Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность



Моно­полистическая конкуренция аналогична свободной конку­ренции по ряду аспектов, но является ли она эффектив­ной рыночной структурой? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним долговременное равновесие в отрасли с монопо­листической конкуренцией с долговременным равновесием совершенно конкурентной отрасли промышленности.

Рис. 12.2а и 12.2Ь показывают, что рыночный меха­низм в отрасли с монополистической конкуренцией является неэффективным. Это происходит по двум причи­нам. Во-первых, в отличие от цен на совершенно конку­рентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки. Это озна­чает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Фактический объем произ­водства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Проникновение новых фирм снижает прибыли до нуля как на совершенно конкурентном рынке, так и на монополистически конкурентном рынке. На со­вершенно конкурентном рынке фирма сталкивается с гори­зонтальной линией спроса, и поэтому нулевая прибыль приходится на точку минимума кривой средних издержек (рис. 12.2а). На рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, и поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальных средних издержек. Эти резервные производственные мощности не­эффективны, так как средние издержки могут быть сокра­щены, если будет действовать меньшее число фирм.

Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая кон­куренция социально нежелательным экономическим явле­нием, которое следует регулировать правительству? Ответ, вероятнее всего, будет отрицательным по двум причинам. Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика. Обычно конку­рирует достаточное число фирм, фирменные марки това­ров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому ни одна фирма не будет обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые убытки от моно­польной власти будут также невелики. А так как кривые спроса фирм достаточно эластичны, их резервные про­изводственные мощности будут также невелики.

Во-вторых, неэффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, — широко­го ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообраз­ных конкурирующих товаров и их марок. Польза от раз­нообразия товара может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности или неэффективности в ре­зультате наклона вниз кривых спроса.

Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

На рис. 12.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 12.6,а), другая — минимизирует убытки (рис. 12.6,б).

Рис. 12.6. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D — спрос: MR— предельный доход; МС — предельные издержки: AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене Р1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 12.7.

Рис. 12.7. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D — спрос; MR— предельный доход; МС — предельные издержки; АТС — средние валовые издержки

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обэтом говорит этимология самого понятия "олигополия"(греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычноих число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например,в американской сталелитейной промышленности, в производствепервичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленностиСША: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер")приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производстваавтомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающейпромышленности США (производство домашних холодильников,пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек,открыток, телефонных аппаратов), для которых характернавысокая степень концентрации производства всего на несколькихфирмах.

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всегос экономией на масштабе производства (эффект масштаба), котораявыступает как важнейшая причина широкого распространения-и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильнойпромышленности США в 80-е гг., например, минимальноэффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Посколькумногие предприятия производили не менее двух моделейодновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд.долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм,поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущегоположения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что еслив начале XX в. число американских автомобильных фирм приближалоськ 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а внастоящее время их можно пересчитать по пальцам.Эффект масштаба — важная, но не единственная причина,так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимальноэффективный уровень. Олигополистическая концентрацияпорождается и некоторыми другими барьерами для вхожденияв отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как этопроисходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа"Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действияпатента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутреннейконкуренции.

Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, есличисло фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формированиисвоей экономической политики вынуждена приниматьво внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, какшахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным)вариантам развития ситуации на рынке в результате различногоповедения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только два продавца, — дуополию. Дуополия — это частный простейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им

вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.Снижение цен имеет, однако, свои пределы.

В рассмотренном примере оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек.

А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

МОДЕЛЬ КУРНО

Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Чтобы увидеть, как это происходит, рассмотрим решение по объему производства, принимае­мое фирмой 1. Допустим, фирма 1 считает, что фирма 2 ничего производить не будет. Тогда кривая спроса фир­мы 1 совпадает с кривой рыночного спроса. На рис. 12.3 это показано как Di (О), что означает кривую спроса для фирмы 1 при условии, что фирма 2 ничего не производит. Рис. 12.3 также показывает соответствующую кривую пре­дельного дохода MRi(O). Мы предположили, что предель­ные издержки MCi фирмы 1 постоянны. Как показано на рисунке, максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 составляет 50 единиц (точка, где MRi (О) пере­секает MCi). Поэтому если фирма 2 ничего не производит, фирма 1 будет производить 50 единиц. Если фирма 1 считает, что фирма 2 выпускает 50 еди­ниц, тогда кривая спроса фирмы 1 представляет собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц. На рис. 12.3 это отмечено как Di (50), и соответствую­щая кривая предельного дохода будет MRi (50). Сейчас максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 равен 25 единицам (точка, где MRi (50) = MCi). Предпо­ложим, фирма 1 рассчитывает, что фирма 2 будет произ­водить 75 единиц. Новая кривая спроса фирмы 1 D1(TS).

Рис. 12.3. График оптимизации объема производства фирмы 1

Теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 равен 12,5 единицы (точка, где MRi (75) = MCi). Наконец, пусть фирма 1 полагает, что фирма 2 будет про­изводить 100 единиц. Тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы 1 (не показаны на рисунке) пересекут кри­вую ее предельных издержек на вертикальной оси. Если фирма 1 рассчитывает, что фирма 2 будет производить 100 единиц, то фирма 1 не будет выпускать продукции. Подведем итоги: если фирма 1 думает, что фирма 2 не будет производить продукции, она выпустит 50 единиц; если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 еди­ниц, она сама будет производить 25 единиц; если она думает, что фирма 2 будет производить 75 единиц, она сама выпустит 12,5 единицы, а если она считает, что фирма 2 будет выпускать 100 единиц, тогда она ничего производить не будет. Таким образом, максимизирую­щий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2. Мы назовем график объе­ма производства фирмы 1 кривой реакции и обозначим ее как Q* (Q2). Эта кривая построена на рис. 12.4, где каждое из четырех сочетаний объемов производства, о которых речь шла выше, показаны точками х.

Сколько же будет производить каждая фирма? Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, и поэтому равно­весный уровень объема производства находится на пе­ресечении двух кривых реакции. Мы называем итого­вое равновесие объемов производства равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно предпо­лагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зави­симости от этого может максимизировать прибыль.

Равновесие Курно является примером того, что в тео­рии игр называется равновесием Нэша. При игровом рав­новесии Нэша каждый игрок делает наилучшее, что толь­ко он может при заданных действиях оппонентов. В итоге ни один игрок не имеет никакого стимула, чтобы изменить свое поведение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который макси­мизирует его прибыль, при данном объеме производ­ства своего конкурента, и поэтому ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.017 с.)