Билет №29. Различные подходы к анализу государства в экономической теории. Функции государства и его границы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №29. Различные подходы к анализу государства в экономической теории. Функции государства и его границы.



Функции государства

Вслед за фирмой еще одним видом организации является государство.

Несмотря на его размеры и отнесение анализа государственного

вмешательства к предмету не микро-, а макроэкономики,

государство следует рассматривать не в качестве института, а в

качестве особой организации. Главным обоснованием для такого

подхода служит факт делегирования гражданами части своих прав

государству — именно на этой основе государство осуществляет

свою деятельность. Иначе говоря, природа государства определяется

властными отношениями, возникающими между гражданами

и государственным аппаратом. Обычно распределение прав между

гражданами и государством фиксируется в конституции, играющей

роль социального контракта. Например, американский Билль

о правах эксплицитным образом разграничивает те права, которые

не могут быть отчуждены от индивидов ни при каких условиях от

тех прав, которые могут быть переданы ими государству1.

Ради чего граждане добровольно отказываются от части своих

«естественных» прав и передают их государству? Как и в любом

другом варианте властных отношений, гражданами движет уверенность

в том, что государство успешнее их самих справится

с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий.

Набор этих функций определен «провалами» рынка, т. е. задачами,

решение которых невозможно на базе классического и неоклассического

контрактов2. К таким задачам относятся3:

• спецификация и защита прав собственности. При условии

не нулевых трансакционных издержек распределение прав собст-

венности оказывает влияние на эффективность использования

ресурсов;

• создание каналов обмена информацией. Равновесная цена формируется

на базе-развитой информационной инфраструктуры рынка,

позволяющей его участникам обмениваться информацией с минимальными

издержками и минимальными искажениями;

• разработка стандартов мер и весов. Деятельность государства

в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества

обмениваемых товаров и услуг. В более широком смысле

к разработке универсальных мер относится и организация государством

денежного обращения, ведь именно деньги в одной из

своих функций являются наиболее универсальной мерой обмена;

• создание каналов и механизмов физического обмена товаров

и услуг. Инфрастуктура рынка включает в себя не только каналы

обмена информацией, но и каналы физического движения товаров

и услуг: транспортную сеть, организованные площадки для

торгов и т. д.;

• правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьейстороны в конфликтах. Возникновение при выполнении контрактов

непредвиденных обстоятельств требует вмешательства «третьей»

стороны (суда) для создания гарантий против их оппортунистического

использования сторонами контракта;

• производство общественных благ. Чистые общественные блага,

производство которых сталкивается с проблемой безбилетника,

требуют использования государством принуждения для финансирования

их производства. Речь идет в первую очередь о таких

общественных благах, как оборона, в меньшей степени — здравоохранение

и образование.

21.4. «Граница» государства

Аналогично постановке вопроса о наличии предела в экспансии

фирмы по отношению к рынку требуется объяснить существование

пределов роста государства. Если учесть, что полная монополия

государства на выполнение функций гаранта исполнения контрактов

приводит к высоким трансакционным издержкам, принимающим

форму высоких издержек подчинения закону, то разумно

предположить, что государство выступает гарантом не во всех,

а лишь в некоторых взаимодействиях. В остальных сделках действуют

альтернативные механизмы гарантирования их реализации 18.

Чем же определяется круг гарантируемых государством сделок?

Этот круг ограничивается теми сделками, гарантирование

которых государством связано с меньшими издержками, чем

те, которые возникают при обращении сторонами контракта

к альтернативным гарантам. Поэтому вопрос «делать самому или

покупать на рынке», сформулированный в отношении фирмы,

следует переформулировать в отношении государства на «гарантировать

самому или делегировать право контроля другим гарантам».

Например, сравнительный анализ различных стран показывает,

что в одних странах все сделки, связанные с социальным и медицинским

страхованием, гарантируются государством, тогда как в

других странах социальное и медицинское страхование делегируется

частным фирмам 19. То же самое верно и в отношении образовательных

услуг. Это позволяет предположить, что при сравнении

альтернативных механизмов гарантирования сделок следует принимать

во внимание соотношение связанных с ними трансакционных

издержек в конкретных экономических, социальных и политических

условиях. Следовательно, не существует абсолютной границы

государства и не существует оптимальных размеров государственного

вмешательства в экономическую и социальную жизнь

безотносительно к конкретным историческим реалиям.

Данный вывод подтверждается анализом роли государства в

исторической перспективе, сделанным Дугласом Нортом. В своей

наиболее известной книге «Структура и изменение в экономической

истории» он говорит о двух экономических революциях,

причем обе связаны с изменением круга сделок, в которых государство

выступает в качестве гаранта. Итак, первая экономическая

революция, по Норту, произошла в момент перехода от кочевой

к оседлой жизни человека, когда земледелие стало основным

источником увеличения ресурсной базы. Именно в этот момент

появились первые формы государственного устройства как гаранта

прав собственности на землю. «Исключительные права собственности

[на землю] обеспечивают для собственника прямые стимулы

для увеличения эффективности и производительности [ее использования]

»20. Таким образом, результатом первой экономической

революции стал рост продукта, производимого сельским хозяйством.

Вторая экономическая революция произошла в начале XIX в.,

и она предшествовала началу промышленной революции. Точнее,

вторая экономическая революция создала предпосылки для промышленной,

ибо заключалась во включении в сферу гарантируемых

государством контрактов тех, кто связан с правами собственности

на изобретения и прикладные разработки. «Специфицированные

права собственности на изобретения увеличили отдачу от научно-

исследовательской и изобретательской деятельности»21 и сократили

тем самым дистанцию между научным знанием и техникой.

Патентное право, законодательная защита промышленных секретов,

регулирование законом использования торговых марок и торговых

знаков создали стимулы для появления и широкого распространения

технических изобретений и соединения науки с производством.

Возможно, следующим радикальным изменением роли государства

станет решение им проблемы защиты интеллектуальной собственности,

актуальность которой подчеркивается распространением

различных форм «пиратства», препятствующих развитию культуры

и искусства.

Выводы. Индивиды делегируют часть прав по контролю

своей деятельности государству, ожидая, что на основе своей монополии

на осуществление насилия оно сможет более эффективно

специфицировать и защищать права собственности, чем они сами.

Поэтому основная функция государства с институциональной точки

зрения — спецификация и защита прав собственности. Оптимальные

размеры государства определяются кругом тех сделок, в которых

государство действует в качестве гаранта более эффективно,

чем другие гаранты (стороны сделки, арбитр, социальная группа).

Оптимальные размеры государства не абсолютны, а исторически

обусловлены

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.014 с.)