Особенности установления муниципальных избирательных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности установления муниципальных избирательных систем



ФЗ-67 не содержит понятия избирательной системы.

Ст.23 ч.3 ФЗ № 131: понятие избирательной системы (условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов)

Законом субъекта РФ устанавливаются: виды избирательных систем при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения; условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Уставом МО устанавливается избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. То есть субъект устанавливает перечень избирательных систем, а МО выбирает из них систему, исходя из своих особенностей в зависимости от количества политических партий и т.д.

Не все муниципальные районы свободны в своем выборе:

! Изм. от 20.03.2011 в ФЗ № 131 и ФЗ №67 (об основных гарантиях): обязательность установления пропорциональной ИС не менее чем для распределения половины депутатских мандатов в ПО городских округов и мун.районов численностью 20 депутатов и более. То есть мажоритарной избирательной системы быть не может. Только смешанная или пропорциональная. Обход нормы – численность депутатов менее 20. Если говорить о густонаселенных МО – обойти запрет не удастся. Выбор будет связан только с двумя вариантами.

Вопрос – каким образом на муниципальном уровне должна выбираться избирательная система? Исходя из чего? Из конституционного статуса МСУ. Это самый приближенный публичный уровень власти к населению. Значение представительства проявляется максимально. Выбираются конкретные лица. Что касается партий. В странах, где разрешается использование пропорциональной системы, имеются местные политические партии. В РФ политические партии охват деятельности имеют общероссийский. Вопрос – как должен действовать тот избранник, который стал депутатом по спискам – действовать с программой своей политической партии или с местными интересами? Конфликт вполне возможен. В ряде МО закрепляется запрет для депутатов выходить из фракции, которая создана по принадлежности к политической партии. Если исключают из партии –что делать?

Возникает следующая проблема – участие гражданина в МСУ ставится в зависимость от волеизъявления иного субъекта – политической партии, которая может не включить беспартийного в свой список. Вопрос – что делать такому лицу? Постановление КС по делу Болтушенко.

Ограничение возможности выбора избирательной системы. Законодатель 16.10.12 внес изменения в ч.3 ст.23 ФЗ-131 – в том случае, когда в МО численность депутатов менее 20 и используется смешанная избирательная система – по спискам должно распределяться не менее 10 мандатов.

МО должно иметь возможность выбирать избирательную систему из вариантов. Есть субъекты, где муниципалы не выбирать систему, это делает субъект: Чеченская республика и Ингушетия. Данная ситуация ограничивает избирательные права, не учитывает конституционную природу МСУ. КС высказался за то, что правовое регулирование не должно быть произвольным, но не исключается возможность выбора пропорциональной системы. Ситуация отсутствия выбора объясняется особенностями территорий и тем, что на них проводится муниципальная реформа. Такое ограничение имеет временный характер. В дальнейшем должна быть предоставлена возможность выбора. То есть это определенная гарантия консолидации местных сообществ. Ср.: ФЗ от 24.11.2008 №207-ФЗ, определение КС РФ от 1.06.2010 по жалобам Зурабова и Имагожева №830-О-О. Ограничения в выборе избирательных систем могут быть только временными, обусловлены объективными причинами.

Виды избирательных систем на муниципальных выборах

Виды избирательных систем по выборам депутатов представительных органов МО:

мажоритарная ИС (по одномандатным или многомандатным округам). п.8 ст.18 ФЗ № 67

Пропорциональная ИС: правила применения

! Ср.: проблема реализации принципов избирательного права при применении пропорциональной ИС. Дело Гурмана и Болтушенко: пост.КС РФ от 7.07.2011. КС говорил об уровне поселения. Для городских округов и муниципальных районов пропорциональна система оправдана.

Особенности муниципальных избирательных систем в СПб:

Закон СПб: мажоритарная избирательная система по одномандатным или многомандатным избирательным округам по выборам депутатов муниципальных советов (ст.6)

Принцип всеобщего избирательного права: выбор лиц, не являющихся членами политической партии. Обратная сторона – если принадлежат партии, но партия данных лиц в список не включает. Что им делать? Других вариантов реализации пассивного избирательного права нет. Предлагается наряду со списками политических партий включать в избирательный лист самовыдвиженцев.

Принцип равенства при определении результатов волеизъявления избирателей. То есть каков вес голосов избирателей. При пропорциональной системе не исключается получение одинакового числе избирательных мест теми партиями, за которые подано существенно различающееся количество голосов избирателей. Небольшое количество депутатов может привести к тому, что невозможно определить пропорциональное количество депутатов и распределить мандаты. КС увязывает применение пропорциональной системы с введением субъектом дополнительных гарантий реализации гражданами пассивного избирательного права. Но на сегодняшний день в законодательстве субъектов таких гарантий нет.

Особенности муниципальных выборов: обязательность и периодичность выборов

· Срок полномочий органов МСУ и ВДЛ: устанавливается уставом МО от 2 до 5 лет. Соотношение срока полномочий и срока избрания

· Установление ФЗ № 67 дней голосования по выборам органов МСУ: второе воскресенье марта, второе воскресенье октября (ст.8)

· Условия и порядок сокращения, продления срока полномочий

· Условия и порядок совмещения дней голосования

· Назначение выборов представительным органом МО в сроки, установленные уставом МО на основании ФЗ № 67 и закона субъекта о МВ. Гарантии назначения муниципальных выборов в случаях неисполнения ПО его обязанности по назначению выборов

Особенности выдвижения кандидатов на муниципальных выборах

· Субъекты, наделенные правом выдвигать кандидатов, списки кандидатов на муниципальных выборах:

- граждане, обладающие пассивным ИП, путем самовыдвижения (мажоритарная ИС);

- Избирательные объединения (ИО) (индивидуально – мажоритарная ИС; в составе списка – пропорциональная ИС).

! Особенности понятия ИО на муниципальных выборах (региональное отделение политической партии; иное, помимо политической партии, общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, не позднее чем за год до даты выборов /дня голосования/ и заключает союз с политической партией).

Условия регистрации кандидатов

1) Заявление кандидата в окружную ИК о согласии баллотироваться

2) Обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом депутата (ВДЛ) в случае избрания

3) Копия решения ИО о выдвижении (в случае выдвижения ИО)

4) Сбор подписей в поддержку выдвижения (СПб: 2 % от числа зарегистрированных избирателей, но не менее 10 подписей)

Тема Формы взаимодействия государственной власти и МСУ

Формы взаимодействия бывают разные. Взаимодействие в широком смысле. Участвуют два субъекта: гос.власть и МО.

Координация

Оценка эффективности деятельности муниципальных субъектов со стороны ОГВ. Происходят определенные преобразования. Сейчас однозначно нельзя говорить о том, что это координация. Существует проект на сайте Минрегионразвития, который изменяет методику оценки эффективности деятельности: привлекается население как ГМО, так и руководителей предприятий, учреждений. Проблема – в результате оценки деятельности ГМО может быть выдвинуто предложение об удалении в отставку главы по ст.74.1. То есть возникает ответственность. Механизм: при ГМО образуется комиссия, которая занимается анализом оценки деятельности с учетом высказанного мнения населением. С точки зрения природы это значит, что она превращается в контрольный инструмент. Ранее не было воздействия за низкие оценки показателей деятельности. К экзамену проект может стать Постановлением Правительства. Следить.

Государственный контроль

В отношениях МСУ действуют разные виды: судебный контроль, контроль со стороны ОГВ, контроль исполнительных ОГВ, прокурорский надзор.

Контроль в отношении собственных полномочий осуществляется только за законностью, в отношении переданных – за законностью и целесообразностью. Возникает вопрос о предмете контроля. ФЗ-131 ничего не говорит о содержании целесообразности. Законы субъектов тоже в подавляющем большинстве не регулируют. То есть по произвольным основаниям можно признать ненадлежащую реализацию переданных полномочий.

Можно выделить следующее содержание целесообразности: результативность, эффективность и качество переданных полномочий. Это вполне возможно. В законе, передающем полномочия необходимо указывать результаты осуществления переданных полномочий. Например, процент обжалования решений административных комиссий, каково обеспечение деятельности и т.д.

Неопределенный перечень ОГВ, осуществляющий контроль. По идее, контроль должны осуществлять органы, передающие полномочия, а также контрольно-счетные органы. Опять же, есть неопределенный круг обязанностей. Муниципалам можно вменить любую, а потом сказать, что они не исполнили.

Понятие контроля – система наблюдения и проверки.

Вмешательство

Ст.75 ФЗ-131. Весьма интересный институт. Позиция КС по Курскому делу запрещает осуществление ОГВ муниципальных полномочий. А закон разрешает это, когда имеется чрезвычайная ситуация, ОМСУ не сформированы и не могут быть сформированы + наличие задолженности МО, не позволяющая решать вопросы местного значения, то есть возникает ситуация социального бедствия. Водится временная финансовая администрация + муниципалы ненадлежащим образом осуществляют переданные полномочия: нецелевое использование средств, нарушение законности в области переданных полномочий.

КОЛЛИЗИЯ

Происходит изъятие из компетенционной основы МСУ. Полномочие – характеристика статуса МСУ как публичной власти. МСУ остается без полномочий. На откуп государственной власти не отдается принятие устава и изменение в него.

Пункт первый - Здесь вмешательство оправдано с т.зр. ч.3 ст.55 Конституции – введение ограничения приведет к меньшим последствиям, чем невмешательство.

Пункт второй – исходя из закона важен факт задолженности, неважно, кто это сделал. То есть причинно-следственной связи как таковой не имеется. Вопрос – насколько здесь ситуация правомерна? Какая степень полномочий должна уходить временной финансовой администрации? То есть вопрос о соразмерности. На каких основаниях вводить. Должна ли быть причинно-следственная связь между действиями представительных органов и задолженностью? Введение администрации – не основание роспуска представительного органа.

Пункт третий – почему МО как публичный субъект должно терять, если ненадлежаще исполняли свои обязанности должностные лица? Норма необоснованна, она не отвечает целям и характеру МСУ. Статья Елисеевой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.149 (0.017 с.)