Этапы развития мирового хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития мирового хозяйства



Вопрос 1

Понятие мировой экономики

Мировой экономике (мировому хозяйству, всемирному хозяйству) можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика — это сумма всех национальных экономик мира, по узкому определению — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые бы не взаимодействовали с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.

Этапы развития мирового хозяйства

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли, которая представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.
Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.
К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров. Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира – вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.
Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV – XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.
Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф. В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг.
Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии). Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении – из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.
Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.
После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения. В процессе эволюции современной мировой экономики выделяют несколько этапов:
1) конец ХIХ – до Первой мировой войны. Это этап усиления открытости мировой экономики. Сырьевая направленность мировой торговли преобладала. Однако доля экспорта постоянно росла;
2) период между Первой и Второй мировыми войнами. Он характеризовался неустойчивостью и кризисами, сопровождавшими развитие мировой экономики. Усилилась тенденция к автaркии национальных хозяйств и протекционизму, а также к снижению роли экспорта;
3) период 1950–70-х годов ХХ века. Этап характеризуется возникновением интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства.
4) период – 1980-90-е гг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.
5) конец ХХ – начало ХХI века – современный этап формирования мирового хозяйства. Его отличают возросшая степень освоения географического пространства, формирование международных производительных сил, усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости. Вступление мирового хозяйства в новый этап развития сопровождается активизацией сотрудничества между странами в хозяйственной сфере.

Вопрос2

Международное разделение труда - основа формирования и развития мирового хозяйства

Основу объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство составляет международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

МРТ - объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.

МРТ - основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов. Сущность МРТ проявляется в динамическом единстве двух процессов производства - его расчленении и объединении.

Единый производственный процесс не может не расчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы. Вместе с тем такое расчленение - это одновременно и объединение обособившихся производств и территориально-производственных комплексов, установление взаимодействия между странами, участвующими в системе МРТ. Обособление (и специализация) различных видов трудовой деятельности, их взаимодополнение и взаимодействие - основное содержание разделения труда. Иначе говоря, разделение труда есть одновременно способ соединения труда.

Необходимость повышения производительности труда, обусловливающего экономический и социальный прогресс, - движущая сила в углублении разделения труда, в том числе и международного. МРТ осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством рационализации общественных производительных сил.

MPT можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.

МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Как и разделение труда вообще, МРТ не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира независимо от их социальных и экономических различий является их стремление к получению экономических выгод. Реализация получаемого участниками МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости - движущая сила МРТ в условиях товарного производства.

Поскольку в любых социально-экономических условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, т.е. мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, соответствующих законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости.

Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта.

К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в МРТ, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.

Под влиянием МРТ торговые связи между странами усложняются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает сложной структурой. Она включает международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое.

Всемирными производительные силы становятся в результате международной специализации и кооперации производства, проявляющихся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается «дополнительная» сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого звена образующейся системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что приводит в конечном счете к усилению целостности этой системы. Последняя во все большей мере приобретает потенциал, превышающий сумму потенциалов составляющих ее частей.

При всей сложности и противоречивости современный мир в экономическом отношении есть определенная целесообразная система, объединяемая международно-обобществленным производством при достижении относительно высокого уровня развития. МРТ - это тот «интегратор», который образовал из отдельных элементов всемирную экономическую систему - мировое хозяйство. Являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, МРТ создало объективные условия для растущей взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран, расширило пределы интернационализации до общемировых.

При рассмотрении мирового хозяйства как системы следует учитывать также порождаемую МРТ взаимовыгодность экономического общения между различными странами, являющуюся движущей силой этой системы. Общность экономических отношений, придающая им всемирный характер и всемирный масштаб, состоит в совпадении объективных потребностей во взаимном экономическом общении и глубинных экономических интересов всех стран. Совпадение ни в коей мере не означает их однородности, равно как и единой политико-экономической природы отношений, из которых проявляются эти интересы.

Вопрос 3

Вопрос 4

Усиление интернационализации хозяйственной жизни, усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни, обусловливает необходимость их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, права на заключение договоров, на привилегии, иммунитета и т.д.).К таковым относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: "Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией". Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций. В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000

Вопрос 5

Первой логической и хронологической ступенью интеграции является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путём постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУРв Южной Америке), о которых речь пойдёт ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнёры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок их действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ. К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более чётко выполнять принятые на себя обязательства, совершенствовать всю систему внешне экономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем, следует отметить, что взаимодействие стран-участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создаёт серьёзную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС) - соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах. Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране.

Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макро экономическом уровне, что ведёт к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встаёт вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно- тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). Этот этап интеграционного развития уже давно реализован в Европейском Союзе, который, собственно, в 60-х и 70-х годах официально назывался Общий Рынок. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определённой мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т. д. Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удаётся не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы управления, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо решить несколько крупных задач. Именно ТС создаёт предпосылки для перехода к ЕР, решая две такие задачи: во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами- членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам. Третья задача, уже не реализуемая в рамках ТС, - разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя.

Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвёртая задача - создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Пятая задача, решаемая при создании ЕР - формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает «поворот» непосредственно к интересам потребителя, ориентацию на удовлетворение «потребностей на местах», позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это - Европарламент, Совет Министров, Суд и др. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь другие органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Своеобразную форму экономического союза и одновременно, в некоторых случаях, его крупную составляющую образует валютный союз, который может предусматривать: согласованное (совместное) плавание национальных валют; установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран- участниц; создание единой региональной валюты; формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром данной международной валютной единицы. Строительство ЕР призвано завершить создание подлинно экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени - экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран- членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который даже следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики страны какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если её проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль. Что касается Валютного союза, то фактически он уже существует (зона евро), но охватывает не все страны, входящие в ЕС.

Вопрос 6

Вопрос 7

Цель - получить доход

1 и 2 =предпринимательский капитал. Он идет на строительство новых и приобретение старых предприятий, на покупку акций, следовательно, образуется финансовая пирамида.

3. ссудный капитал. Осуществляется в виде международных займов, кредитов (одни страны другим). Средства могут предоставляться как государствами, так и банками. Предоставляются на условии:

· возвратности

· срочности

· платности

Ссудный капитал имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами – у заемщика имеется относительная свобода использования полученных средств. Есть страны, которые достигли успехов в своем развитии, благодаря займам – Индия, Южная Корея.

Причина вывоза капитала

«избыток» капитала имеется в некоторых странах

1. вывоз связан с определенным свойством капитала: капитал устремляется туда, где ему обеспечивается более высокая прибыль

2. зарубежный инвестор, прежде всего, проявляет интерес к природным ресурсам (дешевые) той страны, куда вкладывает капитал, а также, где дешевая рабочая сила, особенно в соответствии с квалификацией этой раб. силы.

3. инвестора привлекает большая емкость и динамичность развития рынка, уровень и степень конкуренции (она должна быть меньше)

4. различия в экологических нормативах. Экология в мире вызывает тревогу(так развитые страны вводят более строгие нормативы (меньше прибыли), чем развивающиеся (больше прибыли)).

Химический концерн в США должен тратить на экологию на 50% больше средств, чем если бы концерн находился в развивающихся странах.

5. При вывозе капитала есть возможность обойти различные тарифы и нетарифные барьеры, от существующей при ввозе товаров одной страны в другую страну. (т. е. выгодно вывозить не товар, а капитал)

6. Большое значение имеет политика принимаемой страны. Многие страны заинтересованы в получении инвестиций

Вопрос 8

Вопрос 9

Признаки

1. беспошлинный (льготный) режим ввоза и вывода

2. особенность от остальной территории, хозяйствующих, торговых и валютно-финансовых отношений

3. льготные условия деятельности иностранным инвесторам (освобождение от налогов в течение 3 лет деятельности, обеспеченность инфраструктуры и т. п.)

В настоящее время С вободные Э кономические З оны (СЭЗ) получили достаточно широкое распространение (в мире их более 1 000 000).

По характеру своей деятельности они достаточно разнообразны (СЭЗы)

Существует 6 видов СЭЗ:

1. Зона свободной (беспошлинной) торговли

Обычно эти зоны создаются на перекрестках международных транспортных путей. Там имеются складские помещения для хранения товаров, связь, офисные помещения, создаются условия для демонстрации товаров, доработки. Инвесторы могут придерживать товар, реализовать тогда, когда конъектура будет благоприятна

2. Экспортные промышленные зоны

Создаются для поощрения производства экспортноориентированных товаров (для производства товаров на экспорт)

3. Зоны развития новых и высоких технологий

Создание новых образцов техники, технологии. Эти предприятия имеют венчурный (рисковый капитал). Но зато в них сосредотачиваются самые лучшие специалисты (например кремниевая долина. в США более 1000 венчурных компаний; в Китае около 50)

4. специальные экономические зоны

Они направлены на развитие какой-то одной отрасли (аграрная зона, экозоны, сфера туризма)

5. зона банковских и страховых услуг

особенность: в них создается наиболее благоприятный валютный финансовый режим (никаких требований к происхождению вкладываемых денег, свободный вывоз прибыли и т. д.) Являются центром для отмывания денег.

6. Комплексные (отраслевые) зоны

Они включают в себя отдельные черты различных зон.

С созданием этих зон

· в бюджет поступают денежные средства свободной конвертируемой валюты.

· Ускоряются темпы экономического развития (поскольку привлекается производственный капитал, новая техника и т. д.)

· Привлечение инвесторов позволяет создать новые рабочие места. В этом случае страна получает т. н. излучаемый эффект (суть: местная раб. сила приучается к передовым технологиям, повышается квалификация)

Вопрос 10

Международный рынок услуг

Особенность его в том, что товарами на нем выступают услуги или невидимые товары)это услуги международного туризма, транспортные услуги, обслуживание судов в иностранных портах, сдача товаров в аренду, в том числе по лизингу, обмен научно-техническими знаниями)

Передача или трансферт технологий обычно рассматривается в:

Узком смысле – передача конструкторских решений, знаний, прошлого опыта, которые необходимы для производства определенных товаров и услуг (сюда входят услуги в сфере рынка) В широком смысле – передача знаний. В узком смысле (чистом, неовеществленном виде) + передачу в материальном смысле (овеществленном виде). Предполагается экспорт промышленной продукции, которая создается на основе новых технических решений. В последнее время закрепилась передача целых предприятий.

Передача технологий не является единственным актом купли-продажи. Обычно между сторонами существую длительные хозяйственные отношения

Основные составляющие передачи технологий:

Отбор и приобретение технологий Адаптация их к условиям той страны, куда они переданы Освоение их

В настоящее время рынок технологий развивается ускоренными темпами. Причины:

Усиление неравномерности экономического развития отдельных стран (разные страны направляют различные средства на развитие науки и техники. Лидеры: США + другие развитые страны. Они заинтересованы в быстрой окупаемости средств. Они производят соответствующие товары, реализуют их по монопольным ценам, после насыщения рынка пытаются как можно быстрее продать технологии). Монополизация НТП крупнейшими фирмами мира (ТНК). Механизм заинтересованности здесь аналогичен. ТНК – мировые империи, имеющие ограниченные средства. Обострение борьбы на мировом рынке

 

Вопрос 11

Вопрос 12

Вопрос13

Западная Европа

На этом рынке:

импортеры: Германия, где проживает более 5,5 млн. граждан других государств. Они составляют порядка 7% населения

экспортеры: Турция, страны бывшей Югославии, Польша, страны восточной Европы и СНГ, страны Африки.

Причины привлекательности Германии –высокая з/п, социальная защищенность,, политическая стабильность и выгодное географическое положение в центре Европы.

2-ой импортер – Франция – 4млн.

- Великобритания – 2млн.

- Бельгия – 1млн.

- Нидерланды – 800 000

Страны Латинской Америки

импортеры: Бразилия, Мексика, Аргентина

экспортеры: соседние, более бедные государства (Эквадор, Уругвай, Парагвай)

особенность: сезонность, нелегальность, нерегестрируемость.

Вопрос 14

Оценка процесса миграции

Однозначной оценки этого явления не существует. Это означает, что и для стран-импортеров, и для стран-экспортеров есть и «+» и «-» стороны.

Отрицательные последствия для стран-экспортеров:

Лишается наиболее активной и ценной части рабочей силы Моральный ущерб – наиболее молодая часть рабочей силы ориентируется на отъезд, падает вера в перспективу развития национальной экономики, снижается имидж, рейтинг страны, а следовательно снижаются иностранные инвестиции, усиливаются позиции конкурентов во внешней экономической деятельности.

Положительные стороны:

Работа импортеров в других странах приносит им значительный доход в виде денежного оборота Источник получения иностранной конвертируемой валюты един-ый Привоз с собой мигрантами значительной части материального пользования товаров Для развития предпринимательской деятельности в своей стране с помощью заработанных средств, следовательно, укрепляется экономика Возвращение более квалифицированной рабочей силы

Положительные стороны для стран-импортеров:

Получение значительной выгоды от ……… квалифицированной рабочей силы Экономика многих стран создавалась рабочей силой, извне поступлений (Канада, Австрия, Новая Зеландия Израиль) Сокращение покупок лицензий, патентов, различного рода открытий, изобретений (т. е. сами страны-носители этих новинок) Приток иностранной рабочей силы >>> рост конкуренции >>> стимулирует деловую активность >>> просто производительности труда

Отрицательные стороны:

Дополнительная конкуренция >>> рост безработицы Рост социальной направленности в стране – конфликты по национальной, расовой, религиозной почве

Более выгоден для импортеров, чем для экспортеров. Необходимо совершенствовать законодательство, регулирующую миграцию (порядок ввоза, прибывания). Регулирование: дву-, многосторонние соглашения между сторонами. Документы: «по сохранению прав мигрантов в области социального обеспечения»; «об основных целях и нормах социальной политики»; «против умолчания прав в области труда»; «утечка умов» из развивающихся в развитые страны. 2 способа:

Из числа иностранных студентов производится отбор наиболее перспективных, которым предполагается остаться Переманивание из числа подготовленных в самих развивающихся странах

 

Вопрос 15

Вопрос 16

Меркантилизм

Основная статья: Меркантилизм

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

  • необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);
  • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;
  • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
  • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
  • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

  • у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  • развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  • существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Основная статья: Парадокс Леонтьева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.087 с.)