Джемс, Кюльпе, Карл Бюлер.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Функционализм - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Представители: Ф.Брентано, К.Штумпф, Джона Дьюи.

В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

БИХЕВИОРИЗМ

Бихевиористы считали, что предметом психологии является поведение, а не со знание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Представители: Эдвард Торндайк,Уотсон, Скиннер

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основные идеи:

Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы,внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.Важнейшими хар-ми лич-ти являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.

Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя

Представители: Г.Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс.

 

3. Проблема развития в когнитивных теориях развития. До Пиаже в психологических представлениях о когнитивном развитии ребенка доминировали два подхода: в одном, основанном на принципе биологического созревания, исключительная роль принадлежала «природной» компоненте развития; в другом, опиравшемся на принцип научения и влияния среды, почти исключительное предпочтение отдавалось «приобретенной» компоненте. Пиаже подошел к проблеме иначе, сосредоточившись на взаимодействии между естественно созревающими способностями ребенка и его взаимосвязями с окружением.

Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в результате изменившихся условий и в соответствии с ними. Аккомодация, восстанавливая нарушенное равновесие в психике и поведении, устраняет несоответствие между имеющимися навыками, умениями и условиями выполнения действий. Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств. Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами, классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру. Стадия формальных операций (11 лет и более) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться будущим.

Билет № 14

1) 1. Сравнительный анализ теорий мышления. Ассоциативная психология. Рассматривала процесс мышления как образование обобщенных ассоциаций, а формирование понятий – как процесс образования общих представлений, методом наложения фотографий Ф.Гальтона. мышление сводилось к памяти. Ассоц. псих-ия опиралась на логику, а значит изучала мыслительные логические операции.

2) Бихевиоризм - мышление как научение, т.е. формирование устойчивых связей методом проб и ошибок, фор­мирования сложных связей между стимулом и реакцией.

Ввел понятие мышления как способ решения практических задач и сам термин - практическое мышление.

3) Вюрцбургская школа - мышление как внутренний психический процесс.. Ввела понятие «умственные задачи» и понятие «операция умственная».

4) Гештальтпсихология. Как способ организации восприятия. Понятие «визуальное мышление» - непосредственное восприятие информации. Не все мышление осознается. Значительную роль играет интуиция. Ввели понятие «инсайт» (Вертгеймер).

Мышление сводится только к наглядно-образному процессу.

5) Когнитивная психология. Концепция Дж.Брунера.

А)Сенсомоторное отображение действительности: чувства; движения (основа мышления). На этой стадии развивается практический интеллект или наглядно-образное мышление. Б) Иконическое отображение действительности – начинается с процессов интериоризации. Развитие памяти и наглядно-образного мышления. В) Символическое отображение действительности – вместо образов возникает обобщение и опосредование образов действительности в виде символов (понятий).

6) Психоанализ - мышление как мотивационный процесс. Мыслительная деятельность может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя - желаемого мотива. Теория аутического мышления (Э. Блейлер). Аутизм - доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира. Э. Блейлер показывает регулирующее влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышление.

7) Гуманистическая психология. (К. Юнг, А. Маслоу). анализируя мотивы самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление.

8) Операциональная концепция интеллекта. (Ж. Пиаже) - мышление рассматривается как биологический процесс. Использует понятие "интеллект", а не мышления, выделено пять стадий.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).

2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).

3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).

4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет).

5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).

9) Деятельная теория мышления - рассматривают как процесс и как деятельность (Леонтьев, Давыдов, Тихомиров), как условие самостановления личности.

 

2. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии. В конце 50-х—начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования — необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология— начинают терять популярность. Их внутренняя -противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Направления: когнитивная психология. Возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, упрощенного подхода к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.(Дж. Брунер, Норман). Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию. Одним из влиятельных направлений «современной зарубежной психологии является логотерапия австрийского психолога В. Франкла. «Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. По Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл — логос — своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего» существования, он испытывает скуку, предается пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Гуманистическая пс. Впервые термин использован Олпортом в 30-е годы. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы усилиями Мэя, Маслоу, Роджерса и др.. Гуманистическая психология призывала не раскладывать человека на отдельные элементы, а изучать целостно, при этом больше внимания уделяя индивидуальным особенностям каждой личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.033 с.)